Только ленивый не написал о сетевом дневнике (ЖЖ) Татьяны Дьяченко-Юмашевой. Я – не ленивый, я написал. И злобноватый генерал Коржаков отреагировал, заявив, что блог ведёт на самом деле её супруг Валентин, поскольку, де, сама президентская дочь «косноязычна». И добавил, что Юмашев «таскал деньги» Борису Ельцину. А фамилию Романа Абрамовича сам начальник президентской охраны узнал, когда она «впервые стала появляться в заявках на заказных пропусках»: олигарх якобы регулярно носил непосредственно Татьяне Борисовне «примерно по 180 – 200 тысяч, потому что чемоданчик примерно столько вмещает».
После своего 50-летнего юбилея урождённая Ельцина стала публиковать в ЖЖ фрагменты из рукописного журнала, который ей подарили старшие дети (хотя, замечу, ее падчерица Полина Дерипаска владеет вполне настоящим издательским домом Forward Media Group). Вспоминаются «потешные» флотилии Петра Великого. А здесь – СМИ потешное – масштаб-то другой. Кстати, там, в «потешном» глянце даже реклама есть – театра Иосифа Райхельгауза, куда, как пишет Татьяна Борисовна «мы по-дружески ходим». Среди авторов подарочного издания – теннисисты и кинематографисты (Евгений Кафельников, Анастасия Мыскина, Марат Сафин, Сергей Соловьев, Шамиль Тарпищев). И в компанию к ним Борис Немцов, поведавший, как в свое время к нему в Нижний примчался с новостью о назначении вице-премьером сперва суетливый Борис Березовский, а вслед явилась и величественная Татьяна Борисовна: «Тогда нижегородский бизнес во главе с Аникиным, моим покойным другом, решил сделать Тане уникальный подарок — «Письмо Татьяны» Пушкина в исполнении Фаберже. Это такая антикварная штучка – маленькая книжечка размером где-то миллиметров шесть, сделана из золота и инкрустирована бриллиантами. Книжечка с письмом была вложена в яичко Фаберже». Именно так и написал: «яичко». Ну да ладно.
В стёбном диалоге тандема Альфред Кох/Игорь Свинаренко, который украсил этот эксклюзивный подарок, помимо рассуждений о красивой груди Татьяны и её сексуальной привлекательности, есть и такой фрагмент: «Императрица Елизавета на штыках гвардии въехала на трон. Академию наук создала. Ломоносова привечала. Да и нынешняя английская королева Елизавета 57 лет уже правит. Столько, сколько Путину. Может, Борис Николаевич с Наиной Иосифовной маху дали, что назвали дочь Таней? А если б Лизой? А что, если и это правительство составила тоже она, и дуумвират, который думает, что он самостоятелен, изобрела? А когда ребята начнут договариваться, как делить должности, вдруг откроются врата и своей величественной походкой в залу войдет наша царица? То-то у них вытянутся лица! Особенно когда гвардия гаркнет «виват!!!». Она оглянется вокруг… Кто там из старого кабинета уцелел и не скурвился?».
Альфред Кох – сильный публицист. «Свин» так вообще числится классиком жанра. И готовь они диалог по-взрослому, наверное, все же не прокололись бы так с Академией наук, которая не Елизаветой создана (перепутали, надо думать, с МГУ), а основана по проекту императора Петра I, утверждённому Правительствующим сенатом 28 января 1724 года.
Исчез бы, пожалуй, и другой пассаж Игоря Свинаренко: «Я, кстати, удивился, увидев Татьяну на похоронах Гайдара (с Наиной Иосифовной и Валентином). Довольно много крутых ребят зассало прийти на панихиду и засветиться. Однако abandons a nos moutons – вернемся к нашим баранам (она ведь франкоговорящая, как известно): в чем конкретно ее роль в формировании того правительства?».
Бараны, овцы… Есть французское выражение revenons à nos moutons, а употреблённое в журнале – не существует вовсе. Вернее, не существовало ранее – учитывая популярность «Таниного дневника» берусь предсказать тиражирование данной бессмыслицы среди нашего малограмотного интернет-сообщества.
Татьяна Борисовна порадовала читателей своего блога и очередной записью (большинство т.н. постингов там, между прочим, появляются глубокой ночью – часа в два-три) о баснословном состоянии, которое ей приписывает злая молва. Пишет она не без сарказма и горечи (может быть, и искусственной, как знать): «С Виктором Степановичем Черномырдиным у нас прекрасные отношения, Вяхирева я не дала никому уволить. Где-то несколько газовых месторождений, несколько дочерних компаний, занимающихся поставками, трубами, все это точно должно было бы у меня где-то заваляться». Она проговорила вслед за Черномырдиным: мол, если кто-нибудь найдет ее французские особняки и швейцарские счета – пусть заберёт себе. Острословы отреагировали моментально: дескать, Путин, в свойственной ему душевной манере посоветовал все-таки Юмашевой самой найти и отдать, поскольку деньги Ходорковского, пущенные на реформу ЖКХ, уже заканчиваются.
В понедельник дочь первого российского президента обнародовала дополнение: «плач Ярославны» относительно материального состояние пополнился ещё одним куплетом. Татьяна Борисовна посетовала, что минувшим летом из-за кризиса её зять не смог арендовать домик на Средиземноморье и они отдыхали в кубанской столице. Массированные комментарии этого пассажа российскими блогерами можно свести к знаменателю: «Я плакаль». Зять Юмашевой, алюминевый магнат Олег Дерипаска, сосед – по списку Forbes – Романа Абрамовича, очевидно, пытался снять «домик» последнего в Антибах. Четыре года назад Абрамович купил знаменитый Hotel du Cap Eden Rock, вроде как за 1 млрд. 100 млн. евро. Тогда писали, что Eden Rock этих денег не стоит: «стоимость среднего 4-5-звездочного отеля рассчитывают так: один номер равен одному миллиону евро, тогда отель окупается. В Eden Rock 260 номеров, то есть его стоимость составляет четверть миллиарда». Впрочем, не удивлюсь, если Юмашева напишет, что ее товарищ Рома не смог из-за кризиса купить билеты на матч «Челси» и поэтому наблюдал матч «Омского ГазМяса» по ч/б телевизору «Рубин».
Я не берусь что-либо утверждать или опровергать: привык работать с документами, да и есть специально обученные люди для утверждений-опровержений.
Однако нелогично игнорировать комментарии подписчиков блога. Их, постоянных читателей, кстати, уже более восьми тысяч. Сопоставимо с реальным тиражом глянцевого журнала. Любопытно сравнить и с читательским массивом тех социально-значимых персон, которых дочь президента сама числит в своих онлайн-друзьях. Восемь тысяч – это вдвое больше, чем у Марии Гайдар, которая ведёт дневник уже пять лет. И больше, чем у вместе взятых – политика Бориса Немцова и публициста Максима Соколова, которые в ЖЖ с 2007 года. И уж, конечно же, бессмысленно даже равняться на дневники знаменитостей (речь, повторюсь, только об обойме тех, на чьи блоги подписана сама Юмашева), которые по-клоунски нелепо и бездарно ведут нанятые на скромные деньги пиарщики, а не сами «хозяева» (в этом списке Михаил Прохоров, Анатолий Чубайс и прочие персоны, не смеющие отстать от Президента в его интернет-увлечениях).
Справедливости ради замечу, что блог Татьяны открыт: в нем нет премодорации, как, допустим у того же Чубайса (даже не возьмусь предположить, какие реплики там появились бы, отмени Анатолий Борисович жесткую цензуру, сторонником которой – в масштабах медиа-отрасли – были все младореформаторы, в отличие, между прочим, от харизматичного президента Ельцина).
Среди авторов комментариев заметил многих коллег – от основателя журнала «ОМ» Игоря Григорьева до главы Издательского Дома «КоммерсантЪ» Демьяна Кудрявцева.
Если там что-то и зачищается, так ненормативная лексика. Толерантность феноменальна: остаются реплики, в которых Ельцина величают Иудой, последовательно предававшем партию, Родину, народ.
А насчет деклараций Татьяны Борисовны относительно скромного баланса собственности ей резонно заметили, что Юлия Тимошенко, как недавно выяснилось, вообще нищий бомж. Тоже нет за душой ни гроша, ни замка в Гармиш-Партенкирхене. Про последний Юмашева сетует: «Евгений Киселев на НТВ посвятил этому сюжету половину «Итогов». Миф про Гармиш – это одна их тех многочисленных лживых историй, которые Гусинский с компанией сочиняли в тот момент, когда они решили поддержать тандем Лужков – Примаков».
Политолог Глеб Павловский приговаривает: Юмашева «игнорирует популярные в нашем обществе барьеры, когда тот, кто за 90-е, против 2000-х, и наоборот… В этом смысле это политический вызов, но вряд ли Медведеву или Путину. Это просто принадлежность к элите в точном смысле слова. Аристократизм, который дается не тем, что ты президентская дочка, а тем, что ты точно знаешь, что была соавтором этого государства и являешься им. Это соавторство дает особую силу жеста и слова».
Младогвардейская икона Маша Сергеева иронизирует: «В последние месяцы многовато зомбаков повылезало. С нетерпением жду Хасбулатова с Руцким. Волошина можно до кучи, камлают-камлают на его дух, авось и докамлаются. А то, глядишь, через месяц Горбачев ЖЖ заведет. Будет там ВСЮ ПРАВДУ рассказывать. С удовольствием почитаю. Святки, наверное. Иначе не объяснишь, Но раз у нас модернизация – консервативная, предлагаю-таки законсервировать всех любителей возвращения в девяностые и нулевые и отправить грузом гуманитарной помощи на Гаити».
Высказывались всевозможные «версии», озвучивались самые замысловатые «мотивы», загадочные «причины» скрещивались с таинственными «следствиями», то есть конспирология – в полный рост. Наш читатель/зритель/слушатель не верит, что Татьяна Борисовна взялась вести ЖЖ без согласования с Администрацией президента и/или лондонскими заговорщиками.
То, что интеллигентная провинциалка, достигнув полувекового рубежа, просто решила переосмыслить прожитое и поэкспериментировать с модным форматом online-общения, никому в голову не приходит. В этом смысле потребитель ведёт себя как стажеры доктора Хауза – пытаются диагностировать экзотическую лихорадку там, где налицо очевидное ОРЗ.
Имеет ли смысл гадать, двинет ли жена бывшего главы президентской администрации в большую политику? Только в случае, если Живой Журнал репрезентативен. И нынешняя Сеть есть матрица будущего. Забавно, если так.
Тридцать лет назад Пьер Бурдье диагностировал: «Давление рынка оказывается исключительно через посредничество эффекта поля: в действительности большая часть сенсационного материала, считающегося козырем в борьбе за аудиторию, обречена на то, чтобы пройти мимо внимания зрителей или читателей, и будет замечена только конкурентами (журналисты – это единственные, кто читает все газеты…). Конкурентная борьба заставляет держать под постоянным наблюдением деятельность своих конкурентов с тем, чтобы воспользоваться предполагаемыми инструментами этого успеха: подхватить темы специальных выпусков, рассказать о книгах, о которых «нельзя не упомянуть» потому, что их заметили другие, пригласить в студию того-то, «обработать» то или иное событие, о котором рассказали другие. Таким образом, в этой области, как и в других, конкуренция, вместо того, чтобы породить нечто оригинальное и отличное от других, стимулирует единообразие предложения. В этом можно легко убедиться, сравнив содержание крупных еженедельников».
Я еще раз хочу акцентировать: не берусь делать выводы, персонально не зная Татьяну (в отличие от ее супруга). Однако не удержусь от пристрастного цитирования пяти золотых правил чиновника:
1. Не думай!
2. Если думаешь – не говори.
3. Если думаешь и говоришь – не пиши.
4. Если думаешь, говоришь и пишешь – не подписывай.
5. Если думаешь, говоришь, пишешь и подписываешь – не удивляйся!
Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.