АХ, КУДА ЖЕ ТЫ, ВАНЕК, АХ, КУДА ТЫ?

НЕ ХОДИЛ БЫ ТЫ, ВАНЕК, В ДЕПУТАТЫ…

ВЛАСТЬ ЛЮБИТ СИЛЬНЫХ

Наверное, всем пора понять, что управление государством есть занятие чрезвычайно сложное, требующее большой компетентности. Я уже писал о том, что интеллектуальный потенциал нации сегодня распылен, не сконцентрирован на приоритетных направлениях, поэтому необходимо произвести немедленную перегруппировку сил. Ситуация складывается парадоксальная. Сегодня в управлении государством практически не задействованы лучшие ученые умы России. Академические институты, крупнейшие научные центры прозябают, едва сводят концы с концами. В принципе, этому есть логичное объяснение: академик, гордость отечественной науки, сегодня зарабатывает меньше, чем длинноногая секретарша у “нового русского”. По этой причине ищущие способ прокормить себя и семью ученые трудятся на многие западные страны, отрабатывая полученные гранты, но не занимаются решением самой главной задачи – не участвуют в разработке комплексной системы управления процессами, которые происходят в нашем государстве. Это относится как к управлению экономикой, так и к управлению державой в целом.

Наша страна всегда славилась специалистами в различных областях фундаментальной науки – биофизике, математике, медицине, ряде прикладных дисциплин, связанных с освоением космического пространства. Мы может этим вполне заслуженно гордиться, но при этом следует признать, что СЛОЖНЕЙШАЯ И ВАЖНЕЙШАЯ ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ НАУК – НАУКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ – находится у нас в зачаточном состоянии. Проще сказать, что никаких фундаментальных исследований в этом направлении не ведется.

Да, у нас существует институт государства и права, есть Академия народного хозяйства, но там занимаются разработками в отдельных конкретных областях, которые не могут служить универсальным инструментом в повседневной работе политика, государственного деятеля. Согласитесь, история управления государством, теория принятия решений, анализ свода законов той или иной страны не могут заменить комплексного системного подхода к разработке механизма управления процессами, происходящими в нашей родной стране. Смею уверить, никакой науки о государстве на самом деле у нас на сегодняшний день нет. Проблема усугубляется объективными трудностями реформирования экономики России, проистекающими на фоне продолжающегося научно-технического прогресса. Это в свою очередь ставит все более сложные задачи перед теми, кто профессионально занимается процессом управления сложнейшим государственным механизмом.

Создается впечатление, что на важнейшую область знаний, какой является наука о государстве, совершенно сознательно махнули рукой. Мол, все равно она настолько сложна, что не подступиться, стоит ли силы понапрасну тратить? В итоге там, где нужен микроскоп и лазер, мы по-прежнему орудуем топором и лопатой, а потом удивляемся происходящим в стране и со страной катаклизмам. За четыре года объем промышленного производства сократился в стране на 60 процентов – это главный результат “хозяйствования” горе-реформаторов. Мы руководствуемся принципами принятия решений, заведенными еще во времена царя Гороха, вернулись к житию по законам каменного века, чего тут диву даваться?

В результате на фоне происходящего возникло целое народное движение граждан, направивших свои стопы в политику. Большую часть активистов этого движения составляют те, кто мало преуспел в основной своей деятельности. Люди, не сумевшие стать хорошими писателями, врачами, юристами, учителями, ринулись в политику в святой уверенности, что уж здесь-то они сполна проявят свои недюжинные таланты. Конечно, глядя на то, что происходит наверху, трудно не проникнуться убеждением, что и ты сможешь не хуже управлять державой. Компетентность руководителей, уровень принятия решений государственного масштаба таковы, что каждый вправе воскликнуть: “И я так сумею! Они же там только делят!”

Сразу хочу успокоить тех, кто торопится поспеть к последней дележке некогда жирного пирога под названием Россия: делить практически нечего, все, что можно было разрушить, разрушили, все, что можно было разворовать, разворовали. Сегодня в Думу идти надо тем, кто настроен созидать, а не делить. Увы, государственники, настоящие профессионалы по вполне понятным причинам сторонятся того торжища и балагана, в который превращаются предстоящие выборы. Но людям с государственным складом ума надо преодолеть врожденную скромность и бороться за места в Думе. Бороться хотя бы ради того, чтобы не пропустить в парламент тех, кто сегодня вообразил, что запросто сможет стать профессиональным политиком и управлять государством. Посмотрите: партии, движения, избирательные блоки записываются в очередь в Государственную Думу, последние покрикивают: “За нами не занимать, всем мест не хватит!” Словно речь идет не о законотворчестве, а о путевках на курорт или покупке дефицитных товаров по льготным ценам. Доходит до фарса: самым престижным и многочисленным по составу в нынешней Думе является комитет по бюджету и финансам. Делить, делить, делить…

В парламент рвутся все подряд: учителя, председатели колхозов, неудавшиеся и удачливые бизнесмены, политики, понимающие свою профессию как бесконечную говорильню. Все готовы взять на себя ответственность за судьбу государства. Правильнее сказать, считают, что готовы ее взять.

Это могут быть замечательные люди, искренне верящие, что смогут взять на себя управление огромной страной в нынешней сложнейшей ситуации. Эта вера может сыграть со многими политиками-неофитами злую шутку. Понимаете, мало просто быть честным и порядочным человеком, иметь четкую и ясную гражданскую позицию. Необходимы профессионализм, опыт руководителя, в конце концов, организаторский талант. Наверное, если долго мучаться, что-нибудь получится. Со временем и людей, которые сегодня идут в депутаты, можно будет научить азам политической науки, но, к сожалению, у нашей страны не остается времени на ликбез, запас социалистической прочности у государства исчерпан. В управлении такой огромной державой нужны мастера, а не ученики и подмастерья. Важнейшие государственные решения должны приниматься вновь избранным парламентом в кратчайшие сроки. Права на раскачку и ошибку нет.

ВЫБЕРИ… КОГО?

Хочу напомнить нашим уважаемым избирателям, что из 450 депутатов, которые должны быть согласно Конституции избраны в нижнюю палату Федерального Собрания России, половину составят те, кто включен в федеральные списки партий и движений. Понимаю, что у вас могут быть и даже наверняка есть политические симпатии, вы готовы отдать свой голос за ту или иную партию либо движение только на основании веры в лидеров федерального списка. Вы верите лидеру, и вам ничего иного не остается, как надеяться, что все иные кандидаты от этого блока также умные люди. К сожалению, нет механизма реально воздействовать на депутатов, прошедших по партийным спискам, эти люди как бы вне зоны досягаемости рядовых избирателей. Зато 225 депутатов-одномандатников – это те, с кого вы можете и должны спросить по полной программе. Одномандатники несут персональную ответственность за выполнение ваших наказов и реализацию собственных обещаний, данных в период предвыборной кампании. Одномандатник отвечает за ситуацию в округе, к нему вы должны идти со всеми своими бедами и проблемами. Этот депутат – ваш голос, который обязаны услышать наверху, ваши руки, которые знают, в двери каких высоких кабинетов надо стучать, добиваясь справедливости, ваши ноги, которые знают, по каким коридорам власти необходимо ходить, чтобы все вопросы решались оперативно и по-деловому. Депутат-одномандатник никогда не отмахнется от вас или от ваших просьб как от назойливой мухи хотя бы потому, что знает: существует процедура отзыва депутата. Люди как дали мандат, так и отобрать его могут… Чтобы не разочаровываться в дальнейшем, я советовал бы уже сегодня в первую очередь обращать внимание на то, смогут ли претенденты на власть реально участвовать в управлении государством или их удел – пустые декларации? По умению держаться на трибуне или расположить к себе аудиторию трудно судить о деловых качествах человека. С первого взгляда едва ли угадаешь, лукавит ли кандидат или говорит правду, можно ему верить либо поостеречься. Поэтому прошу: вчитывайтесь в биографии, обращайте внимание на то, чем занимается человек, что конкретного он успел совершить в жизни. Ведь в задачу новой Думы входит построение жесткой системы законодательства, внутри которой и должна функционировать вся жизнь государства. По законам, написанным депутатами, должны работать экономика, юриспруденция, органы правопорядка, социальная защита населения и так далее. Это вопрос для профессионалов.

К сожалению, среди кандидатов на место в Государственной Думе я очень мало вижу людей, которые уже сегодня можно было бы причислить к категории государственных деятелей. Чем же, спрашивается, отличается политик от государственного деятеля? Хотя бы уже тем, что государственный деятель озабочен мыслями о следующем поколении, а политик думает о следующих выборах, он в первую очередь нацелен на приход к власти. А что дальше делать с этой властью, зачастую наши доморощенные депутаты не знают. Рассматривая нынешнюю предвыборную гонку, я вижу массу кандидатов, которые идут на выборы, раздавая щедрые обещания, но не думая, как их выполнить, чем подкрепить свои слова. Люди не имеют ни малейшего представления о том, что такое государство, как управлять этим сложнейшим механизмом. Именно поэтому я и хотел бы обратиться к избирателям с просьбой смотреть сегодня на кандидатов в депутаты не только с точки зрения их политической окраски и привлекательности их обещаний, но и оценивать организаторские способности, профессионализм, опыт руководящей работы.

Задайте себе вопрос, который уже долгое время задаю себе я: а смогут ли наши кандидаты выполнить задачи, которые стоят перед государством и Думой? Нужно уяснить главное: управление государством – это сложнейшая из наук. При всем моем уважении к учителю сельской школы или председателю преуспевающего колхоза не пойму, что этим людям делать в парламенте страны. Может, все-таки этим людям лучше заниматься тем, что у них лучше получается? Согласитесь, если самого распрекрасного тракториста без подготовки усадить за штурвал самолета, ничего хорошего из этого не получится. Даже если случится чудо, и самолет взлетит, то мягкую посадку вряд ли кто-то гарантирует. Или другой пример: вы можете представить футбольного тренера московского “Спартака” в роли постановщика балета “Спартак” на сцене Большого театра? Глупость! Почему же в политику идут те, кто знает об этой сфере общественной жизни из газет и телепередач? Неужели нам необходимо совершить очередную ошибку, которая может оказаться непоправимой, чтобы понять, что в Думе должны работать профессионалы в области управления государством.

Хватит, были у нас в Думе и горлопаны, и демагоги, и дилетанты. Сегодня время специалистов с государственным масштабом мышления.

Не хочу обидеть аграриев или учителей, но для руководства страной нужен иной багаж знаний. В Думе должны быть представлены юристы, экономисты, управленцы, политологи. Но, скажем, даже диплома юрфака может оказаться мало для того, чтобы претендовать на мандат депутата. Государственными мужами становятся только те, у кого к этому есть талант, помноженный на специальные знания. Поэтому и среди юристов нужно выбирать человека, который знаком с государственной деятельностью, может мыслить по-государственному. Конкретные фамилии? К примеру, Анатолий Иванович Лукьянов, доктор юридических наук, человек, имеющий огромный практический опыт работы на высших постах в государстве. Сегодня мы оставляем за скобками политические воззрения Лукьянова. Мы оцениваем уровень его профессионализма. Думаю, это ни у кого не вызовет сомнений. Я считаю, что такие люди, как Анатолий Иванович, очень полезны новой Думе. Или, скажем, Николай Иванович Рыжков. Да, согласен, в свое время этот человек допускал определенные ошибки в своей деятельности, но пренебречь его опытом хозяйственника, реально знающего, что такое управление государством, было бы преступно. Список людей, которые, по моему мнению, необходимы парламенту России, может получиться длинным. В него нужно включить и Сергея Глазьева, и Юрия Скокова, и Петра Романова, и Григория Явлинского, и Валентина Купцова… Во всяком случае, мы знаем, чего можно ожидать от этих людей. Чего ждать от тех, кто только рвется в парламент, сегодня не скажет никто.

Все бы ничего, но у нас уже нет времени на эксперименты. На кон поставлена судьба великой страны, и именно тем людям, которых 17 декабря мы выберем в парламент, придется определять будущее державы, возможно, даже на десятилетия вперед. Если за считанные месяцы не будет выбран курс на восстановление экономики и социальной сферы, то первой жертвой падет именно этот парламент. Впрочем, надеюсь, этого не случится. Все в руках избирателей, которым нужно ориентироваться на людей, понимающих, что надо делать в Думе.

Сегодня более важной задачи нет.

Мартин ШАККУМ,

кандидат в депутаты Государственной Думы

по 105-му (Истринскому) избирательному округу


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧЕРТОВА ДЮЖИНА “МОЕГО ОТЕЧЕСТВА”
КОГО РАССУДЯТ ВЫБОРЫ?
В ПОИСКАХ ПРОРЫВА
ИГРЫ В ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПОДДАВКИ


««« »»»