Антисемейные Будденброки

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Роман Томаса Манна «Будденброки», написанный в 1901-м году, отличается таким изобилием действующих лиц, связанных между собой сложными родственными, личными и деловыми отношениями, что экранизация может быть приближена к тексту оригинала очень условно.  В основе произведения лежит история  уважаемой немецкой семьи, глава которой исторически контролирует не только бизнес-элиту городка, но и занимает государственный пост, дающий политическое влияние. С точки зрения современного обывателя, окруженного мощными средствами связи и разнообразной оргтехникой даже в домашнем обиходе, просто представить себе невозможно, как люди справлялись с таким объемом информации, имея только ручку и бумагу! Иоганн Будденброк трудится день и ночь, чтобы удержать в своих руках капитал и власть, завоеванную предками. Поразительно, как у этого гиганта мысли и отца… уже не важно какой демократии, еще сил хватает приходить на бал вовремя и улыбаться дамам.

Готовый бизнес

Кадр из фильма "Будденброки"

Кстати, о дамах. Рождение в семье девочки не сулило отцу ничего хорошего. Да и ей вряд ли можно позавидовать. Даже имея за спиной папины миллионы, шансов составить свое личное счастье очень мало. Охотников за хорошим приданым полно, а тот кто сердцу мил обязательно окажется по ту сторону стены, отделяющий элиту от всех остальных. Проблемы Тони, дочери Будденброка, не могут оставить зрителя равнодушным, несмотря на свою банальность.

Однако, трудно упрекать этих людей в черствости. Родители все же понимают свою дочь. Да, они тоже когда-то были молоды, тоже любили… тоже пожертвовали собой и подчинились законам своей семьи. Что же это за законы такие? К сожалению, ясно сформулировать их никто не потрудился. Поэтому, заблудшую молодую душу отсылают в темную комнату, где лежит огромная пыльная  книга – дневник семьи Будденброков, начатый праотцами. Книга содержит пространные записи об актах бракосочетания, рождениях и смертях, скрепленные фамильной печатью. Она обещает все разъяснить, но вместо этого напускает еще больше тумана в больное сознание, наводит безотчетный ужас и желание подчиниться.

Так что, когда почтенный отец семейства отсчитывает будущему зятю положенную сумму, это не выглядит как пошлая сделка. Человек все понимает, но он себе не принадлежит. Удержание власти фамилии любой ценой имеет уже другой смысловой оттенок. Впечатление от  Иоганна  Будденброка, так же как и от его старшего сына остается одно и то же. Эти люди взяли на себя большую ответственность и несут ее невзирая ни на что. Власть – это ведь не только деньги. Это, например, поддержание порядка в стране, законы, написанные образованными людьми, забота о будущем… В общем, все не просто.

К сожалению, Тони – далеко не единственная жертва семейных ценностей. Оба ее брата так же не нашли своего счастья. А диаметрально противоположные взгляды на жизнь все больше делали их врагами, приближая конец власти Будденброков, который все равно когда-нибудь должен был наступить. Нет в мире ничего вечного.

Кадр из фильма "Будденброки"

Кадр из фильма "Будденброки"

Красивые лица,  выразительные глаза, классическая музыка, дворцы и пейзажи… Все это создает фильм, который позволяет прикоснуться к истории и в полной мере ощутить дух того страшного времечка, когда каждое платье было произведением искусства, каждая жизнь – трагедия или подвиг, а смерть могла наступить внезапно в любом возрасте, так  как медицина еще только делала первые шаги.

“Будденброки” –  семейный роман. Хотя, по сути он “антисемейный”.  Манн последовательно дискредитирует идею семейственности, умервщляя одного за другим своих героев. Небывалая вещь – семейный роман, заканчивающийся гибелью почти всей семьи. Гротеск и трагедия, слитые воедино.

Томас Манн стал лауреатом Нобелевской премии за роман “Будденброки”, правда лишь через 30 лет. Что получит режиссер фильма  Генрих Брелер покажет время, но проблемы вековой давности смотрятся сегодня на одном дыхании.


Александра Лайт

Дизайнер, фотограф, журналист.

Один комментарий

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“Шок-шоу” группы “На-На”
Слезы очищения
Славянский форум искусств
Первому – двойка?
Явление Юмашевой народу
«Санденс» – возвращение к истокам
Rammstein записывает песню для Радистки К@т
Безумный Валентин
Ручной дракон
На краю бездны


««« »»»