Замечания о геополитической ситуации в России

Первые же недели Нового года были отмечены началом беспрецедентно активного наступления США и ряда их союзников по значительной части периметра российских границ. США резко усиливают свое влияние в Прибалтике, страны которой 16 января намерены подписать с США Хартию о взаимных отношениях: США берут на себя обязательство помочь Литве, Латвии и Эстонии подготовиться к членству в НАТО. В первую же неделю 1998 г. одна из этих стран – Эстония – открыла свое представительство в штаб-квартире НАТО. В Литве, как известно, президентом был избран американский гражданин, что привязывает эту страну личной унией к заокеанской метрополии.

Жесткие факты давления на Россию имели место со стороны Грузии, где РФ уступила значительную часть собственных военных баз, со стороны Украины, устроившей фактическую блокаду миротворческим силам России в Приднестровье. Достаточно неприятные для РФ односторонние решения были приняты руководством Польши, фактически отменившим безвизовый режим въезда для граждан России; Польша вновь вернулась к своей старой геополитической функции “санитарного кордона” Запада против России.

Весьма неутешительными для России явились и итоги очередного саммита Центральноазиатского союза, члены которого фактически объявили себя зоной, свободной от российского влияния.

Эти события хотя и были весьма неприятными для России, однако не столь существенными для расклада сил внутри российского руководства. Значительно более заметное влияние на внутрироссийскую политическую ситуацию способны оказать процессы, идущие в Чечне, президент которой А.Масхадов вскоре после своего возвращения из США, в канун Нового года объявил об отставке прежнего Кабинета и поручил сформировать новое правительство вице-премьеру и известному террористу Ш.Басаеву, что явилось для России ударом ниже пояса и по существу сыграло роль дестабилизирующего фактора для ситуации внутри российской власти.

Российское руководство, как президент Ельцин, отложивший свой визит в Чечню, так и премьер Черномырдин, было всерьез обеспокоено новым поворотом в чеченской теме, произошедшим к тому же на фоне недавних буйнакских событий и непрекращающихся слухов о новых террористических акциях, которые неконтролируемые чеченские боевики, находящиеся под эгидой Саудовской Аравии и, возможно, Турции, якобы запланировали на конец января – февраль.

И президент, и премьер оказались перед необходимостью отреагировать на столь дерзкое, по сути провокационное решение Масхадова. Однако любая реакция была бы в этой ситуации крайне проигрышной и опасной для них, что и показала реакция ряда внутренних и внешних кругов на заявление главы МВД Куликова о возможности нанесения превентивных ударов по базам боевиков в Чечне. Реакция на это заявление внутри и вне страны продемонстрировала, что, даже не сумев втянуть в полемику высшее политическое руководство России, стратеги, замыслившие ход Масхадова, добились весьма существенных результатов, поставив под удар главу важнейшего для режима Ельцина силового ведомства. Уход Куликова с его поста привел бы к ослаблению позиций президента, да и позиций власти в России как таковых.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Гость на пороге
Альвадас ловит щук петлей
Предисловие
“Наказанная” страна
Насколько безболезненна деноминация для кошельков россиян?
В Волгодонске прошла конференция СНПР
В год тигра входят с отточенными когтями
Старательный домовой


««« »»»