Мы ждали Женю, а Жени все не было и не было… Заполняя пространство ожидания светским разговором, Елена Владимировна, пресс-атташе театра Вахтангова, рассказывала об успехах тбилисских гастролей «Евгения Онегина».
– Прекрасно прошел спектакль, просто прекрасно, – говорила она, с воодушевлением заваривая очередную порцию чая. – А Женечку – так вообще на руках все носили!
В этот самый момент – внезапно, словно бы ниоткуда – появилась Женечка… Она же – Дениза из «Мадемуазель Нитуш», она же – Соня из «Дяди Вани», она же – Татьяна из «Евгения Онегина»…
Она же – актриса Евгения Крегжде.
– Те же и Актриса… Женя, скажите честно, готовы вы к долгому и доверительному разговору?
– Ну, если вы у меня в процессе разговора вызовете доверие, тогда – да.
– Как я понимаю, только что закончилась репетиция. Чего уж греха таить, репетируете вы…
– «Грозу» Островского.
– И вы там, конечно, – Луч Света!
– Не знаю, не знаю. Может быть, и луч света! А, может, – и темное царство, пока непонятно. В этом нам всем еще предстоит долго разбираться… Ставит, кстати, спектакль Уланбек Баялиев, ученик Женовача.
– А кто играет вашего главного оппонента? Я Кабаниху имею в виду.
– Да, я поняла. Оля Тумайкина играет… оппонент-мечта.
– Вот вы с Олей, как говорится, и встретились… после «Женской лиги». Почему, кстати, вы так быстро ушли из этого проекта?
– Почему ушла, не помню, как-то вот ушла… Мне потом это все – «Женская лига», «Даешь Молодежь» – так аукнулось! Меня из-за этого долго в кино брать не хотели… Считалось, что недостойна приглашения в так называемое «большое кино»… Что только скетчи могу играть…
– Комплексы на этой почве у вас не возникли?
– Не возникли. Времени обзаводиться комплексами просто не было. Работала в театре над новыми спектаклями с Римасом Туминасом… И довольно продуктивно.
– В какой-то момент ситуацию все-таки удалось переломить?
– Далеко не сразу! Только когда уже прозвучал Туминас как худрук Вахтанговского, когда пошла слава о его спектаклях… Когда вдруг выяснилось, что я способна играть в сложном классическом репертуаре, и быть в этом убедительной… Когда кинорежиссеры, наконец, начали ходить в театр…
– Они все-таки сделали ЭТО! Они начали ходить в театр… Боже, какие они милые, эти кинорежиссеры!
– В театр, может, они и ходили… Но не в Вахтанговский. Да и честно признаться, театр до появления Римаса переживал не лучшие времена… Сейчас мои отношения с кино и телевидением заметно улучшились. В скором времени на «Первом канале» выйдет несколько проектов с моим участием… С удовольствием работала с Юрием Павловичем Морозом и Александром Коттом. Спасибо им, что позвали меня, поверили.
– Но ведь и сейчас вас далеко не всегда утверждают на роль. Тот факт, что вас не утвердили на роль, является для вас ударом по самолюбию?
– Вы знаете, у меня такое тощее самолюбие, что в него очень трудно попасть… Будем считать, что не является.
– А, по-моему, вы невероятно самолюбивы!
– Послушайте, у меня нормальное актерское самолюбие. Не выше и не ниже среднего.
– Понятно… Женя, скажите, почему вы начали играть Татьяну в «Евгении Онегине»… с «некоторым запозданием»? Знатоки закулисной жизни объясняли это по-разному…
– Ну вот, со знатоками закулисной жизни и разговаривайте! Нет тут никакой интриги, никакой тайны, никакого заговора… Просто так получилось!
– Исчерпывающий ответ… Скажите, а вы сильно не любите Ольгу Лерман, которая тоже исполняет эту роль?
– Странный вопрос! А почему я должна не любить Олю? Если вы намекаете на соревновательный момент, то он, безусловно, имеет место быть в виде творческой дуэли, что является естественным, на мой взгляд. Зритель же сам выбирает для себя ту Татьяну, которая больше отвечает его представлениям об этом образе.
– Для вас «Евгений Онегин» – это история о чем?
– Это история обо всем желаемом, но, к сожалению, не случившимся в нашей жизни, о чем мы плачем по ночам. О том, как трудно любить. О том, что каждый человек, который любит, проходит свой путь…
– …от влюбленного ребенка до светской дамы, которой все «все равно»?
– От влюбленного ребенка до женщины, которая любит, но знает, что такое Долг и что такое Честь.
– Женя, а вам приходилось отказываться от любимого человека из-за соображений высшего морального порядка?
– Приходилось. Никому этого не пожелаю.
– Скажите, бывают моменты, когда вы чувствуете себя слабой, беззащитной и одинокой?
– Когда возвращаюсь домой после спектакля… Я живу недалеко от театра, примерно в пяти минутах ходьбы… Вот в эти пять минут я почему-то чувствую себя слабой, беззащитной и одинокой… А потом прихожу домой и все успокаивается.