Уже несколько лет страна живет под знаменем рыночной экономики. Краеугольным камнем рыночной экономики явилось создание класса собственников, что должно было заметно активизировать народные массы и привести к всеобщему благополучию. В связи с этим появилось огромное количество частных предприятий, которые растут, как на дрожжах, и тут же разоряются. Это и не удивляет. Но когда в разряд банкротов попадают гиганты советских времен (к примеру, ЗИЛ), невольно возникает вопрос: а все ли в порядке? Почему же приватизация не дала ожидаемых результатов? Что же это – обман, ошибка или дело времени?
На все мои вопросы согласился ответить депутат Госдумы от Либерально-демократической партии С.ЖЕБРОВСКИЙ:
– Демократы направили свои реформы на построение капитализма в России. Основой их они объявили приватизацию, задача которой, как нам было заявлено, – превращение всех нас в собственников. С этой целью, как мы помним, все получили ваучеры, цена которых, по словам Чубайса, равнялась двум автомобилям “Волга”. В реальности люди не получили за них и пары колес. Превращение нас в собственников – с самого начала утопичная идея, навязываемая нам с вами с определенной целью. Вот почему. Жизнь показывает, что государство передает свои предприятия в частные руки только в двух случаях: либо предприятие безнадежно убыточное, либо дела предприятия идут настолько неважно, что оно вот-вот станет убыточным. Конечно, бывает и третий, нетипичный случай, когда в частные руки попадает успешно работающее предприятие. Такое происходит крайне редко – только в случае, когда государству требуются для каких-то целей большие деньги, получение которых через налоги затруднительно, а влезать в кабалу к банкам нежелательно. В первых двух случаях предприятия продаются по бросовым ценам – лишь бы снять убытки с госбюджета. Разумеется, купить эти предприятия, т.е. стать их собственником, могут только очень богатые фирмы, причем не из-за того, что цена высока, а из-за того, что превращение убыточного предприятия в прибыльное стоит немалых денег. И это самое главное – новый собственник убыточного предприятия должен быть очень богат.
– Учитывая, что именно этого не наблюдается в России, можно ли предположить, что это хорошо спланированная акция?
– Накануне приватизации у нас не было людей и фирм, располагающих миллиардами долларов, а большинство наших предприятий из-за развала СССР, потери управления искусственно превратились в убыточные. Поэтому с целью более эффективного использования предприятия внутри России было передавать некому – поднять на ноги их могло только государство. И демократы это прекрасно понимали. Но они понимали и другое: под разговоры о превращении всех в собственников можно было хорошо заработать на разбазаривании международной собственности, создававшейся поколениями, но ставшей в одночасье бесхозной. Наши граждане из-за низких зарплат, обесценивания вкладов в условиях наступившего экономического кризиса были вынуждены либо по дешевке продать как свои ваучеры, так и акции, которые некоторые получили за свои ваучеры. В результате собственность досталась за гроши лицам, зачастую начальствующим или с криминальным прошлым. В любом случае у этих лиц не было денег не только на модернизацию производства, но и просто на поддержание в порядке имеющейся собственности.
– Ну, может быть, мы просто не готовы к тому, чтобы почувствовать себя собственниками? Для этого нужно время. Ведь невозможно сначала не иметь никакой собственности, а на другой день владеть предприятием. Это должно закрепиться, быть в голове, образом жизни.
– По сути собственник без денег – лжесобственник. Это временщик, который всеми правдами и неправдами будет стараться распродать с предприятия все, что можно, а затем и избавиться от самого предприятия, перепродав в другие руки. Это мы и наблюдаем. Кстати, нередко неуплата налогов и отсутствие зарплат у работников – это желание собственника увеличить свой личный доход.
– Во всем мире ничего нет странного, что предприятия переходят из рук в руки в условиях рыночной экономики.
– Это так, но важно, к кому в конечном счете попадет предприятие. Редко в российские руки. Удел нашей наиболее крупной собственности при нынешнем курсе властей предопределен – она постепенно будет перепродаваться спекулянтами-собственниками представителям иностранных государств, причем тоже по ценам, значительно меньше реальных. Так практически вся алюминиевая промышленность находится под контролем граждан Израиля – братьев Черных.
– Приватизация в России, передача собственности как-либо связана с внешнеполитическими процессами?
– Однозначно. Пожалуйста, пример. Движение НАТО на Восток – это желание военной угрозой не допустить, чтобы Россия когда-либо посмела задать вопрос: а почему российская собственность за гроши перешла к западным владельцам, и все доходы от нее идут на улучшение жизни на Западе?
– Так что же можно сказать об итогах приватизации в России? Как говорит наш премьер: хотели, как лучше, а получилось, как всегда?
– Приватизация – типичный, заранее спланированный обман, цель которого – передать самую ценную российскую собственность за бесценок Западу, причем сделать это с помощью “пятой колонны” – от министров-завлабов до криминальных авторитетов; в награду им позволено хорошо “заработать”, а “заработанное” разместить без лишних вопросов в западных банках.
– Ситуацию вы обрисовали нерадужную. Я понимаю, что единого рецепта нет, но что-то можно сделать в этой ситуации, чтобы предотвратить продажу России и одновременно укрепить экономику путем создания заинтересованного собственника?
– Что надо делать? Сменить курс. Но нынешние обитатели Кремля вряд ли смогут это сделать.
Беседовала Татьяна ЛИСТЬЕВА.