Спросите у шести-семилетних ребят: “Что такое родословная?” Пожалуй, семь из десяти не ответят на вопрос, а трое остальных скажут: “Ну, это про нашу собаку”.
Что ж, без хорошей родословной собаке породистой не быть, это как сертификат качества. И потому собачью родословную ведут скрупулезно, от самых дальних предков. И даже дети, у которых в семье есть собаки-медалисты, гордятся своими “знатными” четвероногими. А вот найдется ли ребенок, который гордится родословной своей семьи? Или хотя бы имеет о ней представление. Наверное, такие есть, но их мало. И не потому, что детям это неинтересно. Просто чаще всего они не задумываются об этом – в них не воспитана потребность заглянуть в прошлое своей семьи. А взрослые, занятые повседневной борьбой за существование, нечасто думают о прошлом, тем более, о далеком.
Маленький человек довольствуется окружением. Есть мама, она рядом, от нее – тепло. Есть папа. Он, правда, занят, он строже мамы, но тоже рядом. И бывают часы, когда можно с ним поиграть или сходить в Зоопарк. Есть еще бабушки-дедушки, с ними вообще можно покапризничать – они не наказывают и долго не сердятся… В общем, ребенку вполне достаточно для счастья имеющихся родных. Он не только чувствует себя защищенным от невзгод, но и ощущает себя центром, вокруг которого строится мир. Но постепенно ребенок осознает, что до его рождения происходили какие-то важные события, и задает вопрос: “Где при этом был я?”. “А тебя еще не было”, – отвечают на это ему. И, может быть, в тот момент у малыша рождается неясная мысль о том, что мир существует довольно давно, и он в нем не единственный, не первый, и даже, как ни странно, не главный.
Хорошо бы родителям не пропустить этот важный момент и понемногу начать приобщать малыша к истории семьи. Рассказать ему побольше о себе, о бабушках и дедушках, о тех, кто был еще раньше. Вообще о том, что он сам, их любимый и неповторимый – лишь верхушечка большого, могучего дерева рода, корни которого уходят далеко в прошлое. И заодно подсказать, что и он – очень важная часть этого дерева. И, как всякая веточка важна для настоящего дерева, так и его жизнь оставит след в судьбе целой семьи. И что его дети тоже станут веточками огромного рода.
Хорошо бы помочь ребенку составить хотя бы краткую родословную семьи с упоминанием фамилий, имен-отчеств родных, их профессий. Можно наклеить рядом и старые фотографии… Постепенно сын или дочь привыкнут к мысли о сложности и многослойности мира, о непрерывности жизни, о связи людей и их судеб. Возможно, у него появится повод гордиться своими далекими родственниками. Или, увидя, как в его роду соединились представители разных национальностей, станет заинтересованнее относиться к обычаям и укладам других народов…
Но, пожалуй, главное в том, что понятие семьи наполнится для ребенка особым смыслом: не просто мама, папа, бабушка, а целый род, и он – носитель и продолжатель семейных традиций. Кстати, у кавказских народов эти понятия до сих пор наполнены глубоким смыслом. И в России еще в недавнем прошлом уделяли много внимания родословной, и не только царской. Народная поговорка “Иван, не помнящий родства” – о тех, кто не знал и не признавал традиций рода.
В начальной школе один из первых уроков истории Отечества начинается с темы “Твоя родословная”. Ведь семья – основа всех цивилизаций, как бы ни менялись экономика и государство, политика и культура. В семье – основание пирамиды цивилизации, здесь человек приобретает первые навыки, уроки духовности и права. К сожалению, мы подрастеряли интерес к прошлому семьи. А ведь совсем по-другому дети воспринимают события, если выясняется, что прапрадедушка работал у помещика в имении, прадедушка погиб на Великой Отечественной, а бабушка видела живого первого космонавта.
Не пожалейте времени, мамы и папы, бабушки и дедушки! Чаще говорите с малышом об истории семьи. И тогда, может быть, слово “предки” утратит в устах наших детей и внуков насмешливый характер. А став постарше, они перестанут цедить в телефонную трубку: “Не могу сейчас с тобой говорить – шнурки в стакане”. Это ведь он о вас: родители, мол, дома, не до разговоров…
Лариса КУЗЬМИНА,
кандидат исторических наук.