НЕТ СДАЧИ

Однажды Глюк, проходя по улице, уронил палку и разбил стекло в витрине лавки. Узнав, что стекло стоит полтора франка, он протянул владельцу лавки экю (три франка).

– Сдачи нет, – угрюмо сказал тот, – придется идти к соседям.

– Зачем зря терять время, – миролюбиво сказал Глюк, – забирайте экю, а я тем временем разобью еще одно стекло.

ТЯНУТЬ ЗА РУКАВ

Однажды в Вене к Берлиозу подбежал маленький живой человечек:

– Господин Берлиоз, я страстный поклонник вашего грандиозного таланта… Прошу позволения прикоснуться к руке, написавшей “Ромео и Юлию”! – с этими словами он вцепился в рукав композитора и блаженно застыл.

– Сударь, – осторожно тронул его за плечо Берлиоз. – Держитесь лучше за другой рукав: я имею обыкновение писать правой рукой.

ДЕБЮТ ШОПЕНА

Когда Фридерик Шопен, будучи еще ребенком, должен был впервые участвовать в публичном концерте, его долго и тщательно одевали, давали массу советов, как надо себя вести, чтобы не нарушить торжественной обстановки. После концерта, когда мальчика дома расспрашивали, что больше всего понравилось публике, он с гордостью ответил:

– Мой белый воротничок!

ПРЕДПОЧТЕНИЕ

Генриха Гейне спросили, кто, по его мнению, лучший пианист – Лист или Бальберг? Поэт не задумываясь ответил:

– Шопен!

УЧИТЕЛЯ КОМПОЗИТОРА

Шуман исполнял как-то в концерте собственные произведения. И вдруг сквозь раскрытые окна донеслось снаружи чудесное щебетание птиц.

Кто-то быстро закрыл все окна. Композитор заметил это и, когда закончил игру, встал со своего места и снова раскрыл настежь все окна.

– Господа, – обратился Шуман к публике, – до сих пор я мешал этим прелестным маленьким музыкантам. Послушаем теперь их внимательно – они этого стоят, это тоже мои учителя…

ГЛАВНОЕ – ТОЧНОСТЬ!

Перед одним из концертов Листа в Варшаве импресарио объявил, что в зале будут гореть пятьсот свечей.

Сидевший на галерке провинциал долго разглядывал маэстро, но еще дольше оглядывался вокруг.

Наконец, не выдержав, он встал и возмущенно сказал:

– Как вам не стыдно обманывать! В зале только четыреста девяносто восемь свечей, а не пятьсот.

Не понимая, что происходит, Лист прервал концерт. Тогда на сцену вышел администратор.

– А считал ли пан свечи на фортепьяно? – осведомился он.

– Нет, – смутился провинциал. – Ну, ладно, играйте дальше, господин Лист.

ТАЛАНТ ОТ БОГА

– Маэстро, – спросила как-то начинающая пианистка у Листа, – правда ли, что пианистом нужно родиться?

Лист улыбнулся:

– Сущая правда, сударыня, не родившись, невозможно играть на рояле.

В ГОСТЯХ НЕ ДОМА

Однажды Лист был приглашен на ужин к одному аристократу. Собралось большое общество, так как хозяин предупредил, что у него дома будет играть знаменитый композитор. Ужин, поданный гостям, был чрезвычайно скромным. И не успели присутствующие чего–либо поесть, как хозяин громко провозгласил:

– А сейчас наш глубокоуважаемый гость нам что-нибудь сыграет из своих произведений.

Композитор сел за рояль, взял несколько аккордов, потом встал, вежливо поклонился хозяину и сказал:

– Мне кажется, что я уже с лихвой отработал сегодняшний ужин.

ВАГНЕР – ДИПЛОМАТ

Одна танцовщица, с возрастом утратившая способность достаточно изящно двигаться по сцене, решила заняться вокальным искусством. Разучив несколько несложных арий, она явилась к Рихарду Вагнеру с просьбой прослушать ее. После того как вокальный репертуар посетительницы был исчерпан, Вагнер попросил ее продемонстрировать свое танцевальное искусство. Его просьба была исполнена, и в комнате воцарилось долгое молчание.

Наконец артистка не выдержала:

– Скажите же, маэстро, понравилось ли вам мое пение?

– Для танцовщицы неплохо. Кстати, для певицы вы неплохо танцуете, – последовал ответ.

ОТВЕРЖЕННЫЙ

К директору Миланской консерватории явился юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле, показывал свои сочинения. Через несколько дней он получил ответ: “Оставьте мысль о консерватории и найдите учителя среди городских музыкантов”. Это было в 1832 году, а через несколько десятков лет Миланская консерватория добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя – Джузеппе Верди.

КОМПЛИМЕНТ

Когда Джузеппе Верди закончил оперу “Трубадур”, он пригласил одного из приятелей, видного критика, и ознакомил его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.

– Ну, как? – спросил композитор.

– Если быть откровенным, то мне все это кажется очень плоским и невыразительным.

Обрадованный Верди тотчас же бросился ему на шею:

– Как я вам благодарен, как счастлив! Ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!

ПОДАРОК ФАУСТА

После первого же представления “Фауста” Гуно популярность оперы среди парижан росла с каждым днем. Издательство не успевало выпускать клавиры и попурри на темы этой оперы.

Однако материальное благополучие композитора не повышалось…

Однажды владелец музыкального издательства пригласил Гуно покататься на санях по Булонскому лесу. Создатель “Фауста” явился в своем старом, изрядно потертом зимнем пальтеце; издатель, ожидавший его в загородной вилле, был одет в новенькую, с иголочки, элегантную шубу. Гуно пощупал дорогостоящую вещь.

– Поздравляю, – сказал он, улыбаясь, – подарок “Фауста”, не так ли?

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА

Как-то Жак Оффенбах, опасавшийся последствий своего дурного настроения, написал своим соавторам-либреттистам – А.Мельяку и Л.Галеви – записку следующего содержания: “Желая сохранить с вами наилучшие отношения, нижеподписавшийся Жак Оффенбах, проживающий в Париже на улице Лаффит, заранее просит прощения у своих сотрудников на тот случай, если он их обидит”.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ

Шарль Гуно как-то раз разговаривал с молодым композитором. Автор “Фауста” задумчиво произнес:

– Чем дальше продвигаемся в нашем искусстве, тем больше ценим своих предшественников. Будучи в вашем возрасте, я говорил о себе: “Я”. Двадцати пяти лет говорил: “Я и Моцарт”. В сорок лет: “Моцарт и Я”. А теперь говорю тихонько: ”Моцарт”.

ШТРАФ

Знаменитый чешский композитор Бедржих Сметана пользовался большой любовью и уважением со стороны оркестрантов и как дирижер. Он относился к ним требовательно, но с отеческой заботой.

Впрочем, однажды оркестранты были столь же удивлены, сколь и расстроены, когда Сметана учинил разнос скрипачу, опоздавшему на репетицию, наложил на него денежный штраф и категорически отказывался допустить скрипача к работе.

Выручил концертмейстер, который шепнул композитору, что их коллега – отец большого семейства и вынужден прирабатывать на стороне. Однако Сметана продолжал бушевать.

На следующее утро оркестранты узнали, что штраф все–таки будет уплачен, но необходимую сумму выделил из своего кармана сам дирижер – Сметана!

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Однажды Иоганн Штраус, будучи уже известным композитором, встретил в Вене старого товарища, с которым двадцать лет назад сидел за школьной партой.

– Ах, Иоганн, как я рад! А чем ты все эти годы, собственно говоря, занимался, а?

ЧУЖОЙ УСПЕХ

Один молодой композитор сыграл как-то Иоганну Штраусу свою новую балладу.

– Прекрасная вещь! – сказал Штраус. – Вот только некоторые места напоминают Моцарта.

– Ничего, это не помешает! – гордо ответил композитор. – Моцарта всегда слушают охотно…

ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ

В день шестидесятилетия Штрауса небольшой любительский оркестр сыграл ему вальс, написанный композитором. Музыканты играли из рук вон плохо, но с большим усердием. Юбиляр сердечно поблагодарил капельмейстера. Тот просиял:

– Я вам очень признателен, маэстро, за вашу лестную оценку. Ведь написать такой вальс – дело нехитрое, а вот сыграть с блеском может далеко не каждый…

ЭКЗАМЕН

Антон Рубинштейн возвращался из-за границы на родину. Ему не было еще 16 лет, когда мать увезла его из Петербурга, поэтому в столицу он приехал, не имея паспорта. Это навлекло на него подозрение властей. Тогдашний обер–полицмейстер Галахов категорически отказался поверить поручительствам многочисленных знакомых Рубинштейна, уверявших, что Антон Григорьевич – музыкант, и потребовал “наглядного удостоверения личности”: начальник канцелярии Чесноков должен был послушать игру Рубинштейна и сделать вывод – самозванец он или нет.

Вот как об этом вспоминает сам композитор в “Автобиографической записке”: “Привели меня к Чеснокову. Нашлось у него какое–то мизерное фортепиано. Сел он, сел и я, и все, что было у меня на сердце горького, всю злобу и негодование на все, что со мною происходит, я излил в том, что стал отбивать на клавишах этого инструмента! Я до того гремел, что фортепиано чуть не плясало под моими ударами, и казалось, что вот-вот развалится на двадцать четыре куска.

Инструмент был, впрочем, самый подлый, и бешенству моему не было пределов. Чесноков, однако, терпеливо прослушал – и отправился со мной к обер–полицмейстеру. “Точно так, ваше превосходительство, – доложил начальник канцелярии. – Рубинштейн действительно музыкант, потому – играет…”

ГОНОРАР

На гастролях в Вене Антону Рубинштейну пришлось иметь дело с невероятно скупым антрепренером. Переговоры об оплате концертов затянулись. Тогда Рубинштейн объявил: “Хорошо, я возьму вдвое меньше той суммы, которую получаю обычно, но и играть буду вдвое тише”.

ПЕРЕСТАРАЛСЯ

Однажды во время оркестровой репетиции Бюлов крикнул тромбонисту:

– Форте!

Музыкант сыграл громче, но дирижер снова крикнул: “Форте!”

На следующий раз – то же самое. В конце концов несчастный тромбонист, у которого от чрезмерного усилия чуть не лопнули щеки, признался, что громче играть он уже не сможет. В ответ ему Бюлов спокойно разъяснил:

– Видите ли, милейший, в этом нет необходимости. Дело в том, что вы с самого начала играли фортиссимо. Я же хотел заставить вас играть форте.

ВСЕ ДЕЛО В ГОЛОВЕ

– Какая разница между хорошим дирижером и плохим? – спросили как–то у Бюлова.

– Хороший дирижер держит партитуру в голове, а плохой – голову в партитуре, – последовал ответ.

В МОГИЛУ С ЮМОРОМ

– Что вы пишете только грустную, мрачную музыку? Слушатель хочет отдохнуть, повеселиться, уйти с концерта с радостным настроением. А вы? Напишите что–нибудь веселое, доброе. И… распродажа пойдет веселее, – говорил однажды издатель молодому Брамсу.

– Попробую, – ответил композитор.

Через несколько дней он пришел в издательство с большим свитком.

– Ну что, получилось? – встретил его издатель вопросом.

– Не знаю, – ответил, улыбаясь, Брамс и положил перед издателем ноты.

Новое произведение начиналось так: “Весело схожу я в могилу”.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Однажды Генрик Венявский, в то время начинающий скрипач, пришел вместе с товарищем к одному довольно известному музыканту с просьбой подарить им визитную карточку.

Знаменитость встретила молодых чванливо и неприветливо.

– А карточка Листа у вас есть?

– Нет, – ответил Венявский.

– А Рубинштейна?

– Тоже нет.

– Тогда и я не дам вам никакой карточки, – отрезал суровый хозяин и хотел было выйти из комнаты.

– Простите, – вежливо остановил его Венявский, – если бы у нас были карточки Листа и Рубинштейна, мы не стали бы обращаться в вам.

ОШИБКА БЕТХОВЕНА

Один дирижер Парижской оперы, отличавшийся удивительной самоуверенностью, разговаривая с Сен-Сансом, безапелляционно заявил, что использование тромбонов в симфониях неуместно. Когда Сен-Санс в ответ на это заметил, что даже великий Бетховен использовал тромбоны в симфониях, дирижер сказал, не задумываясь: “Это так, но Бетховен поступил бы лучше, если бы не делал этого”.

ГОСТЬ С ТОГО СВЕТА

1888 год. Премьера оперы Владислава Желеньского “Конрад Валленрод” по одноименной поэме Адама Мицкевича (1798 – 1855). Перед спектаклем к кассе подошел Желеньский и попросил бесплатный билет.

– Я автор “Конрада Валленрода”.

Услышав это, кассир вскакивает с места, отвешивает музыканту глубокий поклон и спрашивает:

– Я имею честь разговаривать с паном Мицкевичем?

ПУТЬ К СЛАВЕ

Однажды между Дворжаком, Бендлем и Фибихом зашла речь о том, как трудно чешскому композитору стать известным за границей. Фибих изрек что–то приблизительно в таком роде:

– Дворжаку хорошо: что бы он ни написал, все его вещи исполняют.

Дворжак ответил:

– Напишите так, чтобы понравилось мне, и вы увидите – это будет исполняться.

Ответом был взрыв смеха, к которому присоединился вполне искренне и сам Фибих.

САМАЯ ЛЕГКАЯ ПРОФЕССИЯ

– Нет ничего проще, – говорил Масне, закручивая ус, – чем давать уроки игры на фортепиано. Достаточно знать три предложения: “Здравствуйте, мадмуазель… Немного медленнее, прошу вас… Засвидетельствуйте мое почтение вашей бабушке…”

СИЛА ИСКУССТВА

Итальянская певица Аделина Патти, прежде чем достигла известности на артистическом поприще, претерпевала немалые финансовые трудности и должна была даже брать в долг у мясника.

На первом ее выступлении присутствовал и этот мясник. Видя энтузиазм, с которым публика приняла певицу, цветы, которые ей дарили, и желая со своей стороны внести свой вклад в чествование артистки, мясник крикнул:

– Патти, Патти, за мясо мы квиты!

ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Один банкир представил Патти свою четырнадцатилетнюю дочь и заверил, что в девочке дремлет настоящий талант.

– Тихо, ради Бога, не разбудите его! – попросила Патти.

ОБИДЕЛСЯ

Пабло Сарасате, узнав, что один критик назвал его гением, покачал головой и сказал:

– В течение тридцати лет я упражнялся в игре на скрипке не менее двенадцати часов в день. А теперь этот человек называет меня гением!


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЛАРИСА ДОЛИНА: ГЛАВНЕЙ ВСЕГО “ПОГОДА В ДОМЕ”! ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – СУЕТА
СЕРГЕЙ МИНАЕВ
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ (солист группы “РОНДО”)
ГОСПОДИН ДАДУДА
ПОГОДА В ДОМЕ ВСЕГО ВАЖНЕЙ!
АНДРЮШЕЧКА, Я ЭДИЧКА. ДА, И ПРИНЕСИТЕ МНЕ ВОДКИ “В ПОСТЕЛЬ…”
ШАРЛЬ АЗНАВУР МЕНЯЕТ ДОМА КАК ПЕРЧАТКИ
АГИТКИ ВЫРОДИЛИСЬ В БЛЕФ, НО ДЕТСТВА ЭХО – СИЛЬНЕЕ
ДИСК-КАНАЛ – КЛАДЕЗЬ ЖИЗНЕЛЮБИЯ
ОТАР, ВОСПИТАННИК ВЛАДЕЛЬЦА!
ГИМН МОСКВЕ
ЗОРИ МОСКОВСКИЕ
Разорви мое сердце на тысячи маленьких бабочек
НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
КОРОТКО
ПО ПРОЗВИЩУ “БОНАПАРТ”
ПАВЕЛ КАШИН: Я ТИХИЙ
КОБЗОН УХОДИТ СО СЦЕНЫ?


««« »»»