ВОПРОС НЕДЕЛИ:

Сможет ли российское правительство выполнить свои социальные обязательства перед населением в связи с резким падением цен на нефть?

Николай БЕЗБОРОДОВ, зампред Комитета Госдумы по обороне:

В связи с резким падением цен на нефть не только правительство, но и вся Россия окажется поставленной в тяжелейшие условия. Но социальные обязательства перед населением выполнены будут. Страшно и бесперспективно другое: доходную часть бюджета формирует продажа сырья, а не работа промышленности и сельского хозяйства.

Михаил БУГЕРА, член Комитета Госудумы по делам Федерации и региональной политике:

Отвечая на этот вопрос, я бы разделил понятия “обязательства” и “обещания”. Обязательства, понимаемые как обеспечение некоторого достаточного уровня социальных услуг, скорее всего, будут выполнены, а вот обещания, конечно, нет.

Павел БУРДУКОВ, зампред Комитета Госдумы по безопасности:

Социальные обязательства правительства России в бюджете 2001 года не так уж и велики. Вместе с тем мировая цена на нефть вряд ли упадет ниже, чем заложено в бюджете, для которого к тому же это не является определяющим фактором. Поэтому не вижу причины для отказа от выполнения социальной программы.

Игорь ИГОШИН, член Комитета Госудумы по аграрным вопросам:

Если под социальными обязательствами понимать исполнение соответствующих статей бюджета-2002, то правительство почти наверняка сможет их выполнить. В этой части бюджетная конструкция выглядит достаточно прочно.

Но если понимать социальные обязательства государства как удовлетворение потребности граждан в безопасности, медицинском и пенсионном обслуживании, образовании и так далее, то вряд ли в следующем году правительство сможет выполнить их должным образом, как, впрочем, и в этом, и в прошлые годы. Цены на нефть здесь ни при чем. Даже если они будут очень высокими, это не спасет положения. Чтобы решить социальные проблемы России, простого увеличения экспорта недостаточно. Нужна структурная перестройка экономики и государства.

Олег МОРОЗОВ, председатель депутатской группы “Регионы России”:

Думаю, что да. Российский бюджет сегодня достаточно реален, а дополнительные доходы предполагалось направить в первую очередь на погашение внешней задолженности страны. Правительству придется пересмотреть порядок формирования резервного фонда для погашения долга и, возможно, провести переговоры с западными партнерами о его реструктуризации. Кроме того, ожидается, что падение цен останется в коридоре, позволяющем выполнить бюджетные назначения.

Андрей НИКОЛАЕВ, председатель Комитета Госдумы по обороне:

В связи с резким падением цен на нефть в полном объеме выполнить свои обязательства перед населением правительство России не сможет, так как бюджет страны у нас базируется именно на экспорте нефти.

Петр РОМАНОВ, заместитель председателя Госдумы:

Все мы знаем, что даже при очень высоких ценах на нефть правительство не выполняло свои социальные обязательства перед населением. Уровень жизни и заработной платы врачей, учителей, других работников бюджетной сферы остается крайне низким. Но даже эта мизерная зарплата задерживается, пособия и страховки вовремя не выплачиваются. Люди вынуждены протестовать, объявлять голодовки. У правительства “реформаторов” нет внятной промышленной политики – налицо двукратное падение производства и, как следствие, рост безработицы, потеря уверенности в завтрашнем дне; многолетнее недофинансирование правительством жилищно-коммунальной сферы и, как результат, деградация отрасли: целые дома, кварталы, поселки и города не отапливаются. В условиях беспрецедентного роста преступности ни один человек не чувствует себя в полной безопасности.

Ставка правительства на “сырьевую” экономику фактически превратила всю социальную сферу в заложника мировой конъюнктуры цен на углеводородное горючее.

Мартин ШАККУМ, зампред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:

Во-первых, цены на российскую нефть сегодня уже несколько повысились и составляют около 20 долларов за баррель. Это выше минимально допустимого для исполнения бюджета показателя, поэтому бюджет на 2002 год может быть выполнен. Более того, если правительству удастся обеспечить в полной мере собираемость налогов с нефтяных компаний, поступления в бюджет по этой статье дохода возрастут, как минимум, в два раза. В этом случае бюджет может быть перевыполнен, в том числе по социальным обязательствам, даже при снижении цен на нефть ниже 18 долларов за баррель, хотя я не уверен, что правительство сможет это сделать.

Хуже другое. Под панические вопли о “катастрофическом” снижении цен на нефть в правительстве находятся люди, которые начинают говорить о необходимости “сэкономить” на социальных статьях бюджета, финансировании армии и так далее, что совершенно неприемлемо.

Данная ситуация в очередной раз высветила печальную для нас картину. В течение всех последних десяти лет, пока мы выбираем оптимальный путь развития, наша экономика остается односторонне ориентированной на экспорт сырья. И никакой альтернативы, позволяющей бюджету “отвязаться от трубы”, мы пока не нашли. Доля России на мировом рынке высоких технологий становится ничтожной.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СТАВИМ “КИНОТАВРИКУ” ПЯТЕРКУ
КИНЧЕВ: “АЛИСА” МОЖЕТ ИГРАТЬ ВАЛЬС
Слово не воробей
ПОЛЮС СПРАВЕДЛИВОСТИ


««« »»»