– Насколько мне известно, до появления клиповой индустрии в России вы занимались кино. Как получилось, что вы стали заниматься клипами?
– Действительно, раньше я занимался кино. Но в какой-то момент кино стало кризисным, тупиковым и беспросветным делом. Тогда я увидел окошко в виде телевизионного экрана, где иногда удавалось видеть маленькое кино на экране под песню. Называлось это клипом. Я помню, ко мне пришел Сережа Козлов и сказал: “Давай сделаем что-нибудь”. На тот момент только Козлов и Хлебородов сделали пару клипов, и это стало называться клипом. До этого ничего похожего не было. Все это было лет двенадцать назад.
– Не составит ли вам труда огласить список ваших работ?
– Все перечислять не буду, но среди моих любимых – первые клипы Кемеровского, ролик Лаймы Вайкуле “Lost without you”, два клипа Димы Маликова, один из которых мы снимали в Египте, а второй в Суздале. В общей сложности я снял более 40 клипов.
– А чем вы занимаетесь сейчас, когда кино возвращается потихоньку из кризисного состояния, это как-то отразилось на вашей работе?
– Безусловно. Я достаточно серьезно в этом году ушел в сторону кино. Сейчас я активно занимаюсь двумя проектами. Это картина “Беспечный стрелок” и картина по мотивам романа Набокова. Я также продолжаю заниматься клипами. Планирую снять два клипа Вассе Богатыреву.
– У Васси уже есть пара интересных клипов. Почему вы решили работать с Вассей?
– Это достаточно простая история. Мне предлагалась первая работа “Три сестры”, которую впоследствии снял другой режиссер. Как-то у нас не сложилось по срокам. И мне показалось, что это не то, что ему нужно. Мне казалось, он настолько ярок внешне. Васся – человек, работающий с музыкальным материалом и знающий его, потому что долго работал аранжировщиком, он знает жизнь изнутри, поэтому не испорчен засветкой. У него никогда не было возможности прочувствовать себя актером перед камерой. Мне хотелось поработать с ним, поэкспериментировать и не загонять его сразу в какой-то сладкий имидж, когда он всем нравится, и считается, что это хорошо.
Я видел его последние работы, и они в какой-то степени сформировали для меня его образ. Затем я познакомился с ним и увидел совершенно другого человека: тонкого, глубокого, умного, стильного и профессионального актера. Я послушал его новые песни и понял, что это далеко от того, что я увидел. Мы планируем снять два ролика. Одна вещь вообще инструментальная. Мне это очень нравится, потому что это разрушает стереотип, придуманный кем-то, что музыкант, работающий в любом другом жанре, когда он не работает с микрофоном, – это плохо. Это также прекрасно. И мы видим массу примеров на Западе, когда исполнитель концертирует со своей музыкой. Чаще это джаз. И поп-музыка в этом смысле обеднила сама себя. Мне кажется, это несправедливо. Мы будем снимать эти ролики в Нью-Йорке.
– Уже есть какие-то задумки?
– Это не будет похоже на то, что уже есть у Васси, и совсем не будет похоже на то, что у нас снимается. Это будет история прохожего, который видит окружающий мир сквозь дождливую пелену, в автомобиле, ночной город, искаженные силуэты. Очень ощущенческая вещь. Она подчеркнет в Вассе еще не затронутое, то самое интеллигентное, стильное начало, которого ему недоставало. Вторая вещь тоже довольно интересная. Возможно, мы тоже будем его снимать в Нью-Йорке.
– А что касается бюджетов клипов?
– Средние бюджеты. Не очень маленькие, не очень большие. Как раз такие, чтобы можно было сделать то, что хочется. Особенно когда встречаешь талантливого человека, который делает музыку, позволяющую такого рода бюджеты применять на практике. Потому что, когда ты слушаешь отвратительную фонограмму, почему-то называемую словом хит, и на все это хотят потратить 3 копейки, т.е. ровно столько, сколько зарабатывают за одно выступление в клубе, то обесценивается сама работа. Изначально ты понимаешь, что отношение к нам, как к людям, которые делают этот мир, создают его часто из мусора. В данном случае другая история. Думаю, получится что-нибудь интересное. Мне кажется, что это не будет однодневным процессом. Эта попытка создать новый имидж для актера, который мы пытаемся сейчас довести до реализации, даст ему возможность на большой период времени остаться в этом качестве.
– И что же это будет за имидж?
– Это не мальчик, это не мужчина, поживший на этом свете. Это скорее нечто напоминающее Дэвида Коперфилда в русском варианте, романтический, красивый, в душе одинокий человек, которому очень хочется сочувствовать, как-то внутренне помочь.
– Георгий, скажите, чем вас не устраивают родные российские просторы, зачем нужно ехать в Нью-Йорк, чтобы снять ролик?
– Мы не случайно выезжаем. Дело в том, что на сегодняшний день делание клипов в Москве стало довольно дорогостоящим процессом, и чем интереснее музыка, чем она ближе к тому, что называется искусством, тем сложнее воссоздать тот самый неожиданный мир, не серый, не обычный, не прилипающий к глазу ежедневно с телевизора. А создавать его в павильонах – это огромные деньги. Делать на натуре – очень сложно найти такую натуру. Там это есть, и там это намного дешевле. Там серьезные люди, которые предлагают нам такие условия, при которых нам действительно выгоднее сесть в самолет, долететь до 42-й улицы и снять красивую вещь.
– Работа уже как-то началась?
– С Вассей Богатыревым я впервые работаю как с исполнителем, я неплохо знаю его продюсера Володю Лонгвиченко. Думаю, что мы просто доверяем друг другу. Т.е. у нас есть тот самый общий камертон, который позволяет не переспрашивать друг друга и разрешает помогать друг другу. Очень часто сталкиваешься с прессингом со стороны заказчиков. Это очень мешает, потому что все равно ты все делаешь из себя. Здесь очень тонкие отношения. Это все равно, что заставить любить себя.
– Кроме Васси кто-нибудь будет задействован в съемках клипов?
– Еще будут люди. В Нью-Йорке мы возьмем модель на роль главной героини. Будет какое-то окружение из американцев, которых мы будем там нанимать. Мы не будем тратить огромные деньги, везти людей отсюда туда, когда там есть не менее талантливые и гораздо более высоко ценящие сам факт работы. Там для них это важнее, чем для нас здесь. Они потенциально настроены на положительную работу и хороший результат. Это очень помогает.
– Легко ли работать со звездами?
– С настоящими звездами всегда работать легко, потому что это интересно.
Лена ЛОМАКИНА –
специально для ИД “Новый Взгляд”.