ПРОЦЕДУРА ИМПИЧМЕНТА

На прошлой “неделе парламентской революции” ряд фракций Госдумы начал сбор подписей депутатов за отрешение от должности президента Ельцина. В этой связи уместно вспомнить, а каков установленный порядок процедуры импичмента в целом? Конституция РФ (ст.93), Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде РФ” (гл.XV, ст.ст.1О7-11О), Регламент Госдумы ФС – парламента РФ (гл.XXII, ст.ст.163-167) и другие акты определяют следующий порядок и основания привлечения Президента РФ к ответственности. Если главой государства совершаются действия, которые позволяют предположит совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления (составы этих преступлений определены в действующем Уголовном кодексе), то оформляется инициатива не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Предложение депутатов должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ и обоснование (пояснительная записка) причастности Президента РФ к этому преступлению. Далее собирается необходимое количество подписей депутатов палаты. Вопрос включается в повестку дня заседания палаты. На этом заседании Государственная Дума принимает постановление об образовании специальной комиссии, которая должна выработать заключение о фактической обоснованности обвинения и соблюдении процедурных правил выдвижения обвинения и начала процедуры импичмента. Специальная комиссия избирается в составе председателя, его заместителя и 1О-12 членов комиссии. Состав ее формируется с учетом равного представительства фракций и депутатских групп. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется палатой на заключение указанной специальной комиссии. Палата направляет предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ в Верховный Суд РФ для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Тем временем специальная комиссия Госдумы заслушивает должностных лиц, рассматривает соответствующие документы, принимает заключение по поставленным перед нею вопросам. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Заключение может подтверждать признаки состава преступления в его действиях. На заседании Госдумы рассматривается предложение депутатов о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии палаты; заслушивается заключение Верховного Суда РФ. Двумя третями голосов об общего числа депутатов Госдумы палата тайным голосованием принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Данное постановление Госдумы в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации. Совет Федерации не позднее одного месяца со дня принятия Госдумой указанного постановления принимает обращение с запросом в Конституционный Суд РФ о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Рекомендуется в этом постановлении указать временные рамки получения заключения от Конституционного Суда РФ. В Конституционный Суд РФ из верхней палаты направляются запрос, текст решения Госдумы, протокол или стенограмма этого обсуждения на нижней палате, тексты всех связанных с этим обсуждением документов, весь текст заключения Верховного Суда РФ. Конституционный Суд РФ дает одно из следующих заключение: о соблюдении либо несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Конституционный Суд РФ направляет свое заключение обратно в Совет Федерации. Совет Федерации на своем заседании рассматривает решение Госдумы о выдвижении обвинения против Президента; заключение специальной комиссии Госдумы; заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. В течение трех месяцев со дня выдвижения обвинения Госдумой Совет Федерации принимает двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты решение об отрешении Президента РФ от должности. После чего Верховный Суд вправе по нормам Уголовного кодекса рассмотреть дело об уголовной ответственности бывшего Президента РФ за совершение преступления, которое послужило основанием отрешения его от должности. …Как видно из приведенного выше, импичмент в нынешней РФ – очень непростая, почти немыслимая процедура. Однако, сам факт начала этой процедуры призван стать серьезным политическим предупреждением для высшего должностного лица.

к.ю.н. О.Г.РУМЯНЦЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОБЕДА ЧЕРНОМЫРДИНА МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТА
События в Буденновске
БУДУЩЕЕ РОССИИ: ИМПЕРИЯ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО?
ЛАБИРИНТЫ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
ОПУЩЕННЫЙ ДОЛЛАР
ФБР (FBI) ПРОТИВ ИВАНЬКОВА (“ЯПОНЦА”)
ЭТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО УЙТИ
СВОДКА ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Социальная роль женщины в современном обществе


««« »»»