ЦЫПЛЯТ ПО ДЕКАБРЮ СЧИТАЮТ

Председатель комитета по организации работы Государственной думы Владимир БАУЭР с оценкой набирающей ход предвыборной борьбы

— Владимир Анатольевич, нет недостатка в прогнозах политологов относительно исхода декабрьских выборов. Любопытно послушать и мнение депутата, наблюдающего за развитием ситуации как бы изнутри.

— Думаю, что следующая Дума “помельчает”, в ее составе не будет крупных фракций, таких, какими располагают сегодня ЛДПР, “Выбор России”, аграрии, коммунисты. На горизонте появились новые политические силы, которые пока не представлены в парламенте. Скажем, рейтинговые исследования дают основания утверждать, что пятипроцентный барьер преодолеет левоцентристский блок Ивана Рыбкина. Активно стучит в дверь парламента еще один новичок — движение “Наш дом — Россия”. В то же время окопавшиеся в Думе вряд ли согласятся уступить свое место без отчаянной борьбы. Потери среди тех восьми партий, что представлены в парламенте, будут, но представительство в Думе сохранить им удастся. Правда, сейчас на наших глазах совершается традиционная ошибка, типичная для общества с не сформированной политической структурой. Каждая партия и каждое общественное движение пытаются воздействовать сразу на весь электорат. К сожалению, нет партий, представляющих определенные профессиональные или социальные группы, слои населения.

— А как же аграрии или Промпартия?

— Даже если взять тех же аграриев, то мы увидим, что их программа рассчитана не на одних селян, но и на городскую интеллигенцию, и на промышленников, и на национальные группы. Аграрная партия по менталитету своему очень напоминает мне бывшую КПСС. Точнее, сельхозотдел Компартии Советского Союза. В этом сравнении нет ничего уничижительного, это отражение объективной реальности, существующей сегодня. Настоящая аграрная партия может сложиться у нас через десятилетие, никак не раньше.

Да, аграрный электорат — лакомый кусочек, на который многие претендуют. Есть ведь, к примеру, и Крестьянская партия…

Но я не закончил свою мысль о заигрывании избирательных блоков с электоратом. На мой взгляд, попытка заманить с помощью “универсальных” лозунгов под свои знамена всех граждан не только утопична, но и вредна. Она мешает работе. Программа, написанная “на всякий случай и для всех”, растворяет истинные цели движения, снижает популярность в среде очевидно своих.

Это то, что касается объединений. Как бы в развитие этой темы могу напомнить, что пятьдесят процентов депутатов придут в декабре в Думу через одномандатные округа. Еще два года назад, когда поляризация политических взглядов выглядела более резко, все кандидаты делились в сознании многих избирателей как бы на две группы — демократов и коммунистов. Теперь же спектр пристрастий, симпатий, политинтересов стал гораздо шире. Сегодня кандидаты от территорий поставлены перед выбором: или примыкать к одному из партийных блоков, или искать поддержки у избирателей под вывеской независимых кандидатов. Мой опыт общения с нынешними депутатами, пришедшими в Думу самостоятельно, без поддержки мощных партийных структур, показывает, что большинство так называемых вчерашних “независимых” сегодня склонны искать союз с левоцентристским блоком Ивана Рыбкина. Чем я это объясняю? Думаю, у людей, получивших определенный опыт работы в парламенте, срабатывает политическая интуиция, они тянутся к лидеру, который олицетворяет собой условный центр политических страстей, раздирающих наше общество.

— Понимаю, и вы отдаете свои симпатии Ивану Петровичу?

— В нынешнюю Думу я избирался от Томской области. Конечно, по сравнению с новыми кандидатами на места в парламенте нынешние обладатели депутатского мандата обладают целым рядом преимуществ. Они стартуют не с нулевой отметки, у них больше возможностей проводить агитационную работу, больше выходов на средства массовой информации и на властные структуры. Это верно, если рассматривать ситуацию в целом, однако в моем конкретном случае все выглядит иначе. Дело в том, что сейчас в результате новой нарезки избирательных округов положение в моем родном округе несколько, прямо скажем, изменилось. Там, где было два округа, стал один. Громадная территория, более миллиона населения, 750 тысяч избирателей. Впрочем, изменение условий не повлияло на мое решение идти по одномандатному округу. А симпатии мои — да, на стороне Ивана Рыбкина. Я вижу себя именно в этом блоке.

— Вас не смущают упреки потенциальных, но так и не перешедших в разряд реальных союзников Ивана Петровича? Спикера Госдумы корят за излишнюю лояльность по отношению к нынешнему правительству и президенту. Насколько я знаю, Промпартия, профсоюзы отказались входить в рыбкинский блок именно из-за нежелания Ивана Рыбкина дистанцироваться от политики официального Кремля. Более того, звучали обвинения, что спикер чуть ли не засланный казачок президента…

— Я не пошел бы в объединение с самыми радужными перспективами на победу, если бы идеология этого блока строилась исключительно на критике президента и отрицании его как политической фигуры. Я четыре года возглавлял в Томске областную организацию “Демвыбора России”, движения, поддерживавшего Бориса Николаевича, не вижу оснований и сейчас менять свою политическую ориентацию. Другое дело, правительство и создаваемый под него блок “Наш дом — Россия”. Сие сооружение кажется мне не слишком надежным. Это ухудшенный вариант пресловутой партии власти. Дело в том, что Виктор Степанович и его окружение забывают, что Москва не есть вся Россия. Можно созвать в столицу глав администраций, ввести их в центральные органы блока, но это будет только иллюзия поддержки НДР на местах. Там, в России, “Наш дом” стоит особняком, трещина между ним и всеми остальными предвыборными объединениями растет. Да, деньги налогоплательщиков, реальные рычаги управления, включая правоохранительные и фискальные органы, в руках людей Черномырдина, но это совсем не значит, что в их руках и мандаты, заполненные избирателями.

По мере уменьшения шансов на победу НДР будет расти вес рыбкинского блока. Нет, меня не смущают упреки тех, кто не пошел на выборы в союзе с Иваном Петровичем. Действия нынешнего спикера Госдумы многими оцениваются с позиций именно сегодняшнего дня, между тем, Рыбкин правильно рассчитывает силы на всю дистанцию предвыборного марафона, у него есть несомненная потенциальная сила, которая в нужный момент перейдет в кинетическую. Думаю, у блока Рыбкина очень хорошие перспективы. Поэтому и я связываю свои политические планы с левоцентристами.

Записал Андрей ВАНДЕНКО.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЛЕВЫХ В РОССИИ МНОГО, С ЛЕВЫМ ЦЕНТРОМ ДЕЛО ИДЕТ ТУГО
КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ МИШИН
Доверие нынешнему Центризбиркому
РОССИЯ: НАСТРОЕНИЯ И НАДЕЖДЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ “ЖЕНЩИНЫ РОССИИ”
СЛОВАКИЯ: НЕИЗВЕСТНАЯ В РОССИИ СТРАНА В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ


««« »»»