Люди бывают черными и белыми. Общение с одними заряжает бодростью, а с другими – высасывает энергию. Одни вселяют оптимизм, другие вызывают чувство беспокойства. Говорят, всему виной обстоятельства: если жизнь много била, есть риск стать злобным, возненавидеть весь мир и всю дорогу излучать дурную ауру. Однако существуют примеры, напрочь опровергающие этот сомнительный тезис.
Именинник недели Юра Айзеншпис, который отпразднует свой день рождения в будущий вторник, является наглядным примером того, как позитивную жизненную установку не сломить никакими невзгодами. Попасть из-за ерунды в тюрьму в юном, двадцатитрехлетнем возрасте и провести там семнадцать лет – никак нельзя считать подарком судьбы. А ведь теперь валюту можно поменять на каждом углу… Места не столь отдаленные лишают не только здоровья, но и веры в человечество, однако совсем не всех.
Трудно найти человека более жизнеутверждающего и доверчивого, чем несравненный Юрий Шмильевич. Он всегда бодр, весел, улыбчив, все неприятности с него – как с гуся вода, он хороший товарищ и начисто лишен таких весьма распространенных ныне черт характера, как злобность и завистливость. Лишен Юра и чувства малоценности (распространенный мужской недуг), а это означает, что женщины всегда были к нему благосклонны, и своей блистательной карьерой он обязан вовсе не желанию завоевать весь мир, а избытку творческих сил. Даже долгие годы, проведенные в гадюшнике под названием шоу-бизнес, не замарали светлый образ неунывающего продюсера, популярность которого никогда не уступала, а подчас и превосходила популярность его питомцев.
Как и всякая знаменитость, Юрий Шмильевич окружен облаком слухов, которые удивительно далеки от реальности. Главное, что недоброжелателям Ю.А. (каковые наверняка имеются в силу пожизненной успешности нашего героя) не пробить неосязаемой брони, которую создали вокруг него любящие друзья.
После незадавшейся юности Юра стартовал с нуля, поэтому его психологический возраст значительно меньше паспортного. Впрочем, возможно, прав Торнтон Уайлдер, и возраст относится к категориям неизменным. Поэтому мы поздравляем Юру с его двадцатипятилетием и желаем ему всяческих благ. Слово герою номера…
М.ЛЕСКО, “Новый Взгляд”.
ИМЕНИННИК О ШОУ-БИЗНЕСЕ, ПОПСЕ И СЕБЕ, ЛЮБИМОМ
– Вы столько лет в шоу-бизнесе, кем вы себя ощущаете по жизни: артистом, продюсером или бизнесменом?
– Скорее артистом и продюсером. Только не бизнесменом. Хотя и говорят: шоу-бизнес, но для меня главное – шоу, бизнес – это потом.
– У вас нет ощущения, что в прошлой жизни вы были певцом?
– Я никогда об этом не задумывался, но по природе я, видимо, действительно певец.
– Как насчет того, чтобы запеть?
– Сейчас все лезут на сцену, даже продюсеры начинают петь. А я в свои юношеские годы, имея неплохие вокальные данные, уж точно сумел бы это сделать, но о певческой карьере никогда всерьез не думал, хотя, когда учился в школе, пел в хоре, и моя любовь к музыке выражалась не только в коллекционировании записей и пластинок, но и моем непосредственном участии в создании первой отечественной рок-группы.
– Выбор артистов, с которыми вы работаете, строится на интуиции или анализе?
– Интуиция – хорошее качество для продюсера. Но главное – это все-таки знание людей, законов общественного развития, социологии. Грамотный анализ важнее, хотя интуиция меня пока что ни разу не обманывала, и мои внутренние ощущения всегда совпадают с результатами профессионального анализа.
– Какие изменения произойдут в шоу-бизнесе, если удастся покончить с аудиопиратством?
– Победить аудиопиратство можно только экономически. Никакие законы здесь не помогут, никакие санкции прокурора. У нас в стране все это не работает. Я знаю, как победить аудиопиратство, многое здесь зависит от политики цен. Наша страна, хотя и относится к разряду крупных держав, но, по сути, страна “третьего мира”. Пиратство здесь развито, как в Африке, Китае или других развивающихся странах. Победить его путем репрессивных мер, обысков, изъятий – невозможно. Грубо говоря, надо самим выпускать пиратскую продукцию, только хорошего качества. Сбить этот рынок можно только снижением цен.
– А какова, с профессиональной точки зрения, перспектива развития шоу-бизнеса?
– Работать становится все сложнее и сложнее. В обществе идут активные процессы. Мешает нестабильность в политике, экономике, обнищание населения. Я думаю, что процесс дальнейшего развития шоу-бизнеса будет болезненным. На данный момент рынок резко упал по сравнению с 1996 годом, который можно считать кульминационным в истории постсоветского периода. Потом рынок пошел на спад, и конца этому падению не видно. Все вокруг хиреет, денег нет даже у государства, а шоу-бизнес – такая же отрасль народного хозяйства, как и любая другая. Существовать сам по себе он все равно не может.
– А если эта отрасль окончательно загнется и профессионалы от шоу не смогут больше зарабатывать, поскольку, выбирая между зрелищем и хлебом, человеческий организм все же предпочтет еду, что вы будете делать? Все бросите и найдете себе другую сферу применения?
– Нет, я в любом случае буду работать в шоу. Мир не без добрых людей, существует же шоу-бизнес сейчас. Пока есть спонсорские инъекции и можно найти деньги на хороший проект или акцию, все не так уж плохо. Люди получают зрелище, а артист имеет возможность работать.
– То есть шоу-бизнес – это та часть культуры, которая находит своих финансовых покровителей?
– Безусловно. Есть меценаты, спонсоры, рекламодатели, и это в какой-степени поддерживает шоу-бизнес. К тому же сейчас в правильном направлении развивается телевидение. Музыкальный канал, известный сегодня как БИЗ-ТВ, с 1 сентября будет вещать на ряд российских регионов, а впоследствии и на всю Россию. На этом канале принципиально иной принцип подбора клипов для показа. Любой исполнитель сможет получить эфир, независимо от раскрученности его имени или финансовых возможностей продюсера. То есть продвижение на музыкальный Олимп будет зависеть в первую очередь от потребителя.
– Но ведь не каждый же ролик будут ставить на ротацию? Вернемся к временам худсоветов?
– Основой отбора станут социологические исследования. На этом телевидении уже существуют структуры, занимающиеся телефонными опросами и другими методами обсчета рейтинга. И когда это телевидение реально будет вещать на страну, все резко изменится. С центральных каналов исчезнут музыкальные передачи, потому что никто не захочет платить большие деньги за то, что можно будет получить бесплатно.
– Свою вторую половину жизни, я имею в виду период после 88 года, вы начали с увлечения рок-н-роллом. Для совместной работы вы выбрали самую перспективную на тот момент рок-группу “Кино”. С течением времени вы от рока отошли. Почему?
– Цой был последним представителем чисто рок-н-ролльной тусовки. От рок-н-ролла уже давно ничего не осталось. Рокеры увлеклись танцевальными ритмами, стали играть вальсочки под баян, петь попсовые песни. Настоящий рокер ни за что не будет заниматься бизнесом, а из тех, кто себя таковыми считает, многие променяли рок-н-ролльский дух на материальное. По сути – это настоящая попса.
– А каковы исторические перспективы попсы?
– Так называемая советская эстрада, безусловно, отмирает. Через лет десять она вообще уйдет в историю. Это везде так. Но Аллу Борисовну, я думаю, будут слушать всегда.
– Собираетесь ли вы работать с чисто молодежной музыкой?
– Любые творческие эксперименты хороши. Возможно, в скором времени появится танцевальная программа, которую сделают совместно Влад Сташевский и DJ Грув. И в новый альбом Влада, который выйдет в сентябре, вошли две песни, которые аранжировал Грув.
– Как насчет новых продюсерских работ?
– У меня есть один проект, и в ближайшее время о нем заговорят, но пока это секрет.
Сейчас сама музыкальная культура очень изменилась. Она резко отличается от того, что было три, четыре года назад. Сегодняшний потребитель интересуется новым: новыми именами, новыми течениями, новой музыкой, которую ему предлагают многочисленные радиостанции. Резкое увеличение количества артистов, с творчеством которых без труда можно ознакомиться, приводит к тому, что больших артистов все меньше и меньше в эфире. Это вызвано тем, что радиостанции поддерживают новые имена. Но эти новые имена приходят и уходят, а большие артисты остаются.
– Чего вам в жизни не хватает для полного счастья?
– Если я отвечу: “денег”, то это будет неоригинально. Я счастлив, и мне в жизни всего хватает.
– Что бы вы себе подарили на день рождения, если бы ваши возможности были неограниченны?
– Самое главное для меня, чтобы рядом со мной всегда был мой сын.
– Вы любите получать подарки?
– А кто не любит? Но если мой друг пришел ко мне на день рождения и ничего не принес, потому что у него не было денег или не было времени зайти в бутик, я буду очень рад, что он пришел.
– Вы любите день своего рождения?
– Конечно, это возможность, вернее, повод встретиться с друзьями, выключить телефон, забыть о делах. Это время отдыха, а отдых, пожалуй, единственное, чего мне все-таки не хватает. Меня волнует в этот день только одно: кто придет на мой праздник. И когда вечером я остаюсь один на один с самим собой, я чувствую себя родившимся заново.
Разговаривал Евгений ЛИСОВСКИЙ, “Новый Взгляд”.
Фото автора и из архива “МузПравды”.
Подпись:
Ю.А. о музыкальном театре – Филиппу Олеговичу Янковскому
Пузырь:
Когда я бываю в Нью-Йорке, я отдаю все свободное время Бродвею. Там столько театров, сколько не насчитаешь по всей России, и везде аншлаги. Может, причина в том, что у них жизнь проще, люди хотят развлекаться, отдыхать. Может, им просто этот жанр по душе. В любом случае, они в театр приходят не в униформах от фирмы “Адидас”, а в костюмах с белыми рубашками, вечерних платьях. Приходят веселые и уходят веселые. А у нас зрители из театров уходят уставшие и озабоченные мыслью, как добраться до своего спального района.
Подпись:
Ю.А о женщинах – Алле Борисовне Пугачевой.
Пузырь:
Не помню кто это сказал, а может быть, я сам придумал: женщина – это то лучшее, что создала природа. У меня такой большой жизненный опыт, что когда я смотрю на женщину, я за любой подачей вижу суть. Я вижу, что она собой представляет и что скрывается под платьем. Я даже вижу ее мысли. После пары вопросов я могу за нее ответить на все остальные. Вот семейные отношения – сложная штука. У меня есть ребенок, и это главное. Женщина помогает скоротать свободное время, но у меня очень мало свободного времени.
Подпись:
Ю.А об одежде – Сташевскому и его жене.
Пузырь:
Я всегда обращаю внимание на одежду и особенно аксессуары. Я всегда смотрю, у кого какие часы, галстук, ботинки. Потом уже смотрю, какой пиджак и все остальное. У меня есть свои слабости: я очень люблю костюмы от Жана-Поля Готье. Они редко на мне хорошо сидят, то малы, то велики, но глаза у меня всегда загораются, когда я вижу вещи от Готье, и я ужасно расстраиваюсь, если мне не подходит то, что я выбрал. Впрочем, глаза у меня постоянно загораются, когда я захожу в хороший бутик. Я готов скупить все, что есть, поход в бутик занимает два, три часа, и ухожу с кучей покупок, которые потом лежат или висят в гардеробах, ждут своего часа. У меня одних галстуков порядка ста пятидесяти штук. Я меняю костюмы в зависимости от настроения. Яркие цвета не люблю. У меня есть костюмы светлых тонов, мне нравятся модные, красивые цвета, но все же я отдаю предпочтение черному. Я одеваюсь, ориентируясь исключительно на собственный вкус. Важно, чтобы вещь мне нравилась. Часто приходится слышать, что я Влада научил красиво одеваться. Это неправда. Я сам удивляюсь его вкусу. Он всегда безошибочно выбирает самые стильные вещи.
Подпись:
Евгений Ю.Додолев, Юрий Ш.Айзеншпис, Наталия Э.Разлогова.