Компьютерный киноаттракцион

Наш корреспондент делится впечатлениями о приключенческом фильме «Золотой компас» (His Dark Materials: The Golden Compass, США – Великобритания, 2007). Режиссер – Крис Уайтц. В ролях – Дакота Блю Ричардс, Николь Кидман (на фото), Дэниел Крэйг, Ева Грин, Эрик Бана, Кевин Бэкон, Бен Уокер.

В мире вновь неспокойно – тартары вторглись в Московию и устремились к Санкт-Петербургу в надежде получить господство на Балтике, а в перспективе – захватить весь запад Европы. В Лапландии творятся странные вещи, что-то замышляют гигантские говорящие белые медведи, закованные в броню. Непослушная девочка Лира Белакуа (Ричардс), сирота, воспитывающаяся в оксфордском научном Иордан-колледже, тайком пробирается в Комнату Отдыха магистров и, спрятавшись в шкафу, становится свидетельницей секретного совещания.

Вернувшийся из полярной экспедиции лорд Азриэл, дядя Лиры, привез фотограммы неких таинственных явлений и найденную во льдах голову своего погибшего коллеги, подвергшуюся скальпированию и трепанации. Лира упрашивает дядю взять ее в следующую экспедицию, но лорд непреклонен – ее место в колледже. Меж тем в Англии начинают бесследно исчезать дети – ходят слухи, что их похищают некие жрецы. Зачем? Конечно, чтобы жрать! Попытки Лиры и ее друга мальчика Роджера (Уокер) разыскать зловещих жрецов ни к чему не приводят, пока не исчезает и Роджер. Благодаря знакомству с сотрудницей некой секретной научной организации мисс Колтер (Кидман) Лире удается сбежать из Иордан-колледжа и отправиться на далекий Север, на поиски своего друга.

«Золотой компас» снят по книге «Северное сияние», первой в трилогии «Темные начала» английского писателя Филипа Пулмана. Мир, придуманный Пулманом – некая параллельная вселенная, где у каждого человека есть свой деймон, нечто вроде существующей вне тела души в образе зверя. Власть в этом мире принадлежит Магистратуму – клерикальной организации, жестоко преследующей инакомыслящих. Жрецы – сотрудники Магистратума, похищающие детей с целью проведения жестоких опытов. В борьбе за спасение мира Лира объединяется с цыганами, ведьмой (Грин), говорящим панцирным медведем и пилотом красного дирижабля.

«Золотой компас» представляет собой своеобразный магический «паро-панк», проникнутый эстетикой викторианской Англии. На первый взгляд, это, пускай и несколько странноватое, но типичное рождественское фэнтези в духе «Хроник Нарнии», большой компьютерный киноаттракцион, не уступающий масштабами «Властелину Колец». Крис Уайтц, достаточно точно следуя сюжету Пулмана, ухитрился сделать картину максимально невинной, между тем в литературном первоисточнике за отчетливым антиклерикальным и атеистическим пафосом скрываются совсем иные эзотерические идеи, которые в полной мере раскрываются в третьей книге. Не говоря уже о том, что уже в первой вивисекторы заставляют умирать в муках маленьких детей. Выхолостив по возможности идеологическую составляющую истории, Уайтц эмоционально обескровил фильм (что в данном случае, очевидно, к лучшему), оставив лишь эффектное фантастическое зрелище. Которым, однако, в наше время уже трудно кого-либо удивить.

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Лувр в пустыне
Двенадцать историй Свиридовой
Неистовый Рудольф
Одноклассники.ру


««« »»»