Секрет «Секрета»

Признаться, я как-то никогда не задумывался, откуда взялся бит-квартет «Секрет», какое воспитание и образование получили эти четыре наглых паренька, поставившие в конце 80-х на уши всю страну и спевшие с десяток почти гениальных песен. Четверка шутила так, как не умеет до сих пор и «Прожекторпэрисхилтон», раскованно вела кучу телепередач и упивалась молодостью и талантом. Идейные поклонники русского рока считали «Секрет» попсой, но тайно подпевали «Привету», «Алисе», «Моей любви на пятом этаже» и совсем уж возмутительно отвязной «Саре Бара-бу». И до сих пор эти песни поют.

Спустя двадцать лет после ухода из «Секрета» его основной автор, солист и, в общем-то, лицо Максим Леонидов написал книгу «Я оглянулся посмотреть…», в которой подробно рассказал о своем детстве, юности, учебе в театральном, службе в армии и всесоюзной славе, обрушившейся на бит-квартет. Написано так, что удивляешься сам себе: а почему, собственно, я знать ничего не знал о Леонидове и Ко, кроме того, что они парни из хороших семей? Книга еще и очень поучительна для тех, кто мечтает быстро стать звездой через «Минуту славы», «Фактор А» и прочий телевизионный фаст-фуд: выражаясь словами Ивана из фильма «Курьер», Леонидов рисует для них мрачную картину.

В фундаменте успеха «Секрета» лежат, извините, очень серьезный труд, подготовка и образование. Максим родился в актерской семье: отец служил в Театре Комедии, мама очень рано умерла. Была мачеха, отношения с которой не сложились, и некоторое время Леонидову даже пришлось прожить в интернате. Потом отец встретил другую женщину, которую Максиму со временем захотелось назвать мамой. Мальчик рос артистичным и музыкальным, поступил в Хоровое училище, а потом учился в ЛГИТМиКе у Льва Додина и Аркадия Кацмана. На купание в Неве, «асканье» жвачки у иностранцев и прочее детское лоботрясничанье у Леонидова оставалось не так много времени: учили его крепко и серьезно. Актерские байки и истории из детства перемежаются в книге благодарными рассказами о педагогах и однокашниках; с одним из них Максим до сих пор играет в одной группе.

Почти 30 страниц посвящено работе над студенческим спектаклем «Братья Карамазовы»: автор скрупулезно вспоминает о трудностях постановки, цитирует записи Додина (!), сильно углубляется в профессию – и читателю почти невозможно оторваться от этой вроде бы посторонней, но завораживающей внутренней кухни. Потом следует история недолгой работы в БДТ, уход от Товстоногова, телевизионные опыты и создание «Секрета»: тут уж некоторые моменты покажутся вам знакомыми, но в изложении Леонидова они невероятно увлекательны.

Книга Максима Леонидова очень похожа на его нынешние песни: это стиль опытного, умного, интеллигентного человека – довольно сдержанного, но ироничного. Автор не пытается хохмить и острить, но не сваливается и в какую-то болезненную исповедальность. Леонидов держит естественный тон; рассказывая об армии, он впервые в этой книжке матерится – что не вызовет у читателя шока, ибо любая другая лексика не была бы в этом эпизоде органичной. Так и в остальном: похоже, автор нигде не врет и не приукрашивает действительность, даже говоря о личной жизни. Не ставя задачи кого-то развеселить, Максим на 380 страницах делает это много раз – и не обязательно быть поклонником «Секрета», чтобы получить удовольствие от рассказов о взаимоотношениях в группе и ее успехах.

Леонидов также отвечает на важнейший вопрос: как можно было уйти из квартета на пике? как можно было, не достигнув даже 30-летия, самолично прекратить тот период жизни, который однозначно был самым прекрасным, ради каких-то неясных химер? А вот как: «Секрет» был прекрасным, редким цветком, но у каждого цветка есть свой срок жизни. Я присутствовал при рождении и расцвете этого организма, и мне совсем не хотелось видеть его медленное и неизбежное увядание. Я пытался поговорить с ребятами, но они не понимали, о чем речь. Я и сам до конца не понимал, чего хочу конкретно, я был в смятении, но всем существом чувствовал – надо начинать все сначала и, может быть, совсем иначе».

Книга заканчивается уходом Максима из группы и отъездом в Израиль. О продолжении он обещает задуматься через несколько лет – когда придет пора «оглянуться посмотреть» на следующий этап жизни.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Operalia в Москве
Эрнест Хемингуэй vs Юлиан Семенов
Экранизация «Облачного атласа»
Олег Юрьевич талантливо играет
Подобрать французского мужа
Брюс Уиллис попал в десятку
Обновленная «Овация»
Пение на пароходе
Дрю Бэрримор едет в Болливуд
Рок-н-ролл мертв?
Сидит на тестостероне
Детектив «Тонкий человек»
Уэллер завершил работу
Гир вместо Аль Пачино
Будут привлечены коллеги
Исполнит Дэвид Ли Рот
Кто заменит Шварценеггера
Начинают работать
Последний эфир Меркьюри
Присматриваются к новым ролям
Такая разная любовь
Тайная любимая песня
Ховард имеет виды на Фостер
Костнер снимется в Казахстане
Дом огорожен от фанатов
Бездомные короткометражки
В ожидании солнца: реприза
Третий раз замуж
Театральное событие
Коротко
Фильм о детском хоре
Полет музы в 3D


««« »»»