Встречи с Джульеттой

В одном из римских кинотеатров шла премьера советского фильма «Баллада о солдате». Зал переполнен… На экране суровые кадры военных лет: вокзал в небольшом городишке, на перроне солдат-инвалид, покалеченный войной, молодая красивая женщина напряженно смотрит на солдата. Она пришла встретить мужа, которого, кажется, только вчера здоровым и сильным проводила на фронт… И вот перед ней – калека. Он, словно прикованный, стоит на одном месте. И вдруг напряженную тишину зала разрывает чей-то требовательный крик:

– Что ты стоишь? Что ты ждешь? Она же любит тебя! Подойди к ней! Подойди!

Так кричала по-итальянски, поднявшись с места, женщина, возбужденно взмахивая кулачками. Она кричала, обращаясь к Евгению Урбанскому, играющему солдата. Через минуту ее поддержали десятки матерей и жен, находившихся в этот вечер в кинотеатре… Женщиной, подавшей голос первой, оказалась всемирно известная актриса Джульетта Мазина.

Мне посчастливилось встречаться с великой Мазиной несколько раз. Впервые это случилось осенью 1986 года. Тем летом я неплохо поработал на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского, так что после трудов праведных мы с моим коллегой Сашей Астафьевым решили отдохнуть в Сочи. Бархатный сезон, ласковое море – что еще нужно человеку? И тут в один из дней по радио передают новость, что в столице открылась ретроспектива фильмов с участием Джульетты Мазины. Решение срочно возвращаться в Москву пришло молниеносно…

Мазина закончила Римский университет. В театр пришла из студенческой самодеятельности. Одно время работала на радио, где и познакомилась с Федерико Феллини, который стал ее мужем и главным режиссером. Вместе они прожили более сорока лет. Это были счастливые, заполненные творчеством годы. Одно омрачало жизнь супругов – отсутствие детей.

Мировую славу актрисе принесло участие в фильма Феллини «Огни варьете», «Белый шейх», «Дорога» и «Ночи Кабирии». За последние две картины режиссер был удостоен двух премий «Оскар», а Мазина за ленту «Ночи Кабирии» была награждена «Золотой Пальмовой ветвью» на кинофестивале в Каннах.

Но Мазина не стала только актрисой Феллини. Она украсила своим участием такие ленты, как «Фортунелла» Эдуардо Де Филиппо, «Ад посреди города» Ренато Кастеллани, а еще актриса снималась за границей: «Девушка в искусственном шелке» и «Йонс и Эрдме» (ФРГ), «Безумная из Шайо» (Великобритания), «Матушка Метелица» (ЧССР)… И все же в историю мирового кино Мазина вошла как актриса Феллини. Но она играла далеко не в каждом его фильме. Так в картинах «Сладкая жизнь» и «8 1/2», принесших режиссеру главный приз в Каннах и «Оскар», ей места не нашлось. А вот в своей первой цветной ленте «Джульетта и духи» актриса сыграла главную роль. Почти двадцать лет Феллини не будет занимать свою жену в создаваемых им картинах. Мазина не роптала, а делала все возможное, чтобы ее любимый Федерико ни в чем не нуждался. Она следила за домом, принимала гостей, а параллельно защитила докторскую диссертацию по искусствознанию. Разумеется, она всегда сопровождала мужа на съемках и поездках по миру.

Но осенью 1986 года в Москву актриса прилетела одна. Сославшись на усталость, Мазина встречаться с журналистами отказывалась. И тогда мне пришлось пойти на откровенную авантюру. Я позвонил моему приятелю в МИД, который в совершенстве знал итальянский. Мы отправились в «Метрополь», где остановилась актриса. Предупредил переводчика, чтобы он не обращал внимание на то, что я буду говорить. Постучались в нужный номер: «Синьора Джульетта! Ради Бога дайте трехминутное интервью. Если я его не сделаю, меня выгонят из редакции и мои шестеро детей будут голодать. А жена ждет седьмого…». Я нес полную ахинею, а друг переводил. Лицо женщины подобрело – ведь для итальянцев семья – самое святое в жизни. «Сеньору хватит десяти минут?» – спросила Мазина. «Вполне!» – радостно завопил я. Прошло десять, двадцать минут, а нас не просили покинуть номер. А потом я вконец обнаглел и попросил синьору Джульетту попозировать моему фотокорреспонденту…

И как продолжение общения с великой актрисой стал приезд знаменитых итальянцев на XV Московский международный кинофестиваль. Феллини привез на конкурс свой фильм «Интервью». В один из фестивальных дней он представлял картину столичным зрителям в ГЦКЗ «Россия». С букетом цветов я вышел на сцену и услышал, как Мазина что-то говорила мужу. Переводчик стал мне шептать: «Федерико, дай немедленно интервью этому журналисту. У него родился седьмой ребенок. Если ты этого не сделаешь, малютки будут голодать. Ты ведь не можешь этого допустить».

На закрытии ММКФ Феллини вручили главный приз. А накануне мы встретились на Арбате у Джуны. В тот вечер к ней пожаловали Феллини с Мазиной, председатель жюри Роберт Де Ниро со своей коллегой Ханной Шигулой, Марчелло Мастроянни и Настасья Кински. Разумеется, был великолепный стол. А затем хозяйка дома вместе с Феллини встали за мольберт и за несколько минут создали прелюбопытную картину (которая выставлена в галерее на Старом Арбате). Я в это время общался с синьорой Джульеттой. Она интересовалась, трудно ли воспитывать такую ораву детишек, помогает ли мне государство, кем я хочу видеть своих детей. Приходилось выкручиваться на ходу…

К сожалению, это был последний визит в нашу страну великого режиссера и великой актрисы. Когда Феллини не стало, Мазина не смогла долго прожить без своей второй половины. Ее не стало 23 марта 1944 года, через четыре месяца после смерти мужа.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Маньякам тоже скучно
Про любовь и баранов
Брэд Питт станет продюсером
Форд вступил в «Игру Эндера»
Жила-была баба «Ника»
Late night Ургант
Италия в сердце художника
Смертельно скучающим – от живчика
Большой экран для Джексона
Феномен Аллы Пугачевой
Признана самой успешной певицей
Снова к нам, спустя девять лет
Извинилась перед дочерью
Освистали в Зале славы
Боевик с Киану Ривзом
Уиллис станет генералом
Мэр нанимает детектива
Современный вариант фильма
Подходит на роль мамы


««« »»»