ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ

Шарль Гуно как-то раз разговаривал с молодым композитором. Автор “Фауста” задумчиво произнес:

– Чем дальше продвигаемся в нашем искусстве, тем больше ценим своих предшественников. Будучи в вашем возрасте, я говорил о себе: “Я”. Двадцати пяти лет говорил: “Я и Моцарт”. В сорок лет: “Моцарт и Я”. А теперь говорю тихонько: ”Моцарт”.

ШТРАФ

Знаменитый чешский композитор Бедржих Сметана пользовался большой любовью и уважением со стороны оркестрантов и как дирижер. Он относился к ним требовательно, но с отеческой заботой.

Впрочем, однажды оркестранты были столь же удивлены, сколь и расстроены, когда Сметана учинил разнос скрипачу, опоздавшему на репетицию, наложил на него денежный штраф и категорически отказывался допустить скрипача к работе.

Выручил концертмейстер, который шепнул композитору, что их коллега – отец большого семейства и вынужден прирабатывать на стороне. Однако Сметана продолжал бушевать.

На следующее утро оркестранты узнали, что штраф все–таки будет уплачен, но необходимую сумму выделил из своего кармана сам дирижер – Сметана!

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Однажды Иоганн Штраус, будучи уже известным композитором, встретил в Вене старого товарища, с которым двадцать лет назад сидел за школьной партой.

– Ах, Иоганн, как я рад! А чем ты все эти годы, собственно говоря, занимался, а?

ЧУЖОЙ УСПЕХ

Один молодой композитор сыграл как-то Иоганну Штраусу свою новую балладу.

– Прекрасная вещь! – сказал Штраус. – Вот только некоторые места напоминают Моцарта.

– Ничего, это не помешает! – гордо ответил композитор. – Моцарта всегда слушают охотно…

ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ

В день шестидесятилетия Штрауса небольшой любительский оркестр сыграл ему вальс, написанный композитором. Музыканты играли из рук вон плохо, но с большим усердием. Юбиляр сердечно поблагодарил капельмейстера. Тот просиял:

– Я вам очень признателен, маэстро, за вашу лестную оценку. Ведь написать такой вальс – дело нехитрое, а вот сыграть с блеском может далеко не каждый…

ЭКЗАМЕН

Антон Рубинштейн возвращался из-за границы на родину. Ему не было еще 16 лет, когда мать увезла его из Петербурга, поэтому в столицу он приехал, не имея паспорта. Это навлекло на него подозрение властей. Тогдашний обер–полицмейстер Галахов категорически отказался поверить поручительствам многочисленных знакомых Рубинштейна, уверявших, что Антон Григорьевич – музыкант, и потребовал “наглядного удостоверения личности”: начальник канцелярии Чесноков должен был послушать игру Рубинштейна и сделать вывод – самозванец он или нет.

Вот как об этом вспоминает сам композитор в “Автобиографической записке”: “Привели меня к Чеснокову. Нашлось у него какое–то мизерное фортепиано. Сел он, сел и я, и все, что было у меня на сердце горького, всю злобу и негодование на все, что со мною происходит, я излил в том, что стал отбивать на клавишах этого инструмента! Я до того гремел, что фортепиано чуть не плясало под моими ударами, и казалось, что вот-вот развалится на двадцать четыре куска.

Инструмент был, впрочем, самый подлый, и бешенству моему не было пределов. Чесноков, однако, терпеливо прослушал – и отправился со мной к обер–полицмейстеру. “Точно так, ваше превосходительство, – доложил начальник канцелярии. – Рубинштейн действительно музыкант, потому – играет…”

ГОНОРАР

На гастролях в Вене Антону Рубинштейну пришлось иметь дело с невероятно скупым антрепренером. Переговоры об оплате концертов затянулись. Тогда Рубинштейн объявил: “Хорошо, я возьму вдвое меньше той суммы, которую получаю обычно, но и играть буду вдвое тише”.

ПЕРЕСТАРАЛСЯ

Однажды во время оркестровой репетиции Бюлов крикнул тромбонисту:

– Форте!

Музыкант сыграл громче, но дирижер снова крикнул: “Форте!”

На следующий раз – то же самое. В конце концов несчастный тромбонист, у которого от чрезмерного усилия чуть не лопнули щеки, признался, что громче играть он уже не сможет. В ответ ему Бюлов спокойно разъяснил:

– Видите ли, милейший, в этом нет необходимости. Дело в том, что вы с самого начала играли фортиссимо. Я же хотел заставить вас играть форте.

ВСЕ ДЕЛО В ГОЛОВЕ

– Какая разница между хорошим дирижером и плохим? – спросили как–то у Бюлова.

– Хороший дирижер держит партитуру в голове, а плохой – голову в партитуре, – последовал ответ.

В МОГИЛУ С ЮМОРОМ

– Что вы пишете только грустную, мрачную музыку? Слушатель хочет отдохнуть, повеселиться, уйти с концерта с радостным настроением. А вы? Напишите что–нибудь веселое, доброе. И… распродажа пойдет веселее, – говорил однажды издатель молодому Брамсу.

– Попробую, – ответил композитор.

Через несколько дней он пришел в издательство с большим свитком.

– Ну что, получилось? – встретил его издатель вопросом.

– Не знаю, – ответил, улыбаясь, Брамс и положил перед издателем ноты.

Новое произведение начиналось так: “Весело схожу я в могилу”.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Однажды Генрик Венявский, в то время начинающий скрипач, пришел вместе с товарищем к одному довольно известному музыканту с просьбой подарить им визитную карточку.

Знаменитость встретила молодых чванливо и неприветливо.

– А карточка Листа у вас есть?

– Нет, – ответил Венявский.

– А Рубинштейна?

– Тоже нет.

– Тогда и я не дам вам никакой карточки, – отрезал суровый хозяин и хотел было выйти из комнаты.

– Простите, – вежливо остановил его Венявский, – если бы у нас были карточки Листа и Рубинштейна, мы не стали бы обращаться в вам.

ОШИБКА БЕТХОВЕНА

Один дирижер Парижской оперы, отличавшийся удивительной самоуверенностью, разговаривая с Сен-Сансом, безапелляционно заявил, что использование тромбонов в симфониях неуместно. Когда Сен-Санс в ответ на это заметил, что даже великий Бетховен использовал тромбоны в симфониях, дирижер сказал, не задумываясь: “Это так, но Бетховен поступил бы лучше, если бы не делал этого”.

ГОСТЬ С ТОГО СВЕТА

1888 год. Премьера оперы Владислава Желеньского “Конрад Валленрод” по одноименной поэме Адама Мицкевича (1798 – 1855). Перед спектаклем к кассе подошел Желеньский и попросил бесплатный билет.

– Я автор “Конрада Валленрода”.

Услышав это, кассир вскакивает с места, отвешивает музыканту глубокий поклон и спрашивает:

– Я имею честь разговаривать с паном Мицкевичем?

ПУТЬ К СЛАВЕ

Однажды между Дворжаком, Бендлем и Фибихом зашла речь о том, как трудно чешскому композитору стать известным за границей. Фибих изрек что–то приблизительно в таком роде:

– Дворжаку хорошо: что бы он ни написал, все его вещи исполняют.

Дворжак ответил:

– Напишите так, чтобы понравилось мне, и вы увидите – это будет исполняться.

Ответом был взрыв смеха, к которому присоединился вполне искренне и сам Фибих.

САМАЯ ЛЕГКАЯ ПРОФЕССИЯ

– Нет ничего проще, – говорил Масне, закручивая ус, – чем давать уроки игры на фортепиано. Достаточно знать три предложения: “Здравствуйте, мадмуазель… Немного медленнее, прошу вас… Засвидетельствуйте мое почтение вашей бабушке…”

СИЛА ИСКУССТВА

Итальянская певица Аделина Патти, прежде чем достигла известности на артистическом поприще, претерпевала немалые финансовые трудности и должна была даже брать в долг у мясника.

На первом ее выступлении присутствовал и этот мясник. Видя энтузиазм, с которым публика приняла певицу, цветы, которые ей дарили, и желая со своей стороны внести свой вклад в чествование артистки, мясник крикнул:

– Патти, Патти, за мясо мы квиты!

ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Один банкир представил Патти свою четырнадцатилетнюю дочь и заверил, что в девочке дремлет настоящий талант.

– Тихо, ради Бога, не разбудите его! – попросила Патти.

ОБИДЕЛСЯ

Пабло Сарасате, узнав, что один критик назвал его гением, покачал головой и сказал:

– В течение тридцати лет я упражнялся в игре на скрипке не менее двенадцати часов в день. А теперь этот человек называет меня гением!


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СЕРГЕЙ КАМА: МЕНЯ ЗАЧИСЛИЛИ В ШАНСОНЬЕ
“ПИОНЕРСКИЕ БЛАТНЫЕ ПЕСНИ” В “ПИЛОТЕ”
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КЛУБА “ПИЛОТ”
ТУСОВКА ДЛЯ ДЕКАБРЯ
ПРЕМИЮ GRAMMY ПОЛУЧАТ НЕ ВСЕ
ЧТО-ТО ВАЖНОЕ КОПИЛОСЬ В ДУШЕ, И ВОТ: ДУША УЖЕ ПИЩИТ!
МУШКЕТЕРЫ РОССИЙСКОГО РОКА. “ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ”
Привет, “МузБОЗ!” Я Антон ЖЕЛНОВАКОВ из Москвы
НАМ ДАЛИ ДОБРО, МЫ ИМ ПОЛЬЗУЕМСЯ
КОЛХОЗНАЯ ПЕСНЯ О МОСКВЕ
ЗАСТАВА ИЛЬИЧА
ДАВАЙ СЕГОДНЯ ВСТРЕТИМСЯ
Ираклий АНДРОНИКОВ, из воспоминаний “К музыке”
РУССКОЕ РАДИО СРАБОТАЛОСЬ С ВНУКАМИ АЛЬ КАПОНЕ
“СОБАЧИЙ ВАЛЬС” СЕРГЕЯ ГАЛАНИНА
POP NUMBER ONE HITS
МИХАИЛ ХЛЕБОРОДОВ (КЛИПМЕЙКЕР)
НИКОЛАЙ ТАБАШНИКОВ (ВЕДУЩИЙ ДИСК-КАНАЛА)
Новинки шинного рынка
КУШАНАШВИЛИ ВСЕ-ТАКИ ДАСТ В РОТ ШАРОН СТОУН И ПЕРЕСПИТ С ВУЛЬФОМ


««« »»»