КУЛЬТОВАЯ ЛИЧНОСТЬ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
“Откровение” (самая откровенная рубрика) и “Музыкальная правда” (самая музыкальная газета) приветствует всех своих читателей.
С господином Григорьевым мы знакомы не так уж давно, и поэтому как собеседника я раскрыть его еще не успел. Но я в любом случае убеждался в том, что с этим человеком беседа сложится очень интересно. Для Игоря не существует запретных тем. Можно откровенничать на самые жизненные проблемы. Даже делиться с ним своими бедами и удачами. Беседа приобретает какой то особенный характер. Характер свободы! Эмоции! Человек, создавший журнал, который станет целой эпохой в мире прессы и займет свою ипостась, которая будет выражаться через очень модную сейчас формулировочку “журнал XXI века”. “Ом” и его главный редактор, а также очень хороший человек Игорь Григорьев.
– Я родился в маленькой деревушке под Таганрогом, а именно я очень южный человек и когда я приехал в 87 году в Москву, то она меня встретила очень холодно. Я помню момент, когда я вышел из метро… Дул сильный ветер, по улицам летал мусор, банки, склянки, я увидел огромные дома, о которых мог только слышать и судить по картинкам. Но я понял одно… Это мой город, и я буду в нем первым…
А.Ж.: – Для какой цели ты приехал покорять Москву? Потому, что здесь все сосредоточено и жизнь бьет ключом?
– В Москву я приехал и за этим тоже, но моей основной целью было поступить в Институт международных отношений. Я так и не закончил его, хотя мне оставался еще один год, но я не жалею об этом. Жизнь меня учила больше всего.
– Игорь, а приемлем ли для тебя образ жизни Обломова? Согласился ли бы ты жить богато, зажиточно, но ничего не делать. Вообще?
– Нет. Во мне не присутствует обломовщина. Я не такой человек. Я все время к чему то стремлюсь. Это нормальная реакция. Быть первым. Я хочу быть звездой. Я хочу быть первым, черт возьми!
– Журнал “Ом” является для тебя средством зарабатывания денег, удовольствием или и тем и другим?
– Я не получаю удовольствия от того, что я делаю, и от журнала “Ом” в частности. Совершенно откровенно. Наверно, я бы с большим удовольствием стал певцом или снимал бы хорошее модное кино. Но для карьеры артиста или режиссера меня надо поднатаскать. В принципе все к этому есть. Скажу честно, если бы мне Юрий Михайлович Лужков выделил бы Воробьевы горы, предоставил бы 4 истребителя, а остальное я бы сделал и достал все сам, то шоу у меня получилось бы не хуже, чем у Жан-Мишель Жарра. На самом деле Жарр это пустышка. Да, у него феерические шоу, обалденные пиротехнические эффекты, но фантазии мало. Да, красиво! Ничего не скажу. Но я бы показал больше. Мы отказались от эксклюзивного интервью с Жарром, т.к. он из себя по моему мнению ничего особенного не представляет.
– Я много слышал, что “Ом” готовит какие то сюрпризы, среди которых: ТВ-программа, вечеринка в клубе “Титаник” и куча других идей?
– Да. Скоро у нас действительно в “Титанике” будет своя собственная вечеринка. Проходить это будет по четвергам. Там будет собираться вся тусовка, так называемая “ОМовщина”. А про телевизионный проект… Как известно на телевидение сейчас кризис жанра. Понимаешь, да? Так вот… Кто хотел нарубить капусты, тот уже ее давно нарубил. И в действительности мы всегда хотели сделать что то на ТВ необычное и стильное, но к сожалению стиль журнала “Ом” для телевидения был неприемлем. Ведь куда более популярны у народа проекты, такие как “Партийная зона”. Эта программа нарубила капусты? Нарубила. И продолжает рубить дальше. Все хорошо. Но нет чего-то новенького. Идет кризис жанра. Застой. Но пока о наших планах мне говорить нельзя, т.к. не разрешают разглашать продюсеры.
– Смотрите “Диск-канал” (ТВ-6), читайте “Ом” и слушайте радио “Максимум”. Мы соединились и опросили различных деятелей шоу-бизнеса. И из нескольких вопросов основным был один: Кто будет определять музыку в XXI веке?
– Кто будет определять музыку через 3 года? Кто будет соответствовать модной музыке в новом веке? В ноябре читайте итоги в журнале “Ом”, смотрите “Диск-канал” ТВ-6 и слушайте радио “Максимум”. Это очень любопытно. Обещаю.
– В журнале есть такая рубрика – “Чил аут”. В прошлогоднем сентябрьском номере, как раз год назад была опубликована потрясающая беседа с королем нашей журналистики Отаром Кушанашвили. Гений бульварной прессы! Хотя сейчас он немножко видоизменяет свой имидж и пишет менее скандальные и более глубокие статьи. Тому подтверждение новая рубрика в “Ом”, рубрика в журнале “Айда” и многое другое. Как ты относишься к этому человеку, в котором сосредоточены буквально все ипостаси русской музыкальной журналистики? Он скандальный и сентиментальный, грубый и нежный. В нем несколько характеров. И при этом он лидер в желтой майке.
– Понимаешь, Отар создал себе огромный интерес публики своим имиджем благодаря Ховарду Стерну. Это человек, который потрясающе делает свои шоу и прославляет себя на скандальности. Стерн выходит на сцену, снимает штаны, поворачивается задницей и издается звук из колонок… сам понимаешь какой. Отар многое взял у этого человека. На самом деле он выпендривается, и он не такой, как выставляет себя. Он другой по органике. Отара я знаю, как прекрасного, доброго, сентиментального, эмоционального человека. В душе он такой. Он очень талантлив. Он все правильно и грамотно делает. Но со временем он поменяет имидж, т.к. он сам понимает, что шоу-бизнес очень жесткая вещь. Он очень умный, и даже сейчас его былая скандальность идет на убыль. Сейчас у него выходит своя колонка “Поп-опера с Отаром Кушанашвили” в журнале “Ом”. А бульварную прессу я не читал никогда и ненавижу многих наших журналистов. Свою секретаршу попросил специального каждый день приносить мне всю желтую прессу, которая выходит у нас. Мне стало интересно. Вдруг! (на столе у Игоря лежит “Экспресс-газета”).
А на самом деле наши музыкальные журналисты голодные, грязные, не стильные и не красивые. Когда я был на “Пресс-пати” Вульфа вместе с Ликой, то так сказал: “Ребята, я вас не люблю!”.
– Игорь, кстати, а какие отношения у тебя сейчас с Ликой (извини за бестактный вопрос)? В последнее время на всех тусовках ты появляешься в гордом одиночестве…
– С Ликой мы стали маршрутной парой. Когда то я был директором Ирины Понаровской, и мы с ней после этого не разговаривали 5 лет. Но однажды после концерта Моисеева мы встретились на банкете: Я, Лика, Понаровская, Алла Борисовна. И мы так заговорили с Ириной, что как будто этих пяти лет и не бывало. Просто заговорили. Вообще не разбираясь в причине, почему мы 5 лет молчали. Неважно. Так происходило. Тогда был удивительный эпизод. Когда в клубе “Булгаков” в 3 часа ночи Понаровская вместе с Ликой, задрав руки вверх, в молодежной кепочки отплясывала рейв. Это удивительно. Такая гранд-дама вдруг отплясывает рейв! Были какие-то фотографы, которые даже не узнали ее, потому что она была совсем неузнаваема. А с Ликой мы стали (с пафосом) маршрутной парой.
– А скажи откровенно, тебе нравится Лика, как певица?
– Я всегда отвечаю за свои слова. Очевидно, она талантливый человек. Но и очевидно другое, что… я не хочу говорить о вокальных данных, т.к. у ней их не очень много (как известно), но в поп-бизнесе вокальные данные решают мало. Если они есть, то это вообще кайф. Братья Самойловы на каждую вторую песню в ноту не попадают. Но когда в свое время Сергей Крылов лихо на сцене отплясывал, двигая ножкой, и для меня это был настоящий балет… абсолютно и та же самая органичность непопадания вокала у Братьев Самойловых.
У Лики проблемы… (долго думая) с… окружением… Ты можешь стоять перед зеркалом и будешь думать, что ты вынарядился, как мудак. Но если ты оделся для народа, хотя бы для 10 человек, то твое мнение 0. Но если ты оделся для себя, то тебе плевать на мнение окружающих. Тогда да, но ведь ты работаешь в бизнесе, который ты адресуешь народу, и ты не можешь встать и сказать: Я оху…о спела, я потрясающе выгляжу, у меня самый лучший клип, у меня все о’кей! Это неправда. Главное окружение. Музыкальный продюсер говорит: “Вот здесь лажа. Это перезаписать”. Имиджмейкер говорит: “Это не по стилю журнала “Музобоз”. Это не хорошо”. Только эта проблема у Лики. А там вокал, не вокал… все это можно сделать. Великий певец Влад Сташевский стал же великим певцом. Блин. Он собирает полные залы. Если раньше я на него откровенно просто гнал, то сейчас я перестал это делать. Борис Моисеев. Собирает залы? Собирает. Значит, и он кому то нужен. Ведь народ же плеткой не загоняют. Люди сами покупают билеты и приходят на концерт. Если они приходят, то это кому то нужно. Пусть это будет. Абсолютно. Это говорит о том, что разделять певца на части и говорить, что там у него плохой вокал, тут он плохо станцевал или еще что-то… это все проблемы тупого комплекса, которым занимаются люди. То, что у Лики есть талант, это абсолютно. Если у артиста талант искусственный, то все это держится не больше двух лет.
– Обложка “ОМа” была отдана группе “Мумий тролль”. Стильная группа ничего не скажешь, но уж больно выпендриваются. Согласен?
– Нет. Выпендриваться – это совсем не то. Ты знаешь, что такое выпендриваться? Вот Отар Кушанашвили выпендривается, будучи по органике другим. Когда человек представляет из себя больше, чем он есть на самом деле, то он выпендривается. Илья Лагутенко абсолютно органично себя ведет. Он такой есть. Это очень модный имидж. Это интересно. Я буквально час назад поздравлял Шульгина с этим проектом, и если он сделал это по расчету, то он гениальный продюсер, а если это просто удача, то он хороший продюсер. “Мумий тролль” является очень хорошей копией Брид-попа. Этот стиль музыки был создан 7 лет назад далеко от Британии на другом конце света.
С другой стороны, народу всегда нужна мелодия, и неважно, как она аранжирована и какое течение она представляет. Если это можно подпевать, подпевать, то это станет хитом. Песенка “Счастье мое” (напевает) стала хитом, песня “Утекай” стала хитом? Стала. Ее напевают после 3 рюмок водки. Другое дело, что мне очень обидно за эту группу, потому что она не… она не поддается законам шоу-бизнеса. Чтобы она поддавалась, то она должна быть в этой стране (примеч. от ред. – коллектив группы и ее солист живут в Лондоне) и собирается по мановению продюсера, где это надо. Концертная деятельность пока у них практически отсутствует. И если она не изменит свое сегодняшнее положение, то они погибнут. Группа может состояться, как и артист, только если есть человек, который четко и грамотно будет раскручивать этот продукт.
– Но все-таки эта группа, являясь стильной, взорвала ведь не только Москву. Я думал, что эту музыку понимают только в Москве, избалованные слушатели. Оказывается, нет. Когда недавно, будучи в Ростове-на-Дону, я слышал эту песню на всех дискотеках, изо всех коммерческих палаток, то я удивился. В местных хит-парадах эта песня занимала первые места. Хотя народ-то там не какой не стильный и, кроме того, не избалованный?
– Есть элементарный мотив, и песня становится хитом. Если в хит-параде “Billboard” в чартах могут стоять такие группы, как “Нирвана”, то у нас историческая традиция совсем другая. У нас любят застойные, мелодичные песни. Примеров могу привести миллион. Тот же “Мумий Тролль” прославил себя на этом. Это в Москве их называют стильными, а там ведь их никто в глаза не видел. Там только крутятся их песни, а клипы в основном показываются здесь по местным в большинстве случаев каналам. У нас артисты делают себе популярность, благодаря ларькам, которые раскручивают песню лучше всякого телевидения. Это уникальный случай. Та же самая ситуация с молодым певцом по имени Шура. Его никто не видел. Но его песню “Холодная луна” распевает вся страна. Почему? Главное, чтобы у песни был мотив, который можно напеть. Но одного желания написать хит мало. Опять же нужен ко всему этому тот же самый человек, о котором я чуть выше уж упомянул.
Когда я был в Сочи и разговаривал с Игорем Сориным, то он мне сказал, что в ближайшее время (после распада их группы, который неименуемо произойдет) он утопит всю страну в романтике. Он читал мне свои стихи. Они очень красивые. У него единственный шанс из всей группы выделиться и в дальнейшем и сделать свою карьеру. Только к этому должна приложиться еще и рука продюсера. Обязательно.
– А расскажи о своей сольной карьере, когда ты спел вместе с группой “Агата Кристи” песню с их нового альбома под одноименным названием “Ураган”.
– Да. Об этом знают немногие. У нас странные журналисты. Казалось бы… самое то, о чем нужно писать? Главный редактор модного журнала спел с самой рейтинговой группы страны “Агата Кристи”! Нет. Никому это не было интересно, хотя это была очень интересная история. Я спел непрофессионально, но с эмоциями. Все это поняли. Я выбрал песню “Ураган”, потому что она по моему характеру.
– Ты продолжаешь читать письма читателей в адрес тебя и твоего журнала?
– Все. От А до Я. Меня тронуло одно письмо. Писала девочка-инвалид, прикованная к креслу, живущая в забытом городе. Она поблагодарила нас за то, что благодаря нашему журналу она поняла, что мир чертовски красив и ярок.
Также во время войны в Чечне нам написал один солдат, который все потерял. Потерял своих близких друзей, веру в хорошее. Он написал, что 6-полосная статья “Так мы ждем солнце” дает мне надежду на то, что и у меня в жизни будет солнце. На самом деле пишут очень эмоциональные письма, такие, что иногда хочется плакать.
– А читаешь ли ты литературу, кроме газет и журналов, а также писем?
– Мне очень стыдно, но я ничего больше не читаю. Мне страшно стыдно. Я подписываюсь под этими словами. За это мне стыдно. Литература, к сожалению, перестала быть массовой культурой.
– А в чем ты видишь проблему не чтения книг? Новый век на пороге. Компьютеризация?
– Нет. Компьютер – это отдельная история. Все это зависит от ритма времени и жизни. Книга по продолжительности исследования – это самое долгое, что может быть. Кино длится 3 часа, журнал совершенно не требует какого-либо сосредоточения, а книгу можно читать и читать. Она вечна. Ее можно перечитывать. Я думаю проблема массового ухода книг из жизни заключается в том, что каждый день человек получает такое гигантское кол-во информации, что на книги не остается ни времени, ни сил. Если раньше информацию мы получали только из книг, то сейчас мы получаем ее с помощью телевидения, радио, газет, журналов. Посмотрите! Прилавки забиты различными газетами, журналами. Новости идут потоком! Радио! Пресса! Телевидение! Там взрыв, там катастрофа, там крушение самолета, там выборы, там праздники! Информация поступает каждую секунду и голова забита постоянна проблемами и на книгу очень трудно психологически настроиться. Ведь тогда надо отключиться от всего и читать.
– Я читал потрясающий твой разговор в рубрике “Чил аут” с Аллой Борисовной Пугачевой. Какое мнение у тебя о ней было до разговора и какое стало после?
– Об Алле можно говорить очень много, потому что по масштабу своей деятельности она, конечно, великая. Я очень часто сравниваю ее с принцессой Дианой. Существует популярность. Есть грань популярности. За гранью эта популярность переходит во всенародную любовь. Так же было и у Дианы. Две великие женщины, которые всю жизнь занимались эмоциональным стриптизом. Пугачева рассказывала про своих мужчин, Диана про своих. Это было нельзя не заметить. Особенно народу, который попроще. Простой народ обмануть гораздо сложнее. Поэтому мы все и понимаем. Мы очень чувствуем фальшь. Алла стала личностью всенародного масштаба и добилась огромной всенародной любви. При всем при этом это женщина, которая следует очень четкой заданной программе. Ее образ брошенной женщины, одинокой, забытой был выверен. Я это понимаю. Алла большая игрунья. Она очень четко раскладывает пасьянс. Она знает, в каком виде появиться передо мной, в каком виде прийти на концерт Ирины Понаровской. За 2 дня до “Поколения” (есть фото в журнале) я видел ее, и она была просто куклой. И вдруг она приходит лахудра с бантиком. У ней есть программа. Народу нужна вот такая вот лахудра, и она так и выступает. Невероятно. Но ее программа не является лживой. Ведь человек – это очень сложный робот.
– А что ты больше всего ценишь в людях?
– Я никогда не верю, когда люди говорят, что им нравится, а что не нравится. Иногда даже честность, порядочность, открытость – они на хер не нужны. Никому. Бывают ситуации, когда эти честность, порядочность, открытость работают против отношений с каким-либо человеком. Наша жизнь – это сплошные компромиссы. Говорить, что ценно в людях, что не очень ценно, – это лукавить.
– Игорь, а у тебя никогда не было такой мысли – написать свою книгу и стать философом? По-моему неплохо бы получалось?
– (Смех). Давай. Я тебе буду платить деньги и надиктовывать, а ты будешь писать мою книгу. Согласен? Вообще я в позапрошлой жизни был святой. Жил на юге Испании. Это помогает мне сейчас. Я воспринимаю информацию адекватно. На самом деле говорят, что этот цвет белый или красный, а он на самом деле салатовый. На самом деле. Для меня на любой вопрос есть ответ. Мне все понятно. Поэтому, может быть, я и интересен тебе как философ. Потому что я везде дам ответ. Порассуждаю на любую тему.
– У тебя есть любимое место или любимый город в мире, куда ты каждый раз стремишься?
– Каждый по-разному хорош. Париж хорош для романтических отношений, Лондон для ночных гулянок. Я люблю Нью-Йорк. Я там был очень много раз. Это город моего характера. Если тебе хочется войти в резонанс с миром, то Нью-Йорк – это именно город для этого. В Нью-Йорке совершенно не хочется спать. Даже в подвале ощущается воздух этого безумства жизни. Я не очень люблю Москву и считаю ее отдельным государством. Не Россия. А вообще я не люблю Россию. Ненавижу быдляк, которого сейчас в России и в Москве стало неимоверно много. Ненавижу. Я какой-то не такой, как все. А эти празднества 850-летия меня просто убили. Эти толпы, давки непонятно из-за чего характерны только для нас. Никуда не ходил, кроме как на лазерное шоу Жарра, хотя и там не нашел своей половинки.
Антон ЖЕЛНОВ.