Жила-была баба «Ника»

Рубрики: [Кино]  

Недаром национальная российская кинопремия «Ника» носит женское имя – 25-ая церемония награждения в полной мере оправдала женственность своего имени.

Все началось загодя, когда в социальной сети ФБ (Facebook) стали появляться реплики разных дам из мира медиа & кино, которые обменивались друг с другом прогнозами относительно будущих лауреатов «Ники». Все участвовавшие в дискуссии мнили себя информированными и смело делились инсайдом.

Анфас

Кинообозреватель Ольга Галицкая (в Facebook’е – Olga Galitskaya):

Похоже, что [победит] все-таки «Высоцкий», знающий человек уверяет. Но если это лучший фильм, почему режиссер не выдвигается на «Нику»? Потому, – объясняют мне, – что тут никакого режиссера не может быть по определению. Только продюсеры, им нужны наградные цацки – как подтверждение их гениального предвидения и расчета, умения понравиться всем и взять кассу.

Далее следовало подробное объяснение, почему именно «Высоцкий» соберет все награды: Константин Эрнст велик и могуч, а Первый канал столь влиятелен, что такая булочная мелочь, как Юлий Гусман просто не в состоянии ему противостоять. То есть в рядах фейсбучного бабья изначально царила презумпция виновности всех и вся – из постов явствовало, что судьбу премий решает подтасовками лично Юлий Соломонович, причем не по самодурству, а исключительно из конъюнктурных соображений. Ну и трансляции, понятное дело, тоже просто так не случаются. Дамы заранее осуждали создателя «Ники», который вынужден блуждать тропами недостойного компромисса.

Обозреватель «Ъ» Арина Бородина (в Facebook’е – Арина Бородина):

– Ну если «Высоцкий» лучший фильм, ну это же позор для Гусмана полный. Это хлеще гораздо, чем у Михалкова. «Нику» им дадут, конечно, но не за лучший фильм. Иначе позор позору. Гусману надо закрывать лавочку, если лучшим фильмом будет «Высоцкий».

Чем познавательно чтение подобных текстов? Понимаешь, в каком мире живешь. А более всего поражает то, что никому из прогнозисток никогда не бывает стыдно, когда их блицкриги в ближайшее будущее оказываются заурядными бабскими домыслами. Впрочем, интересны были не сами женские фантазии, а то, что главные призы собрали вовсе не «Мишень» с «Годуновым», не «Шапито-шоу» и не мужской фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», а две абсолютно бабские истории – «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Елена» Звягинцева. Один фильм взял главный приз, другой – приз за лучшую режиссуру. А исполнительницы главных ролей этих лент поделили между собой приз за лучшую женскую роль, хотя то, как сыграла Оксана Акиньшина в «Высоцком» не снилось ни одной из победительниц. Как же это могло случиться?

Вот любопытная история, рассказанная накануне церемонии Кириллом Разлоговым:

На традиционном собрании академиков от кино, предшествующем второму туру голосования на премию «Ника», ко мне подошел Андрей Сергеевич Смирнов и неожиданно в весьма резкой форме высказал претензию, что на пресс-конференции по поводу номинации на другую премию – «Золотой орел» – я позволил себе сказать, что его фильм «Жила-была одна баба» (цитирую по памяти) «на «Нике» все равно свое получит». «Что вы имели в виду, с возмущением говорил уважаемый мной кинематографист, талантливейший актер, сценарист и режиссер, вклад которого в развитие отечественного кино трудно переоценить, - что я сговорился с Юлием Гусманом?».

Из приведенного отрывка следует, что в мире кино и телевидения прогнозы были разными. И объединяла их только презумпция сговора. Телевизионщики (и иже с ними), полагающие, что главная ценность жизни – эфир, были уверены, что ценой трансляции можно купить все. Киношники же понимали, что «Высоцкий» как фильм, взявший кассу и ориентированный на молодого современного, воспитанного на голливудской продукции зрителя, может рассчитывать разве что на утешительные призы. Ибо это не формат для «Ники». То есть кинопрофи знали наверняка, что команда Константина Эрнста ничего не получит.

Вот еще одна цитата из Разлогова:

К тому моменту, как нынешний номер выйдет из печати, будут известны уже и лауреаты «Ники», а не только номинанты. Я думаю, что и в этом случае мой прогноз, столь возмутивший Андрея Сергеевича, окажется оправданным. В его основе лежит анализ и качества самой картины, ориентированной, как я уже писал, на классическое наследие русской литературы, и в первую очередь, на творческую интеллигенцию старшего поколения, к которой принадлежит большинство голосующих (кстати говоря, в обеих конкурирующих академиях), и ситуации в кинематографической среде.

N.B. Прогноз Разлогова полностью оправдался, в то время как околотелевизионные предположения оказались полной ерундой.

Телережиссер и телерепортер Михаил Дегтярь (в Facebook’е – Mikhail Degtyar):

Сейчас уже можно сказать, что главной интригой «Ники» было – получит ли «Высоцкий» премию в обмен на трансляцию на Первом канале. Разговоры об этом начались еще несколько недель назад, но стали особенно активными перед церемонией. Сразу три кинокритика уверяли меня перед началом, что вопрос уже решен и «Высоцкий» получит «Нику». Мало того, утверждалась схема – не зря, мол, накануне Эрнст показал «Бабу» («Жила-была одна баба» в «Закрытом показе» Александра Гордона. – Ред.), а для того, чтобы скрасить Андрею Смирнову горечь поражения. Кроме того, Смирнов их этих же соображений обязательно получит премию за лучшую режиссуру. После таких утверждений один из кинокритиков спросил меня: «Как после всего этого смотреть в глаза Гусману?». Выяснилось, что вся эта конспирология гроша ломаного не стоит-))).

Вид сбоку

Накануне церемонии, когда на «Закрытом показе» Александра Гордона обсуждался фильм «Жила-была одна баба», один из приглашенных экспертов – Александр Архангельский – заявил, что в отечественном кинематографе давно не снимали эпических лент. То есть вся трилогия Никиты Михалков («Утомленные солнцем», «Предстояние» и «Цитадель»), оказывается, кино вовсе не эпическое. Замечательные, сложные и тонкие ленты Михалкова, режиссера, отмеченного в Венеции, Каннах и на Оскаре остались Архангельским незамеченными. Может быть, оттого, что творчество Никиты Михалкова женоненавистническое, а товарищ Архангельский – женственная натура? Бог весть. Но бабского в Михалкове действительно нет ничего, и нет к нему – странное совпадение – никакой симпатии в означенной среде…

Иное дело «Баба» или «Елена». Это продукты торжества матриархата, в отличие от «Антихриста» фон Триера, который можно рассматривать как протест против хищной женской сути. Творчество Звягинцева и Смирнова словно отпечатано железной женской пятой. И в случае Смирнова печать эта очень среднего качества. Сам Андрей Смирнов, получая приз за лучший фильм, честно признал, что никогда не дотягивал до мирового уровня. И с этим трудно не согласиться: если говорить о школьно-ВГИКовском профессионализме, то жанровый Высоцкий во сто крат грамотнее, чем смирновская «Баба». Не говоря уже о других вскользь отмеченных на «Нике» не «телевизионных» лентах типа «Годунова» (режиссер Владимир Мирзоев, исполнитель главной роли Максим Суханов), «Мишени» и прекрасного «Шапито-шоу» (к слову, первым, кто оценил по достоинству ленту Лобана был именно Михалков). Таким образом, даже сам Смирнов понимал, что не стоит получаемой награды.

Post factum можно лишь предполагать, чем именно «Баба» полюбилась академикам за вычетом того, о чем уже упомянул Разлогов.

Версия №1

Лента мила самим Смирновым. Он ведь «свой» до мозга костей, всегда со стаей, подобно своему отцу писателю, который будучи руководителем московской организации Союза Писателей, активнейшим образом участвовал в травле Бориса Пастернака, а позднее подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года против Солженицына и Сахарова.

В отличие от Михалкова, не состоявшего в рядах КПСС и старавшегося плыть по жизни независимым курсом, пусть и используя ресурсы связей & личного обаяния, Андрей Сергеевич никогда в свои игры не играл, а дышал только в унисон со средой. Вот и на этот раз ответил «Бабой» на соцзаказ ближайшего окружения – в среде творческой интеллигенции модно заниматься самобичеванием. Почувствовал Смирнов и другие подспудные течения.

Ох, неспроста простили ему собратья отсутствие драматургии, отсутствие характеров, отсутствие интриги и отсутствие какого бы то ни было смысла в его киноэпосе. Простили и дебильную символику, и примитивные аллюзии. Но самое забавное, что воспевающие его кинематографисты легко простили коллеге запредельно презрительное отношение к русскому народу, хотя всего несколько месяцев назад неистово наезжали на Никиту Михалкова за то, что он показал наших соотечественников в своей трилогии недостаточно героическими! Просто как в анекдоте: «и эти люди не разрешают мне ковырять в носу».

Версия №2

Успех ленте обеспечило то, что она транслирует мысль о том, что женщина на Руси всегда притеснялась, притесняется и будет притесняться вечно. Да и сама Родина-мать беспрестанно подвергается насилию со стороны власти, какой бы эта власть ни была. Картина призывает сочувствовать горькой женской доле и ненавидеть власть. Что поражает воображение – ведь именно интеллигенция воспитывает власть, а русская женщина отлично справляется не только со скачущими конями и горящими избами, но и с мужиками, о чем однозначно рапортует уголовная хроника. И вообще мужчина в нашем мире не роскошь, а средство передвижения по жизни.

Вид сзади

Впрочем кульминации бабство «Ники» достигло вовсе не в номинациях, а в выступлении дочки питерского мэра Собчака, которой по дружбе доверили ведение финальной части церемонии. Воспользовавшись случаем, Ксения решила публично оконфузить актрису Чулпан Хаматову, задав ей лобовой вопрос: поддержала бы та на выборах Владимира Путина, если бы не благотворительный фонд? Выступала Собчак-младшая как обычно «под прикрытием» – хозяйка прайда мадам Нарусова горделиво восседала в самом центре зала… Что, впрочем, не спасло – дочь, как водится, освистали. Только на этот раз это сделала не «публика дура» как на митинге, а кинематографическая общественность. И вовсе не потому, что предателей и перебежчиков, тем более не идейных, а конъюнктурных, не любят. А потому что Собчак все же перебрала бабства, вцепившись своей бульдожьей хваткой в нежную Хаматову, как давеча перебрала алкоголя в ресторане «Твербуль», где бросалась с кулаками на журналистов LifeNews.

Тут и пришло на ум, что снимать фильм под названием «Жила-была одна баба» Смирнову надо было вовсе не про крестьянку, жившую во времена, когда его самого в проекте не было, а про Ксению Собчак, современницу его дочери. Информантом могла бы стать сама Дуня Смирнова, которой, в отличие от Ксении, удалось сначала обернуться «аристократкой» (недаром же русская интеллигенция вербовалась из внебрачных детей благородных родителей и ошметков обедневшего дворянства), а затем и выйти замуж за богатого «купца» Чубайса (деньги всегда тосковали по изысканному, как изысканное тянется к деньгам…). Обе эти особы – Ксения и Дуня – являют собой воплощение торжества матриархата, о котором самое время снять актуальный фильм.

Вид сверху

Как бы то ни было, благодаря Собчак пафосное киномероприятие плавно скатилось в тревожную пучину Болотной, о чем тут же отрапортовала лента ФБ:

Mikhail Degtyar:

Для меня очевидно почему транслировали – ветер поменялся. Никита оказался в жопе. «Ника» стала чуть ли не явлением Болотной.

Аркадий Кайданов:

– Господа, радостно бросавшие в воздух чепчики и предметы нижнего белья в связи с открытием ими невероятного творческого и личностного потенциала Собчак! Не возрыдать ли, узрев, что девушка стремительно достигла своего потолка, дважды за неделю продемонстрировав его невысоту сначала тупым розыгрышем на «Дожде», а давеча ввечеру – быдлячески попытавшись докопаться на «Нике» к Хаматовой?

Так «Ника» стала апофеозом бабства во всех смыслах, предъявив аудитории новых героев – бабу-убийцу Звягинцева, бабу-жертву Смирнова и бабу-дуру Собчак, которая, злобно напав на достойную всяческих похвал Чулпан, привела в телячий восторг баб медийных, бросившихся наперебой восхищаться ее «отважным» (по их бабскому мнению) поступком, напрочь забыв о том, что все начиналось с кино.

Алевтина ТОЛКУНОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Маньякам тоже скучно
Про любовь и баранов
Освистали в Зале славы
Боевик с Киану Ривзом
Уиллис станет генералом
Италия в сердце художника
Мэр нанимает детектива
Смертельно скучающим – от живчика
Современный вариант фильма
Встречи с Джульеттой
Подходит на роль мамы
Большой экран для Джексона
Брэд Питт станет продюсером
Феномен Аллы Пугачевой
Форд вступил в «Игру Эндера»
Признана самой успешной певицей
Late night Ургант
Снова к нам, спустя девять лет
Извинилась перед дочерью


««« »»»