Непотизм в действии

Рубрики: [Кино]  

Одной из главных находок нынешнего Каннского кинофестиваля можно считать забавную метафору кинематографического братства. На официальном показе монтажа отреставрированных ранних короткометражек братьев Огюста и Луи Люмьеров по красной лестнице поднимались лауреаты фестивалей прошлых лет итальянцы братья Паоло и Витторио Тавиани, бельгийцы Жан-Люк и Пьер Дарденны и конечно председатели нынешнего «большого жюри» Джоэл и Итан Коэны. Приуроченный к 120-летию первого публичного киносеанса показ фильма в два голоса на французском и английском комментировали Президент лионского Института Люмьер уроженец родного для родоначальников кино Лиона режиссер Бертран Тавернье и директор этого института, а заодно и программ Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо.

Председатель жюри программы «Особый взгляд» Изабелла Росселлини (дочь Роберто и Ингрид Бергман) призналась по приезде, что в Каннах чувствует себя как дома, а в этом году особенно, поскольку на всех углах на официальном плакате фестиваля ее улыбающаяся мама.

На «большую семью» кинематографистов и ценителей киноискусства Фремо сослался и на открытии «Особого взгляда», представляя участникам и гостям нового Президента фестиваля Пьера Лескюра, сменившего на этом посту казавшегося вечным Жиля Жакоба.

Как показали первые дни смотра нынешняя программа стала своеобразным результатом этой рокировки, который не вызвал особого восторга у пишущей братии, поскольку привел к изобилию малоинтересных французских фильмов, отобранных по явно конъюнктурным соображениям. Фильм открытия «С высоко поднятой головой», поставленный актрисой и режиссером Эммунюэль Берко, был своеобразным панегириком французской системы реабилитации трудных подростков, показанной весьма реалистично (мадам Берко провела в колонии для малолетних правонарушителей, говорят, несколько месяцев), но с неуместными слезами умиления, которые не могли сделать убедительными даже Бенуа Мажимель и Катрин Денев.

Присутствие последней на экране и в Каннах в первый день фестиваля было по-своему симптоматичным. Представительница могучего банкирско-кинематографического клана братьев Жерома, Николя и Мишеля Сейду (двое из них также присутствовали на показе «Люмьера») в роли судьи настолько удачно символизировала принцип семейственности, что я неожиданно вспомнил классическую французскую ленту с Жаном Габеном и Пьером Брассером, которая в СССР демонстрировалась под названием «Сильные мира сего», а в оригинале называлась “Les Grandes Familles” – буквально «Большие (имеется в виду могучие и влиятельные) семьи».

Восторженные интонации быстро сменились возмущенными, когда Эмманюэль Берко появилась на экране в главной роли конкурсной французской картины женщины-режиссера (и актрисы) Майвенн «Мой король» – тут-то в завершении просмотра для прессы и прозвучали крики «Непотизм», уже не восхвалявшие, а обличавшие семейственность. Народ стал живо обсуждать, чья же она родственница или любовница, и подозрение естественно (но по-моему несправедливо) пало на нового президента фестиваля. Однако бесспорно, что он приложил руку и к обилию картин, поддержанных «Каналом плюс» – предыдущим местом его президентства, и к официозу французской части программы. В результате к традиционным болезням Каннского программирования – фиксации на «своих» режиссерах, присутствие последних работ которых обязательно, и таких «своих» компаний, как «Le Pacte» и «Wild Bunch» (с одним из руководителей последней Венсаном Маравалем Тьерри Фремо регулярно играет в футбол), добавилась политическая конъюнктура, несколько перегрузившая корабль. Киноискусству родины кино не добавили блеска ни супружеская мелодрама Майвенн, ни классический соцреализм «Закона рынка» Стефана Бризе, ни средневековый инцест сестры и брата «Маргариты и Жюльена» Валерии Донзелли.

Но не все потеряно. Впереди в основном конкурсе еще несколько французских картин, а если учесть все каннские программы и копродукции с французским участием, то в этом году Канны – вообще чуть ли не национальный фестиваль.


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Музыкальный планктон
Новости
Коротко
Петр Налич не Кончита
Полное достоинства жизнеприятие
Аркадий Укупник, кому-то «Мурзик»
Однажды в моей молодости
Повесть о настоящем человеке
Честная еда
Пьяная зарисовка
Додолев. Не «Взглядом» единым


««« »»»