Социалистический реализм в действии

Итоги Каннского кинофестиваля в который раз продемонстрировали миру актуальность эстетики социалистического реализма после падения «реального социализма» и распада «социалистического лагеря», о чем я уже не раз писал, в том числе и по отношению к этому крупнейшему форуму киноискусства.

Неожиданная победа фильма Лорана Канте «В стенах», удостоенного «Золотой пальмовой ветви» в обход таких именитых конкурентов, как Клинт Иствуд, Вим Вендерс или Атом Эгоян, выявила очевидные преимущества в общественном и профессиональном кинематографическом сознании показа жизни в формах самой жизни в перспективе возможного разрешения социальных конфликтов и противоречий. Вспомним лозунг соцреалистов – в отличие от реалистов критических – «настоящее должно быть показано с позиций будущего».

Уже режиссерский дебют Лорана Канте «Человеческие ресурсы», вышедший на экраны в самом конце минувшего тысячелетия, продемонстрировал приверженность социальным проблемам без излишней драматизации и эмоциональной аффектации. Примечательно, что этот фильм, удостоенный множества национальных и международных наград, вообще не был выпущен в России, как, впрочем, и недавний лауреат премии «Сезар» – картина Абделлатифа Кешиша «Уловка», посвященная, как и последняя работа Канте, подросткам французских предместий.

Год жизни в стенах одного класса (французского 4-го, соответствующего нашему 7 – 8-му) обычного колледжа, где преобладают дети малообеспеченных недавних иммигрантов, увиден глазами просвещенного учителя, пытающегося установить контакт со своими учениками, обыгрывая, как и Кешиш, языковые вариации, ошибки и жаргонизмы в овладении французским языком. Интонация фильма, основанного на автобиографическом романе Франсуа Бегодо, далека от благостности, конфликты не смягчаются, а обостряются, раскрывая, по словам авторов, противоречия современного французского общества – будь то между поколениями (и соответственно преподавателями и учениками) или между «исконными» французами и выходцами из различных далеких краев.

Ленте Канте как бы вторила наша юная соотечественница Валерия Гай Германика в своем фильме «Все умрут, а я останусь». Эта история теперь уже российского 9-го класса, показанная на Неделе критики, была отмечена молодежным жюри и, что более важно, жюри конкурса дебютов «Золотая камера». Юное дарование признавалось, что в следующий раз приедет в Канны «за «Пальмой».

А пока саму «Золотую камеру» получил чернокожий британец Стив Маккуин. Известный автор инсталляций и видеохудожник (не путать со знаменитым голливудским актером) воспроизвел в своем полнометражном дебюте «Голод» голодовку активистов Ирландской республиканской армии в английской тюрьме начала 80-х, обернувшуюся трагедией и для заключенных, и для надзирателей. Эта чрезвычайно яркая и при этом беспощадно достоверная лента, своим латентным авангардизмом напоминавшая шедевры советского кино 20-х годов, получила и международную премию критики по программе «Особый взгляд», которую «Голод» и открывал.

А официальное международное жюри этой второй по значению официальной программы фестиваля отдало предпочтение игровому дебюту известного российского документалиста Сергея Дворцевого «Тюльпан», опять-таки решенному в хроникальной манере с жизнеутверждающим финалом. Все действие фильма происходит в казахской степи, говорят герои на русском и казахском языках, а картина – результат совместного производства фирм Швейцарии, Казахстана, России, Польши и Германии – позиционировалась как немецкая.

Это жюри отметило и другую, на сей раз чисто немецкую картину «Облако 9» Андреаса Дрезена, со всеми подробностями показавшую плотскую страсть пожилых – а по нашим меркам и вовсе старых – героев. Если учесть, что призы основного жюри получили и политический памфлет Паоло Соррентино «Диво», показавший неукротимую карьеру Джулио Андреотти в жанре, чем-то напоминающем приснопамятных «Кукол», и Бенисио дель Торо за роль Че Гевары в более чем четырехчасовой эпопее Стивена Содерберга, то масштабы ренессанса соцреализма предстанут во всем своем антигламурном блеске.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №21 (514) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Упразднить жизнь
Кинофейерверк на Волге
Полчаса удовольствия
Сценарий для Орбакайте
Che: не перестану удивлять!


««« »»»