В столичном кинотеатре “Ролан” состоялся показ лучших фильмов Международного фестиваля документального кино “Флаэртиана”. Не все киноманы могут поехать в Пермь на фестиваль, поэтому такой своеобразный “кинодайджест” очень порадовал тех, кто по-настоящему любит и ценит документальное кино.
В течение трех дней зрители смогли увидеть двенадцать картин, сделанных документалистами Дании, Бельгии, Франции, США, Египта, Италии, Ирана, Сербии, Великобритании, Испании, Германии и Австрии. И надо сказать, что кинопросмотры имели большой зрительский успех (жаль только, что российские картины не участвовали в этом показе).
А идея фестиваля родилась в среде режиссеров-документалистов творческого объединения “Надежда” Свердловской киностудии. Тогда в Екатеринбурге работала группа блестящих режиссеров, среди которых были Людмила Уланова, Андрей Анчугов, Андрей Железняков, Борис Устов и еще десятки имен, составивших славу российского документального кино. “Крестным папой” фестиваля стал директор Музея кино Наум Клейман.
Фестиваль, получивший имя американского режиссера, обозначил эстетические принципы, которые Роберт Флаэрти впервые продекларировал в своем фильме “Нанук с Севера”. Это ленты, в которых “человек проживает на экране часть жизни, сформулированную режиссером по законам драматургии. Снимается такое кино методами длительного наблюдения “привычной камерой”. В основном это фильмы – портреты современников. Этими принципами руководствуется отборочная комиссия, в которую сегодня входят кинокритики Виктория Белопольская, Марина Дроздова, кинорежиссеры Борис Караджев и Павел Печенкин (кстати, президент фестиваля).
Первый фестиваль состоялся в 1995 году и до 2006 года проводился один раз в два года скорее по формуле теоретического симпозиума, чем конкурса. Два года назад фестиваль окончательно перешел в статус ежегодного международного фестиваля документального кино с международным жюри, жюри ФИПРЕССИ (мировая пресса).
Пока призовой фонд невелик – $20 000. И это вполне объяснимо – основной спонсор фестиваля – правительство Пермского края. Кроме международного конкурса, проводится “российская “Флаэртиана”, где награждается фильм, получивший наибольшее количество баллов зрительского голосования.
Показанные в Москве фильмы, особенно награжденные Гран-при “Большой золотой Нанук”, были отменными. Тронула, например, итальянская картина “Номера мечты”, удостоенная Гран-при в прошлом году. В ней рассказывается о Неаполе – городе с множеством бедных кварталов, где находятся небольшие игорные дома. Сюда каждый день приходят люди в надежде выиграть в лотерею. Посетители выбирают числа не наугад. Их числа ассоциируются со счастливыми или трагическими моментами, которые они раньше пережили. Для неаполитанцев существует прямая связь между выбранными номерами и попыткой изменить судьбу. В этом мире повседневные мелочи приобретают новый смысл. Это настоящий магический реализм в документальном кино…
Фестиваль этого года состоится в сентябре. Мы обязательно побываем в Перми и подробно расскажем об этом удивительном кинофоруме.
Владимир ВАХРАМОВ.