Тихое лихо

Рубрики: [Интервью]  [Кино]  

Образ вселенского зла глазами голландских кинематографистов

Фильм-участник Каннского конкурса «Возмутитель спокойствия» повествующий о том, как загадочный демон по имени Боргман обманом проникает в дом благополучной семьи и методично уничтожает жизнь супругов изнутри, произвел сильное впечатление на фестивальную публику, хоть и незаслуженно остался без призов. После премьеры Кириллу и Марии РАЗЛОГОВЫМ удалось обсудить с режиссером Алексом ван Вармердамом и исполнителями главных ролей Яном Бейвутом, Хадевих Минис и Джероеном Персевалем эту замечательную картину, которую российские зрители увидят только осенью.

Трое вооруженных мужчин, один из которых священник, охотятся в лесу. Их добыча прячется прямо под ногами – небритый растрепанный мужчина, спящий в небольшом скрытом под землей бункере, едва успевает увернуться от штыка, проткнувшего потолок его жилища. Боргман чудом спасается от своих убийц и вместе с парой таких же отшельников из подземелья скрывается в неизвестном направлении.

Чуть позже он появляется на залитой летним солнцем улице утопающего в зелени коттеджного поселка, где прогуливается от виллы к вилле в надежде, что кто-то из хозяев позволит ему принять ванну в своем доме. Жители городка, конечно, гонят его прочь. Постучавшись в очередную дверь и получив еще один отказ от отца семейства Ричарда, Боргман замечает его супругу Марину. В отчаянной попытке добиться своего, он утверждает, что встречался с ней прежде. Марина все отрицает, но Ричард, заподозрив жену в измене, в порыве ревности жестоко избивает попрошайку и бросает его без сознания на лужайке перед своей дверью.

Попытка проникнуть в дом, казалось бы, завершилась провалом, но только на первый взгляд – мучаясь от чувства вины, Марина все же решается помочь несчастному бродяге и даже разрешает ему переночевать в садовом домике, при условии что муж не будет знать о его присутствии.

Молодая женщина постепенно оказывается во власти необычного обаяния пришельца, в то время как отношения с мужем идут под откос: каждую ночь ей снится, как супруг жестоко ее избивает и издевается над ней, отчего днем Боргман кажется ей все более привлекательным. В конце концов она просит его остаться. Тогда Боргман со своими помощниками жестоко расправляется с семьей садовника, после чего получает его работу в доме Ричарда и Марины. И вскоре семейный райский сад превращается в адские копи…

Беседа Кирилла Разлогова с Алексом ван Вармердамом, режиссером фильма

– Эта картина мне кажется самой пессимистичной из того, что вы сделали в кино.

– Правда? Меня часто спрашивали, куда главный персонаж ведет детей после конца фильма? Многие были уверены, что он их ведет в рай, но я совсем запутался в собственном фильме. И уже не знаю, кто такой Боргман.

– Вы выбрали имя главному герою по аналогии с Ингмаром Бергманом?

– Вовсе нет. Просто мне понравилось имя Боргман.

– Как вы нашли исполнителя главной роли?

– Это длинная история. Первоначально я выбрал актера из Фландрии, но он не смог освободиться, и я провел долгий кастинг с помощью своей жены. Это она привела Яна, я же в нем сомневался. Мне этот персонаж представлялся крупным и мускулистым, но, присмотревшись к Яну, понял, что его небольшой рост – преимущество, а не препятствие. Сидя голым на героине, он не должен ее давить, то есть при небольших габаритах получается более правдоподобно.

– Известно, что многие низкорослые деятели именно в силу габаритов становились глобальными лидерами, как Наполеон, например.

– Или Мик Джаггер. Многие звезды в реальности низкорослы.

– Как вам удается заставить зрителей поверить вашим персонажам? Вы всегда сохраняете определенную дистанцию по отношению к ним, и все же они воспринимаются как живые.

– Все начинается с кастинга. Я сразу выбираю актеров, которые не переигрывают. Если вдруг среди них оказывается исполнитель, пережимающий по части прямого выражения эмоций, возникают проблемы. Но в этом фильме у нас таких проблем не было. Главная героиня не нуждалась в особых указаниях. Просто я говорил ей: «Подними руки и держи их в этом положении», и актриса это делала. В свое время Жан Габен поучал: «Никогда не касайся своего лица» (как Марлон Брандо, которого я терпеть не могу). Это не догма, но на самом деле почти догма.

– Мне очень понравились первые эпизоды фильма, когда кажется, что какие-то злодеи (со злодеем-священником) преследуют невинных то ли зверей, то ли людей. А потом оказывается все наоборот – злодеи не преследователи, а преследуемые.

– Поначалу я не знал, чем все кончится. Когда охотятся на Боргмана, непонятно, кто прав, а кто виноват. Я писал сценарий и снимал фильм по хронологии. Когда герой стучится в дом, я не знал, что произойдет, просто писал, что приходило в голову. Но вот он подходит к дому и там оказывается целая семья, и тут начинает складываться сюжет.

– Какие свои фильмы вы предпочитаете? Последние, которые только что закончили?

– Конечно. На данный момент самый последний. Потом я их пересматриваю через пять-шесть-семь лет и уже могу о них судить объективно.

Беседа Марии Разлоговой с Яном Бейвутом, исполнителем роли Камиля Боргмана

– Вначале ваш герой появляется на пороге в качестве бездомного прохожего, но позже возвращается в этот же дом уже как садовник и остается неузнанным. Трудно было изобразить совсем другого человека?

– Стрижка и бритье, конечно, помогли мне сильно измениться внешне. Но было еще кое-что – иностранцы не могли этого заметить – мой акцент поменялся, когда я вернулся в качестве садовника. Я ведь родом из Бельгии, фламандец. Мой акцент был более фламандским вначале и чуть более голландским в конце. Эта разница помогла мне перевоплотиться. Но это лишь нюанс, который невозможно почувствовать иностранцам.

– Впечатляет то, как ваш герой превращается из, казалось бы, хорошего парня в исчадие ада. Какой из этих образов вам больше нравится?

– Они оба хороши, но их комбинация в одном персонаже – это лучшее, что есть в этой роли. Показать преображение героя было для меня испытанием, вызовом. Мне вообще нравится быть разносторонним. Чем более разнообразными будут мои роли, тем лучше: гротесково-комичные или, наоборот, трагичные. Я предпочитаю сочетать крайности.

– Как складывались ваши отношения с режиссером?

– С Алексом было очень легко. Я прекрасно его понимал: его воображение, его вкусы, его артистический почерк. Он как живописец с собственной манерой рисования.

– В вашей игре чувствуется некоторая театральность. У вас был опыт работы в театре?

– Вообще-то я только театром и занимался, почти никогда не снимался в кино. Я учился в театральной школе в Антверпене. Когда окончил ее, мне было 23 года. С тех пор я уже 30 лет играю в театре в Бельгии, иногда работал в Голландии и Германии. В этом фильме мне впервые досталась большая роль в кино.

– Она вам удалась. В чем, на ваш взгляд, основная разница между работой актера на сцене и в кино?

– В кино все, что ты делаешь, разделено на маленькие части: надо сыграть эту небольшую сцену, потом другую. Потом все это собирается вместе – это математика. А в театре ты начинаешь играть и как будто ныряешь в воду. А через два часа ты уже создал персонаж. Мне понравилось, что в «Боргмане» Алекс снимает сцены в хронологическом порядке, как в театральной постановке. Это очень удобно для актеров.

Беседа Марии Разлговой с Хадевих Минис и Джероеном Персевалем, исполнителями ролей супругов Марины и Ричарда

– Вам понравились ваши персонажи? Что вы можете сказать о них?

Хадевих Минис: – Марина, конечно, не самый дружелюбный человек на свете. Но, я думаю, у нее большое сердце, и она хочет получить от жизни многое.

Джероен Персеваль: Мой герой очень амбициозен и сосредоточен на себе. При этом он защищает свою семью, делает все возможное для них, но игнорирует то, что не имеет прямого отношения к его дому или карьере.

– В фильме у ваших героев трое детей. Каково вам было работать с маленькими партнерами?

Х.М.: С детьми было легко. Они очень талантливые, эти дети. А девочка, играющая нашу младшую дочь, просто потрясающая, похожа на маленького эльфа. У нее уникальное лицо…

– Ваша героиня проходит непростой путь по ходу фильма. Вам трудно было объяснить себе ее странное поведение?

Х.М.: – На съемках у нас получилось постепенно втянуться в историю. Все дело в том, что Марина очарована злой магией, околдована Боргманом, погружается все глубже и глубже в этот странный омут. Я постаралась изобразить этот медленный и страшный процесс.

– Ричард в начале картины кажется зрителю негодяем, но потом неожиданно становится жертвой.

Д.П.: – Его ценности очень материальны, но к концу фильма он теряет все что ему дорого – свою работу, свою честь. Единственное, что он теперь ценит, это его семья. Он наконец понимает, что на самом деле важно в жизни. И с этим как раз связано его изменение: чем ближе к финалу, тем он мягче, человечнее.

– Хадевих, я читала, что вы изучали метод Ли Страсберга, основанный, отчасти, на системе Станиславского. Вы применяли его в работе?

Х.М.: – Для меня это подходящий метод, и я им пользуюсь. Главное, что я почерпнула, это сочетание в актерской игре концентрации и релаксации – это действительно работает. Я давно применяю этот метод и по мере взросления могу фокусироваться на работе все быстрее.


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Клипоман года снова за работой
Хорошие парни  
Новости
Продана Шляпа Майкла Джексона
АБГ в «Атмосфере»
Коротко
От нежности до остроты
«Шинок» в расцвете
«Правда-24» – есть VKontakte


««« »»»