Выборы выборами, а пора призадуматься, что будет после них. Например, каким будет правительство, как оно будет формироваться, кто его возглавит? Скорее всего, во главе его мы увидим знакомое до боли лицо – черномырдинское. Если блок “Наш дом – Россия” одержит даже относительную победу, то есть наберет 15-18 процентов голосов, что вполне реально, то Черномырдин заявит о своем праве на пост премьера. Но и даже если выборы для “НДР” закончатся провалом, все равно вполне реально, что Черномырдин возглавит Кабинет. Условия для него складываются благоприятные.
Во-первых, после парламентских выборов открывается прямая дорога к выборам президентским. А это чрезвычайно лакомый кусок для политиков, главная награда политической карьеры. Потому пост главы правительства в эти полгода будет рассматриваться как малосущественный. Потому что после президентских выборов победитель получает все.
Что, естественно, не означает, будто не состоится тяжба по вопросу, кому возглавлять Кабинет. На него будут претендовать прежде всего коммунисты, которые, скорее всего, завоюют солидное количество мест в парламенте. Однако Ельцин при любом раскладе политических сил в Думе предложит на пост премьера кандидатуру Черномырдина. Допустим, Дума не утверждает его. У Президента есть далее два пути: первый – он в ответ распускает Думу и второй – назначает Черномырдина исполняющим обязанности премьера на три месяца. Поскольку вряд ли даже Ельцин рискнет распустить свежеиспеченный парламент, он выберет второй вариант. Истекает трехмесячный срок – вновь предлагает Думе кандидатуру Черномырдина. Депутаты вновь отвергают его. И снова Виктор Степанович – “исполняющий обязанности”. (Кстати, в свое время этот вариант был опробован на Гайдаре, который так и не стал полноценным премьером.) А там грянут президентские выборы. Ну а после 16 июня проблема премьера будет решаться уже совсем по иным правилам.
Коммунисты настаивают на том, чтобы правительство было коалиционным, они еще используют термин – “правительство народного доверия”. Но любое правительство обречено быть в недоверии у народа. Может, я ошибаюсь, но в мире не зафиксировано такого случая, чтобы правительство пользовалось всеобщей народной любовью. Разве что в Северной Корее. А остальные всегда балансируют на грани отставки из-за недостатка доверия к нему в обществе, в парламенте. Это нужно воспринимать как данность. Можно, конечно, будет назвать сформированный Кабинет правительством народного доверия. Но как проверить: в доверии оно у народа или нет? Зюганов, что ли, будет это определять? Ясно, что свое “правительство народного доверия” он составит только из людей, близких ему по духу. Но коммунисты – это еще не весь народ, и даже не его большая часть.
Итак, Ельцин попытается инициативу по формированию правительства взять в свои руки. Но и в случае если Черномырдин не будет во главе Кабинета, все равно мало что изменится в политике правительства. Любое правительство сегодня в России обречено проводить реформы. И реформы эти – рыночного характера. Они будут продолжены, даже если в Белом доме будут распоряжаться коммунисты. Тут прав Николай Шмелев: “Кто бы ни пришел к власти в нашей стране, все обречены делать примерно одно и то же. Никто не сможет остановить настоящий частный сектор, потому что нет другой силы, которая обеспечила бы занятость в стране. Все будут вынуждены менять наши невероятно изуродованные финансы, нашу нелепую налоговую систему, искать формулу отношений “Москва – регионы”, потому что централизованная система обречена.” Со Шмелевым согласен его политический оппонент Владимир Исаков: “Кто бы ни пришел к власти, политика будет осуществляться одна и та же, потому что очень узок коридор решений.”
После выборов возникнет и такой острый вопрос: как пришедшие к власти политические силы (а это, судя по всему, сегодняшняя непримиримая оппозиция) будут относиться к властям теперешним. В свое время ряд депутатов предлагали создать какие-то гарантии неприкосновенности нынешнему Президенту и его ближайшему окружению. Эту же идею высказывал и Юрий Скоков. Гарантии Ельцину стоило бы дать. Нынешнее окружение Ельцина обвиняют все время в том, что оно не хочет расставаться с властью. Но ведь одновременно ему же грозят разного рода карами в случае смены власти. Соратник Скокова по Конгрессу русских общин Дмитрий Рогозин говорит: “Роль политических партий на самом деле сводится к тому, чтобы начать этот процесс (судебного преследования представителей нынешней исполнительной власти – Н.А.). Но прежде нужно разобраться с фактами нашей недавней истории: август 1991-го, сентябрь 1993-го, война в Чечне, разрушение экономики…” Получается, что президентскому окружению, самому Ельцину ничего не остается, кроме как всеми возможными средствами удерживать власть, дабы не наступила расплата.
Разбираться, безусловно, нужно, и назвать виновных следует. Но если новый парламент, очертя голову, сразу ринется в в обвинительном направлении, тогда опять страна, общество обречены на долгие страдания из-за конфликта между ветвями власти, который будет закручиваться все туже и туже. Да и не получится суд над сегодняшними правителями. Вспомним, как в свое время было много разговоров о суде над компартией, а чем все кончилось? Тем, что теперь компартия намерена судить других.
Николай АНДРЕЕВ.