Очень плохая рецензия

Наш корреспондент делится впечатлениями о киноленте «Самый лучший фильм» (Россия, 2007). Режиссер – Кирилл Кузин, в ролях – Гарик Харламов, Михаил Галустян, Елена Великанова, Армен Джигарханян, Павел Воля, Валерий Баринов, Борис Моисеев, Ксения Собчак, Дмитрий Нагиев и др.

Полная ж… То есть – очень большая. Полная ж… на широком экране. Так, синопсис готов. Иначе дальше пошли бы спойлеры самой удачной шутки «Самого лучшего фильма», а спойлеры – это аморально. Кроме того, краткость – сестра таланта. Так сказал Чехов, а он знал толк в соленой шутке – правда, не считал нужным получать за скабрезности гонорары. Несмотря на цинизм первой сцены картины, нельзя не отдать должное ее создателям – видно, что они хорошо знают свою целевую аудиторию и умеют в нее попасть.

С пародированием современных российских блокбастеров и сериалов дело обстоит несколько хуже. Вот герои едут в кабине фуры. Звучит саундтрек из сериала «Дальнобойщики». Примерно таким же методом пародируются и остальные фильмы. Еще один прием – популярные персонажи светской хроники в «неожиданных» амплуа: Ксения Собчак в роли уличной проститутки или Борис Моисеев в роли мента. Правда, эти креативные усилия даже излишни – чтобы насмешить своих потенциальных зрителей, авторы могли бы просто показать Собчак и Моисеева в кадре, не заставляя их ничего играть. Впрочем, ради смеха зрителям подобных фильмов достаточно показать палец. Или «письку», как любят выражаться создатели картины. Или сказать слово из трех букв, которое часто можно увидеть на заборе. Хуже другое – сценаристы грязно оклеветали другое популярное трехбуквенное понятие, ни единым словом о нем не обмолвившись. Совершенно не понятно, отчего игнорируется термин «лох», прочно занимающий в нашей стране второе место по популярности. А ведь это слово как нельзя лучше характеризует тех, кто ухитрится посмотреть картину за деньги!

Так, ладно, надо что-то серьезное, киноведческое написать. В серьезной киноведческой работе должен упоминаться Тарковский. Пожалуйста: когда Ролан Быков готовился к роли скомороха в фильме «Андрей Рублев», он отправился в научную библиотеку изучать старинные скоморошеские частушки. Открыл Ролан Анатольевич толстый академический фолиант, а там – сплошной мат. «Как же темен и забит был русский народ в средние века, если ничем иным его было не рассмешить», – с горечью подумал Быков, и сочинил все частушки для фильма сам. Злые, смешные, едкие – но без мата. Авторы «Самого лучшего фильма» (ироничное название как бы намекает, что все совсем наоборот) ссылаются на традиции скабрезной балаганной культуры, которые якобы возрождает картина. Трудно сказать, в каких эмпиреях они обитают, если им не хватает сейчас площадной шутки. Проблема в другом: скабрезный юмор может нравиться или нет, но он может быть живым и виртуозным – вспомнить хоть Шуру Каретного какого-нибудь. Но уж во всяком случае, балаганному юмору место в балагане, а не в кинотеатре. Резиденты «Комеди клаба» забыли свое место.

Еще одна традиция, на которую опираются эти самые резиденты (странный вообще-то термин – а почему не «дилеры», например?), – американские пародии типа «Очень страшного, эпического и т.п. кино». Собственно, «Комеди клаб» фактически использовал заимствованный формат, и даже рабочее название фильма было «Очень русское кино» (именно поэтому я решил назвать свой текст «Очень плохая рецензия», остроумно, да?). Однако мне невольно вспоминается работа французского телевизионного комика (вот это хороший термин, уютненький такой) Лорана Баффи «Ключи от машины». Успешно провалившаяся лента начиналась с фразы главного героя «не ходите на это дерьмо», но, видимо, как говорил герой фильма «Председатель колхоза», дерьма оказалось маловато. Зато Лоран Баффи ухитрился снять в своей картине камео порядка полусотни французских звезд, а не двух-трех, как наши жалкие эпигоны. При этом Гарик Харламов, судя по интервью, не исключает для себя серьезных драматических ролей после достижения 50-летнего возраста. В таком случае ему стоит пересмотреть другое французское кино – «Короли шуток», там показано, чем кончаются подобные амбиции.

Также в своем интервью Гарик сетует, что в России не хватает популярных фильмов, «нам банально нечего пародировать». Тем не менее уже ведется работа над продолжением. Что же в нем будут пародировать? Разве что «Иронию судьбы-2», но это и так пародия… Впрочем, почему нет? Мирослав Немиров в своем справочнике-путеводителе «А.С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт», рассуждая об искусственно созданных матерных «несмешных анекдотах», приводит слова Честертона о том, что пародия на юмор невозможна, ибо сам юмор в принципе пародиен. И добавляет: «Деятели контемпорари арт опровергли Честертона: анекдоты, типа вышеприведенного, есть именно пародия на юмор. Если ирония, согласно Аристотелю, это «насмешка над тем, кто согласен с данным высказыванием», то тогда юмор продемонстрированного типа – это «насмешка над тем, кому кажутся смешными подобного рода шутки».

Возвращаясь к началу «Самого лучшего фильма», нельзя не отметить, что пародия на популярную ленту «Изображая жертву» блестяще удалась. Буквально проиллюстрировав утверждение, с которого начинается картина Кирилла Серебренникова, Гарик Харламов и Михаил Галустян как бы показали, что те, кто с этим утверждением согласен, тоже находятся в… Ладно, хватит. Рецензия получилась большая, зато плохая.

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Синема
Без слов, но вдохновенно
“Флаэртиана” в столице
Профессия – Родину защищать
DVD-обзор


««« »»»