В понедельник вечером была вкинута информация о том, что со следующего понедельника (15 февраля) Первый канал прекратит показ сериала «Школа». Пресс-служба канала сперва забаррикадировалась традиционным: No comments. Потом подтвердила: есть такая тема.
Ближе к полуночи инфа о ликвидации проекта была дезавуирована. Причем вырисовывалась ситуация с неуклюжим пиаром. Дескать, Первый хотел вызвать ажиотаж с псевдо-запретом (на сериал накатывали не только раздосадованные учителя, но и вездесущие попы, и суетливые депутаты), а на самом деле надо всего-навсего освободить эфирное время для трансляции Зимней Олимпиады-2010 из Ванкувера. Об этом поведала актриса сериала Валентина Лукащук, которая играет внучку парализованного учителя Аню Носову, пытающуюся безуспешно лишиться девственности «под вискарик».
То есть показ возобновят в начале марта.
Девушка Лукащук (21 год), играющая тинейджерку-эмо, утверждает, «что весь творческий коллектив сериала был готов к такому развитию событий, а также то, что сообщение о временном прекращении трансляции вовсе не соответствует тому, что сериал закрывается окончательно». И здесь некое противоречие с позицией режиссера, которая представляется журналистам как Валерия Гай Германика (Валерия Игоревна Дудинская). Последняя утверждает, что новость застала её врасплох, прямо накрыло на съемочной площадке.
Напомню, что “Школа” эфирится с 11 января 2010 года, запланировано 62 серии, показ продлится вплоть до мая. Стартовав, сериал спровоцировал неоднозначную реакцию, поскольку по мнению многих он «очень сильно искажает действительность и выставляет ситуацию в школах России в плохом свете». Кстати, лучший учитель страны (по итогам 2008 года) Анна Мехед комментировала весть о закрытии однозначно: – Я вообще не понимаю, зачем его показывали: ни содержания, ни сюжета, ни операторской работы я в нем не увидела.
Преподаватель математики московской школы №2030 добавила, что видела одну серию, и ей этого хватило. Оппоненты же утверждают, что в “Школе” четко прорисованы границы между отношениями с учителями и жизненными ситуациями. Это внятная попытка дегламуризации путинской действительности. Для Первого канала – просто революционная. Позиционируется сериал как «молодёжный», но на самом деле сориентирован скорее на продвинутых пенсюков.
Мое поколение в свое время не узнало себя в прославленной ленте «Доживем до понедельника». Главным образом потому, что школьникам очевидна дистанция между актёром (24-летним дядькой) и персонажем (15-летним сверстником), которая абсолютно неразличима взрослыми, при условии, если исполнители подобраны грамотно (а кастинг в «Школе» – отменный). Кроме того, весь контентный пафос проекта = ворчливые, кряхтящие разборки. А в 15 лет люди горят. По-честному. По-настоящему. Всё – в первый раз. В полный рост. Они могут шагнуть в окно. Закрыть амбразуру. Бритвой жилы полоснуть. Каждая Джульетта алкает своего Ромео. С надрывом. Не «как в последний раз», а как в первый. Потому что – в первый (к каналу отношения не имеет). Сакраментальный тезис БГ неможно опровергнуть: «Есть люди типа жив, и люди типа помер». Тинейджеры, во всяком случае российские, = живые, как правило. Да, в сериале реально прописан нынешний быт, не режут слух вполне себе естественные диалоги, взаимоотношения конгениальны реальной жизни. Но искренности подростковой, горения, пульса = нет!
Молодёжной можно назвать лишь технику съемки. Германика работала с порно, и эти операторские приёмы бросаются в глаза. Планы снизу, неровные наезды, имитация любительской съемки. То есть форма хороша. Нет претензий к талантливому режиссеру, которому 1 марта исполнится 26 лет. Её работа «Все умрут, а я останусь», отмеченная Особым Упоминанием (Mention Spéciale) жюри конкурса в Каннах (2008 год), запомнилась не только финальной сценой, где героиня, лишившаяся девственности не при самых романтических обстоятельствах, бросает за ужином родителям в лицо:
– Идите нах…, папа и мама. Нах… и в п…у. Все умрут, а я останусь!
В сериале мата нет. Нет, впрочем, и контента. Непонятно про что. И зачем. Размыта сюжетная линия.
В отличие от ситкомов и крепких драмработ типа хрестоматийного «Доктора Хауза» – каждая серия не представляет собой некую законченную историю на фоне взаимоотношений героев. И в отличие от рейтингового «мыла», потребляемого домохозяйками, там нет тщательного разжевывания каждого персонажа & всякой ситуации. Всё набросками, современно и продвинуто. Короче, мимо кассы.
Уже к концу января «Школа» просела. В вечернем эфире (18:20) доля всего 13,9, а рейтинг 4,1. Ну а ночные показы (23:30) и того хуже: при 12% доли телевизионной аудитории рейтинг всего 2,6.
Вслед за радио-выступлением медиа-идеолога «Нового Взгляда» Марины Леско журналист Владимир Голышев в своём блоге пару недель назад саркастически приговорил: «Добро победит зло, дорогие друзья! Вечерний прайм – наш и наших добрых хлебобулочных дам, вот!» Случилось то, что не могло не случиться: зритель отказывается «переваривать камни» и бежит с «Первого» на «Второй» – туда, где его ждут привычные пельмешки, борщик и запотевший графин. Я уже слышу вопли: «Они не хотят видеть правды жыстни!!!» или «Быдло. Не доросли до Гай Германики! Рылом не вышли». Ну и орите. Зритель – это вам не задроченный педахох, сдуру решивший, что его «взяли с поличными». Ему на ваши крики – тьфу! и растереть. Телевизор – это неотъемлемая часть ЕГО интерьера. Если уж пришел в телевизор – изволь соответствовать формату. И не говори, что его жесткие рамки не оставляют свободы для творчества. Х…я это все! Чем жестче рамки, тем интереснее творческая задача, которая формулируется так: завоевать любовь «широкого зрителя» и, при этом не краснеть перед коллегами за «халтуру». Трудно? Тогда не берись. Тащи свое очередное «хоум-видео» на фестиваль для «молодых дарований», выгуливай собаку, «пользуйся пирсингом», работай в «Казантипе» – только в телевизор не лезь! Скажете: творчество и сериал – вещи несовместные? Х…я! Я, не тревожа прах славного советского прошлого, легко, навскидку вам назову примеры: «Идиот», «Ликвидация», «Бригада», наконец (для тех кто понимает). Телесериал – это потолок. Это для супер-мастера. Да еще вагон везения нужен. Другой вариант – подмастерье без амбиций (таких сериалов большинство). Берешь рецепт, смешиваешь ингредиенты в правильных пропорциях – люди смотрят. «Не фонтан, конечно, но между пельмешками и борщем – прокатит».
Сунуть в сериальный формат девочку, у которой за душой только пара промокашек (за которые ее потрепали по щеке скучающие мэтры из фестивального жюри) - это абсолютно гениальная идея! Если цель была – скандал, социальный эксперимент, содействие реформе образованию, спровоцировать педагогов, чтобы дурость их видна стала… Но это полное безумие если таким образом, планировалось получить пресловутый «рейтинг». Зрителю просто – он кнопкой голосует, если что. Сценаристам и актерам сложнее. Их работа тупо пошла псу под хвост. Неплохая, кстати, работа».
Итак, закрыт проект или драка продолжается? Есть гипотеза, что утечка, мол, была срежиссированна: участникам съемочной группы «поручено озвучивать версию о причинах снятия «Школы» с эфира, якобы по причине освобождения места под трансляцию спортивных соревнований».
И сейчас ведутся тёрки.
Есть пять вариантов развития событий.
Первый. После Олимпиады «Школа» выходит не дуплетом, а всего одни выпуском, поздно ночью, когда как раз продвинутые пенсионеры могут скрашивать бессонницу, питаясь дёргаными лжеэмоциями псевдошкольников.
Второй. Сериал сольют конкурирующему каналу, и остальные серии можно будет досмотреть там. Аудитория того же ТНТ более подготовлена к восприятия продукта от Германики. Не всё же Первому заимствовать у ТНТ: самые смешные передачи главного канала страны выстроены именно на персонажах «Нашей Раши» и «Comedy Club», которые, правда, перестав шутить в эфире № 1 на гомосексуальную тему и употреблять ненормативную лексику, стали менее забавными, зато как бы вышли в космос.
Третий. Первый выпустит полный вариант на DVD и попытается таким образом «отбить бабло».
Четвёртый. Путин, уже отметивший благожелательной репликой усердие съёмочной группы, ещё раз объяснит, что сериал = достойный. Типа «для тех, кто не понял». И «Школа» триумфально станет в прайм-тайм.
Пятый. После трансляций из Ванкувера всё вернется на круги своя… Ну, это вряд ли.
Короче. Если бы сериал прикрыли под давлением властей (причем не просто властей, а достаточно одиозных ветвей – РПЦ и Думы), это было бы идеологической победой Первого. Это была бы «двойка» по поведению. А если проект тупо отчислят за неуспеваемость, – кому-то надо сделать харакири. Экзистенциальное.
Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.