Простой секрет «Секрета»

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

СекретМне всегда казалось, что рецепт успеха ленинградской команды «Секрет» в том, что они не музыканты, но актёры. И они всегда играют. Когда-то играли в The Beatles, потом нашли себе другие игры. С ними мы встречались накануне Нового года и играли там три котенка, которых привезли на съемку из приюта. Всех троих продюсеры канала «Москва 24» после эфира пристроили зрителям.

I. «На любой стороне Земли»

ЕВГЕНИЙ ДОДОЛЕВ: Привет, Максим! Добрый вечер, Алексей! Здравствуй, Андрей!

МАКСИМ ЛЕОНИДОВ: Здравствуй, Женя!

Е.Д.: Да, меня зовут Евгений. А у них (у котят. – Ред.) вот имен нету.

М.Л.: Но поскольку нас сегодня трое, так как Фома (Николай Фоменко. – Е.Д.) занят важными государственными делами, то остались значит Заба, Мура и Макс.

Е.Д.: Надо определиться.


Максим Леонидов родился в семье актёров Ленинградского академического театра комедии, заслуженных артистов РСФСР Людмилы Александровны Люлько (10 июля 1923 – 25 октября 1967) и одного из зачинателей знаменитых капустников Леонида Ефимовича Леонидова (настоящая фамилия Шапиро; 1927 – середина 1990-х).

В 1979 году закончил Хоровое училище имени М.И.Глинки при Ленинградской государственной академической капелле. В 1983 году окончил ЛГИТМиК, курс Аркадия Кацмана и Льва Додина. Служил в армии – в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа, вместе с Николаем Фоменко и Евгением Олешевым. В 1983 году стал одним из основателей ставшего популярным бит-квартета «Секрет» (Максим Леонидов, Николай Фоменко, Андрей Заблудовский, Алексей Мурашов), который начал работать профессионально с 1985 года.

После ухода из группы в 1989 году Максим Леонидов начал сольную карьеру. В конце 1990 года вместе с первой женой Ириной Селезнёвой репатриировался в Израиль. До 1996 года жил и работал в Тель-Авиве, после чего вернулся в Санкт-Петербург.

В 2012 году вернулся в группу «Секрет», в 2013 году выходит первый за 16 лет альбом группы «Секрет 30».


АНДРЕЙ ЗАБЛУДОВСКИЙ: Давайте все-таки назовем котов: Андрюша, Алёша и Максюша. Андрей Изильевич, Максим Леонидович и Алексей Викторович.

Е.Д.: Кто у нас Андрюшей будет?

А.З.: Вот посерединочке мне нравится.

МАКСИМ ЛЕОНИДОВ: Хочу, чтобы с белой грудкой был Максимка.

АЛЕКСЕЙ МУРАШОВ: Ну, мне тогда рыжего.

Е.Д.: Да, никого не осталось. Алексей Викторович. Максимка и Алексей Викторович. Да, у этих котят сразу с именами появляются ещё дополнительные семейные клички.

А.З.: Клички, да, сольные альбомы, другие проекты.

Е.Д.: Да, сайд-проекты, так это называется у вас. Кстати, насчёт Николая. Конечно, я рассчитывал увидеть вас вчетвером.

М.Л.: Я сегодня утром с ним по телефону разговаривал. Он очень сетовал. У него какое-то запланированное совещание по поводу неотложных дел.

Е.Д.: Вы же по телефону, кстати, с ним и песни писали.

М.Л.: Да, сейчас мы с ним пишем на компьютере при помощи обмена файлами, СМСками.

Секрет

Е.Д.: С СМСками понятно. Я понимаю, тексты точно можно писать СМСками. А с помощью Скайпа действительно можно ведь и мелодии сочинять.

М.Л.: Знаешь, Женя, нам просто даже не нужно личное общение. Скайп всё-таки предполагает контакт. А у нас бесконтактный секс. Творческий акт.

Е.Д.: Но от этого акта родился в общем-то ребенок, насколько я понимаю – песня «На любой стороне Земли». Которая стала главной темой в фильме «Елки-3», я правильно понимаю? Это творение тандема «ленинградских Леннон-Маккартни»? Остальные какое-нибудь участие принимали в создании?

А.М.: Мы пришли на готовое.

А.З.: То есть на сладкое.

Е.Д.: Как долго записывали вещь? В какой студии это происходило?

М.Л.: Мы делали это в студии «Фаворит».

А.М.: И весь альбом, кстати, который мы делаем, все это на студии «Фаворит».

М.Л.: Музыкальным продюсером как этой песни, так и других песен альбома является Владимир Густов. Это гитарист и музыкальный продюсер, с которым я лично сотрудничаю уже много лет. И для этого проекта группы «Секрет» и для песни «На любой стороне Земли» мы тоже его привлекли.

 

Владимир Густов (26 июня 1961, Ленинград) начал заниматься музыкой с пяти лет. Музыкальная карьера Густова началась в середине 70-х годов в самодеятельном ансамбле «Студия Каскад». В 1980 году окончил Ленинградское музыкальное училище им. М.П.Мусоргского по классу джазовой гитары, затем в течение пяти лет преподавал там же. Среди учеников Владимира Густова был Александр Ляпин («Аквариум»), вместе с которым он впоследствии создал группу «Теле-У».

 

Е.Д.: Я-то думал, что песня писалась прямо предметно к фильму. А она писалась для альбома? Немножечко здесь детализировать хотелось бы?

М.Л.: Я расскажу коротко, как получилось. Мне позвонил Алексей Козин – наш выпускающий директор грамзаписи «Навигатор». И сказал, что снимается картина «Елки-3». И к ней требуется рождественская, новогодняя, торжественная песня. Я сказал, давай, мы в любом случае её напишем. Если ребятам из кино она понравится, они её возьмут – хорошо. Если не понравится, она пойдёт в наш альбом. Потому что у нас с Фомой получаются новогодние песни. Мы же написали «Последний час декабря», которая стала такой визитной новогодней карточкой. И почему бы нам не написать ещё одну новогоднюю песню? Мы её написали. А потом я, честно говоря, даже про «Елки»-то и забыл. И через какое-то время Алексей позвонил и сказал: «Давайте делать клип». Но выяснилось, что в итоге песню в картину взяли. И тогда мы уже её отдали с дорогой душой.

Е.Д.: Но картину при этом не видели? Или вы с Николаем хотя бы сценарий знали?

М.Л.: Нам показали концепцию сценария, по крайней мере, о чём будет картина, её основной «месседж». Не знаю, как «посыл», как по-русски сказать, «послание»?

Е.Д.: А «Елки-2» кто-нибудь из вас видел или «Ёлки», собственно, «Елки»?

М.Л.: Я видел «Елки». Жена моя видела «Елки-2». Я – «Елки-3». «Елки-4» будет опять она смотреть. У нас такое распределение.

Е.Д.: То есть вы так договорились?

А.З.: А писать будет музыку Фома.

II. Универсальный Фома

Е.Д.: А Фома, кстати, на самом деле ведь из всего «Секрета» – самый универсальный человек. Потому что он и телеведёт, и автогонит, и вообще…

А.М.: Мы все универсальные. Просто Фома на поверхности.

М.Л.: Я не универсальный.

А.М.: Ты же хорошо готовишь, как ты говоришь. Я не пробовал.

М.Л.: Я готовлю действительно хорошо.

А.М.: Ты водишь машину…

М.Л.: Ну, водишь машину – это не профессия. Женя говорит про автогонки.

А.М.: Нет, я машину не вожу, допустим.

А.З.: Зато ты хорошо моешь посуду.

А.М.: Это да, это да.

Е.Д.: Про «Навигатор», который здесь упомянули. Это лейбл, который работает только с вашими совместными вещами, или сольники вы тоже делаете на «Навигаторе»?

М.Л.: Я – нет.

А.М.: И я – нет.

А.З.: А я – да. Лёша забыл. У него тоже есть пластинки с «Навигатором».

А.М.: Да, да, да.

Е.Д.: Точно. Я на сайте посмотрел официальном. Две последних пластинки: это Live и…

А.М.: Это вживую записано на студии с одного раза. Поэтому это лайв и есть. И ещё живее не бывает: трек из клуба «Джаз-таун», Москва, с выступления.

А.З.: Ну, как «Beatles» писали первые пластинки…

Е.Д.: Вас когда-нибудь раздражало, что вас сравнивали с «Beatles» или это всегда было лестно?

А.З.: Это была мечта наша на самом деле.

Е.Д.: То есть вы изначально понимали, что это игра в «Beatles» или даже не договаривались про это?

М.Л.: Конечно, мы строили то, что называется, ролевую модель. За модель мы, конечно, брали битлов. Потому что они нам ужасно подходили.

А.З.: Давайте употреблять слово «месседж».

Е.Д.: Да. Старинное русское слово «месседж».

М.Л.: Их месседж подходил нашему имиджу. И помимо того, что мы, конечно, были фанами этой музыки и нам она нравилась. Но главное – внутреннее содержание, вот этот оптимизм, какая-то такая, с одной стороны, интеллигентность вроде, а с другой – хулиганистость. Мы эту одёжку надели. И она такая нам родная стала. И фактически обошлись без заимствования музыкального. Мы же ни одной песни не взяли, мы ничего не украли у «Битлов», ни одной мелодии.

Е.Д.: Звучание такое было узнаваемое.

М.Л.: Стилистически.

А.З.: Нет, просто «Beatles» не умели играть в самом начале. И мы не умели играть.

Е.Д.: Как? «Beatles» не умели играть в самом начале?

А.З.: Я думаю, что приблизительно также как мы играли.

М.Л.: Ну, плохо они играли. Гитары у них были подрасстроенные чуть-чуть. Поэтому напоминали ранние записи.

Е.Д.: Вы знаете, мне ваш коллега и мой тёзка, Евгений Маргулис рассказывал, что он слышал, как сводился альбом Love. Такой знаете, ремикс битловских песен. И он послушал, как «Beatles» поют а-капелла, без инструментов. И сказал, что – превосходно и очень чисто. Что они очень хорошие были музыканты.

М.Л.: Сейчас мы говорим про 61-й год, вот когда они только начинали.

А.М.: В Гамбурге насобачились просто. Там не насобачиться было невозможно. Работа с утра до ночи.

Е.Д.: А вы можете эту песню, про которую мы начали разговор, а-капелла сейчас исполнить?

М.Л.: Да, легко. Новогоднюю из «Елок-3»?

(Поют песню)

Е.Д.: Супер! Отлично! Умеют. Кстати, мы до начала записи говорили насчёт того, что у нас нет на самом деле традиций у рок-музыкантов записывать и писать рождественские песни. И вот тезис – потому что у нас Рождество не справляли. Но сейчас-то уже справляют Рождество?

М.Л.: Слишком мало времени прошло, понимаешь. У нас ведь, если копнуть нашу историю, даже не столь далёкую, у нас ёлки-то разрешил ставить при Сталине, уже в конце его жизни.

Е.Д.: Да, даже Новый год даже не справляли.

М.Л.: Нет, Новый год справляли. Но ёлка считалась символом христианским. Вернули потом эту традицию. А до этого всё выжигали калёным железом, американские же рождественские песенки, которые мы имеем в виду: там Jingle Bells и так далее – они-то рождены все в 20-е – 40-е годы.

 

Jingle Bells – популярная во всём мире рождественская песня, также известная, как One Horse Open Sleigh. Она была написана Джеймсом Лордом Пьерпонтом (1822–1893) и была зарегистрирована под названием One Horse Open Sleigh 16 сентября 1858 года. Оригинальная мелодия сильно отличается от известной. Была переведена на многие языки мира. Многократно перепевалась различными исполнителями. Особую популярность получила в 1940-е годы в исполнении Б.Кросби.

 

Е.Д.: А «В лесу родилась ёлочка» когда рождена?

М.Л.: Это русская песня, дореволюционная.

Е.Д.: Вам когда-нибудь приходилось отмечать Новый год на сцене?

А.З.: Приходилось.

 

Андрей Заблудовский родился 11 сентября 1959 года в семье актёра БДТ Изиля Заблудовского. Окончил музыкальную школу № 18 по классу скрипки, в которой учился и его будущий товарищ по «Секрету» Николай Фоменко. В 1978 году, не желая идти в армию, поступил в ЛИСИ, который окончил в 1982 году. В 1989 году окончил также Ленинградский государственный институт культуры им. Крупской. В годы студенчества играл в группе «Хамелеончик ЗА», позднее – в группе «Выход». В 1983 году Заблудовский покинул группу «Выход» и был приглашён в группу «Автоматические удовлетворители», но стать панком Андрею было не суждено – в апреле 1983-го он заменил Дмитрия Рубина в составе бит-квартета «Секрет». С приходом Заблудовского в «Секрет» сформировался всем известный, легендарный состав группы (Леонидов – Фоменко – Заблудовский – Мурашов). День прихода Андрея Заблудовского в «Секрет» – 20 апреля – считается официальным днём рождения группы.

После распада бит-квартета в 1990 году вместе с Мурашовым и Фоменко играл в трио «Секрет», которое после ухода в 1996 году Николая Фоменко трансформировалось в группу «Секрет-5», а позднее – в «Секрет-99». Лидером этого коллектива Андрей Заблудовский является и по сей день.

Андрей – страстный болельщик ФК «Зенит», написал несколько песен, посвящённых команде (самая известная – «Сине-бело-голубые»), и сам играл в футбол в составе команды звёзд эстрады «Старко». Является активным пользователем гостевой книги ZIA (Zenit Internet Alliance), где постоянно подвергает критике принципиального соперника Зенита ФК «Спартак».

С 2008 года вместе с Николаем Фоменко и Алексеем Мурашовым возродили трио «Секрет», однако официальное выступление было пока только одно – на юбилее Андрея Заблудовского 11 сентября 2009 года в питерском клубе Jagger. Остальные концерты трио прошли на закрытых мероприятиях.

 

Е.Д.: Корпоратив?

А.М.: Очень давно, на корпоративе, да. Это когда без Макса, уже втроём, в Питере.

Е.Д.: Когда трио «Секрет» было, да, в рамках этого проекта?

А.З.: Да, ну и сольно приходилось.

Е.Д.: А приходилось когда-нибудь вам, скажем, во времена. может быть, еще самого начала карьеры отмечать Новый год по-семейному, но всем коллективом? Или всегда порознь?

А.М.: Ну, скажем так, у меня 30 декабря день рождения…

 

Алексей Мурашов (настоящая фамилия Мурашёв) родился 30 декабря 1960 года в Ленинграде. В детстве занимался в хоре, позднее играл в школьных рок-группах. Учился в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена на географическом факультете, специальность география – биология. Играл на ударных в группе «Джунгли».

Осенью 1982 года был приглашен в «Секрет», став третьим по времени прихода в группу участником «золотого состава». После ухода из группы Максима Леонидова играл в трио «Секрет» и группе «Секрет-5». В 1998 году покинул этот коллектив и с тех пор выступал сольно, поменяв барабаны на гитару. В 2004 году уехал в Москву, где собрал собственную группу «По БАРАБанУ band». В 2008 году вернулся в Санкт-Петербург и организовал питерский состав группы с таким же названием. С 2008 года совместно Николаем Фоменко и Андреем Заблудовским возродил трио «Секрета», записал с ними живой альбом Live и провёл несколько выступлений, в основном на закрытых мероприятиях.

Женат вторым браком, от первого брака имеет дочь Карину. Является ярым болельщиком футбольной команды «Зенит», во многом благодаря ему была написана одна из лучших песен, посвящённых клубу, шуточный рок-н-ролл на мотив Чака Берри под названием «Зенит – чемпион!».

 

Е.Д.: То есть он как бы переходил…

А.М.: Перетекал, плавно перетекал в Новый год.

III. Водка или коньяк?

Е.Д.: Если мы уж про день рождения заговорили. Сейчас исполнилось 60 лет двум легендам отечественной рок-музыки: Борису Борисовичу Гребенщикову и Андрею Вадимовичу Макаревичу. Тогда такой вопрос. «Машина Времени» или «Аквариум». Вот если надо выбирать?

А.З.: Ну, я бы не выбирал, потому что «Машина Времени» – это первое, что в нашей отечественной рок-музыке меня каким-то образом поразило. В 75-м году я был на концерте в Ленинграде. И на фоне всего того, что я слышал до этого – пускай не обижаются россияне, аргонавты, и так далее – это был некий такой свежий глоток. И «Машина Времени» навсегда уже у меня осталась в памяти, и под коркой. И любовь к ней не остыла до сих пор. Что касается «Аквариума», то «Аквариум», наверное, – это та отвязанная музыка, тот прикол, который был необходим уже в более зрелом возрасте. Скажем, я «Аквариум» полюбил, уже в институте учась. И могу сказать, что любовь к «Аквариуму» осталась, как и любовь к «Машине Времени». Так что я считаю их абсолютно равнозначными.

А.М.: «Машина Времени» – да, вот эта знаменитая запись концертная полуподпольная в Ленинграде тогда ходила.

Е.Д.: Нет, она была сделана не в Ленинграде, насколько я понимаю?

А.М.: В Ленинграде, в Ленинграде. Просто была не одна запись. А «Аквариум» уже позже, естественно. Поэтому для меня так же: как и Андрей, скажу.

Е.Д.: Максим?

М.Л.: Невозможно выбрать. Потому что «Машина Времени» – это первая любовь такая, знаете. Это вот то, что, правильно Андрей употребил слово поразило. Я был значительно позже, наверное году в 80-м во Дворце спорта «Юбилейный». То есть я видел уже стадионный концерт. И я был совершенно поражен вообще всем: построением шоу, этим вдохновенным Макаревичем, «Не меркнет свет, горит свеча», стихи. Да, стихи Тарковского, которые читались. Это было настолько хорошо, что навсегда на юношескую душу подействовало, не могло не оставить такого неизгладимого следа.

А.М.: И очень качественно звучала группа, кстати, что немаловажно.

М.Л.: А отношения мои с группой «Аквариум» сложились позже гораздо. И это уже более зрелое чувство.

Е.Д.: Но это не профессиональные отношения, я понимаю, просто приятельские, да?

М.Л.: Нет, абсолютно не профессиональные. Это отношения сначала были слушателя – исполнителя. Потом уже они стали какими-то другими, менее формальными. Но я должен сказать, что я «Аквариум» полюбил во взрослом возрасте уже.

Е.Д.: Это текстовая история или по музыке тоже?

А.З.: Это настроенческая тема, которая… ну, как можно серьезно относиться к «2. 12. 85. 06 – это твой номер, номер, номер, номер…» Ну, вот оно в тот период времени…

Е.Д.: Но в этой песне есть совершенно гениальные строчки, что «есть люди типа жив и…».

М.Л.: «…Люди типа помер». «Но нет никого, кто знал бы твой номер». Мне кажется, что нельзя Борю разделять на музыку, текст, его самого, энергетику. Это все некий светящийся какой-то шар.

Е.Д.: Смотрите, вот двое из оставшихся в живых битлов, с которых, собственно, вы и снимали месседж. Они – Маккартни и Ринго Старр – это люди типа помер сейчас?

М.Л.: Ринго Старр – типа помер, а Маккартни – типа жив абсолютно.

Е.Д.: Мы же не про музыку сейчас говорим?

М.Л.: Да.

А.З.: Я не согласился бы с этим. Не буду говорить о творчестве Маккартни, не буду говорить о творчестве Ринго Старра. Потому что и тот, и другой выпускают новые альбомы свои. И я слышал и тот, и другой новый альбом. Маккартни – он больше несёт всё равно себя и «Beatles». У Ринго Старра – это компания, которая вокруг него мигрирует. Огромное количество очень хороших музыкантов выступает вместе с ним на концертах, имея возможность показать в том числе и свой материал. Скажем, Стив Люкатер играет на гитаре. И масса очень известных музыкантов выступает вместе с Ринго Старом, исполняя свои песни.

 

Стивен Ли Люкатер (21 октября 1957, Сан-Фернандо, Калифорния, США) – американский гитарист, певец, композитор, аранжировщик и продюсер, наибольшую популярность ему принесла работа в рок-группе Toto. Люкатер записал гитарные партии для более чем 1,5 тыс. альбомов разнообразных жанров. Он внёс большой вклад в создание альбомов и синглов как композитор, аранжировщик и продюсер. Люкатер выпустил шесть сольных альбомов. В 1976 году, когда Люкатеру было девятнадцать лет, он был приглашён своими школьными друзьями Дэвидом Пейчем и братьями Стивом и Джеффом Поркаро в созданную ими группу Toto. Он работал в группе до 2008 года, пока группа не распалась. Периодически группа воссоединялась вновь для проведения туров. Из двенадцати номинаций премии Грэмми, на которые был номинирован Люкатер ему удалось выиграть пять. Люкатер часто записывает треки единственным дублем и минимальной обработкой звука. Он играет на электрогитаре Music Man Luke. Он также играет на гитарах фирмы Yamaha и Ovation Guitar.

 

Е.Д.: В его первых альбомах всегда кто-нибудь из битлов принимал участие. Вы вот, когда сейчас пишете сольные работы, вы друг к другу обращаетесь за советом?

А.З.: За советом мы давно уже друг к другу не обращаемся.

Е.Д.: Но ведь играете друг у друга при записи сольников?

А.З.: Нет, ну, вот в Лёшиной пластинке мы с Колей принимали участие.

М.Л.: Есть песни, которые мы с Алексеем записали вдвоем.

Е.Д.: Записали. Не написали, а записали, да?

М.Л.: Есть песни, которые мы вдвоём поём. Но я уже 18 лет работаю с одной и той же группой, которая называется Hippoband, и все мои пластинки записаны в основном с ними, за исключением альбомов «Давай закурим», где я пою военные песни просто под шелабушки всякие, гитарки. И там несколько музыкантов из группы «Аквариум» принимали участие. И пластинка «Папины песни», где пою старые песни 40-х, 50-х, 60-х годов. Там были собраны музыканты скорее джазовые. Так что. А все остальное – это Hippoband.

 

Группа Максима Леонидова «Hippoband» основана в марте 1996 года, после возвращения музыканта из Израиля. В мае того же года состоялся их первый концерт. Костяк группы составили известные, профессиональные музыканты: композитор, гитарист и аранжировщик Владимир Густов (на его студии звукозаписи «Фаворит» записана большая честь альбомов «Hippoband»), клавишник Евгений Олешев (одноклассник Максима по хоровому училищу), басист Юрий Гурьев (знакомый Леонидову ещё по работе в группе «Собрание сочинений» и рок-театре «Секрет»). Своё нынешнее название коллектив получил только в 2003 году — с выходом альбома Hippopotazm. Название альбома, в свою очередь, возникло случайно, благодаря одной из входящих в него песен — «Hippopotam». Как утверждают музыканты, Владимир Густов, забивая название песни в компьютер, случайно допустил опечатку, нажав на клавишу «Z» — так и возникло это забавное словечко. Тогда Максим и Ко и решили назваться «Hippoband», а логотип группы украсил симпатичный бегемотик («тотемное животное»). «HippoBand» — Юрий Гурьев, Максим Леонидов, Владимир Густов. Примечательно, что состав группы не менялся с 1997 года, когда первый барабанщик коллектива Евгений Лепендин переехал в Москву для работы с Владимиром Пресняковым и его место занял молодой музыкант Юрий Сонин.

 

А.М.: Вернёмся, прошу прощения, к вопросу: Макккартни или Ринго Стар. Вот я был и на одном концерте, и на втором. И на многих ещё. И если отключить мозг, довериться только наитию, только на концерте Маккартни, на единственном концерте у меня возникло ощущение, что передо мной легенда и звезда.

Е.Д.: То есть про драйв мы сейчас говорим или про технику?

А.М.: Про всё, вообще про всё.

М.Л.: Хочу уточнить. Когда я сказал, что Ринго Стар – типа помер, а Маккартни – типа жив, я имел в виду то, что называется – опять употреблю иностранное слово – виталити, что переводится как «любовь к жизни», «жажда жизни» и так далее. Маккартни – неугомонный абсолютно.

А.З.: Это драйв постоянный.

Максим Леонидов

М.Л.: Да, драйв, у этого человека по жизни драйв, грубо говоря. Понимаешь, вот эта его выходка последняя с «Тайм-сквер», она совершенно замечательная.

IV. Кто на чем

Е.Д.: А какое топливо вообще нужно для драйва?

М.Л.: Это талант, это талант.

Е.Д.: Да? То есть это изнутри идёт?

А.М.: Есть талантливые люди, которые из-за своего таланта стреляются, понимаешь. А есть талантливые люди, которые весь этот талант тратят, они жить каждую секунду хотят.

А.З.: Дело в том, что ты правильно сказал, топливо. Потому что может композитор не писать какое-то достаточно долгое время никаких песен, ни музыку, вообще ничего, ни симфоний. Находиться просто в какой-то полной прострации. Прочитал какую-то книгу – и вот у тебя уже изменился мир. Услышал что-то новое – и у тебя изменился мир. Ты начал в этом каким-то образом вариться – и твоё нутро просит, чтобы ты выразил что-то своё на эту тему. Аналогичным образом у литератора – там может музыка навеять, картина какая-то. Это непредсказуемо.

А.М.: У маляра это может тоже чего-то навеять?

А.З.: У маляра – это к Максу, спроси у него.

Е.Д.: Вы когда были юными, студенческую пору вспомним, вы одну и ту же музыку любили? Я имею в виду не свою музыку и не музыку своих друзей. А слушали вы одну и ту же музыку?

М.Л.: Отчасти наши совпадали мнения, отчасти – нет.

А.М.: Я пришел в коллектив к «квиноманам». Поэтому ты задавал вопрос относительно «Beatles», я, конечно, хотел бы быть Роджером Тэйлором, честно говоря. Меня заставляли петь и на концертах пиарили. И Макс со мной еще репетировал, чтобы я таким утробным, утробным, антивокалом это исполнял. Так что это было.

 

Роджер Меддоуз-Тэйлор – британский барабанщик, мульти-инструменталист, автор песен, композитор, певец. Наиболее известен как участник группы Queen. Как барабанщик, широко известен своим «объемным» уникальным звучанием, и считается одним из самых влиятельных рок-ударников 1970-х и 80-х годов. На ранних альбомах «Queen», Тэйлор лично исполнял песни собственного сочинения, но в будущем уступил их исполнение Фрэдди Меркьюри. Для своих сольных альбомов Роджер Тэйлор самостоятельно исполнил как партии бас-гитары, ритм-гитары, клавишных, так и ударных. В прошлом сотрудничал со многими известными поп- и рок-музыкантами, такими как: Эрик Клэптон, Роджер Уотерс, Роджер Долтри, Роберт Плант, Фил Коллинз, «Genesis», Джимми Нейл, Элтон Джон, Гэри Ньюмэн, Shakin’ Стивенс, «Foo Fighters», Эл Стюарт, Стив Вай, Ёсики Хаяси, и Bon Jovi. В 2005 году вошёл в TOP-10 самых великих барабанщиков в истории классического рока по версии Planet Rock Radio

 

Е.Д.: Кстати, не могу не вспомнить насчет Дмитрия Рубина, который стоял у истоков коллектива. Общаетесь вы сейчас с Дмитрием?

М.Л.: Ну, время от времени видимся, поскольку мы живём в одном городе и вращаемся в одних и тех же кругах.

Е.Д.: Но вы же не все в одном городе.

М.Л.: Да, специально, конечно, мы не встречаемся. Поскольку Дима совсем в другой сфере деятельности находится. В смежной, можно так сказать, поскольку он занимается сценариями для телевидения в основном. Но всё-таки в другой.

А.З.: Я могу сказать, что у меня, например, есть две или три песни. Мы с Димой вдвоём написали.

А.М.: Дима выпустил две пластинки. Я был на тройке его концертов клубных. Могу сказать откровенно, что по уровню, то есть то, что было, как он начинал, я помню, и что сейчас – это в принципе в общем-то день и ночь, наверное.

 

Дмитрий Рубин родился в 1962 году в Ленинграде. Окончил ленинградскую школу № 1, где совместно с Михаилом Борзыкиным (впоследствии лидером рок-группы «Телевизор») создал школьный ансамбль. В 1979 году поступил в ЛГИТМиК, на курс Аркадия Кацмана и Льва Додина, где состоялось его знакомство с Максимом Леонидовым и Николаем Фоменко. Принимал участие в культовом спектакле «Ах, эти звёзды!», где сыграл роли Демиса Руссоса и Андрея Макаревича. В 1982 году вместе с Леонидовым и Фоменко создал бит-квартет «Секрет», но покинул группу ещё до её «взлёта», уступив место Андрею Заблудовскому. Однако песни, стихи к которым написал Рубин — такие, как «Привет», «Алиса», «Именины у Кристины», «Старый ковбой» и многие другие остаются в репертуаре группы.

Покинув «Секрет» в 1983 году (на какое-то время перейдя в «Интеграл» к Бари Алибасову), Рубин отверг предложение работать в театре, и продолжил сочинительство. В том же году закончил ЛГИТМиК.

Среди соавторов Дмитрия Рубина — Максим Леонидов, Андрей Иванов, Игорь Корнелюк, Бари Алибасов и другие. Песни на стихи Рубина звучали в исполнении Аллы Пугачёвой, Татьяны Булановой, Михаила Боярского, Максима Леонидова, Сергея Рогожина, групп «На-На», «Интеграл», «Кафе», «Колибри» и многих других артистов. В общей сложности, Рубин является автором или соавтором более чем 300 песен. Кроме того, Рубин выступает сольно, а в 2007 году создал собственный музыкальный коллектив.

Помимо музыки, работает как сценарист, сотрудничает с рядом российских киностудий. Написал сценарии для сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург (Голландский пассаж)», «Морские дьяволы», «Роковое сходство», «Дорожный патруль».

 

Е.Д.: Хорошо, а «Секрет» по уровню: вот когда вы начинали и сейчас?

М.Л.: «Секрет» никогда не отличался умением играть на музыкальных инструментах. Вот я так скажу честно, положа руку на сердце. Инструменталисты мы всегда были слабенькие. Но к середине 80-х годов, где-то там даже к концу, году к 88-му, мы просто из-за того, что мы играли всё время одно и то же и иногда по два-по три раза в день…

А.М.: Мы играли вместе, что очень важно. И очень важно – мы играли стильно.

М.Л.: «Секрет» любят ведь не за то, как мы на музыкальных инструментах играем.

А.З.: Как собственно и Rolling Stones.

М.Л.: Я даже не знаю, за что.

А.З.: Пошутить, потанцевать.

М.Л.: Ну, да.

Е.Д.: Все было отлично, очень хорошо.

P.S. Свою первую заметку про «Секрет» я опубликовал в журнале «Смена» весной 1988 года. И там было как раз про игру в «битлов»:

«Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. До того как попасть на представление бит-квартета «Секрет», я слышал их записи никак не меньше ста раз. И на концерте снова им поверил: да, они не играют на струнах давнишней битломании – «секреты» оригинальны при всей их, многих раздражающей, схожести с имиджем «битлов» начала шестидесятых.

– Что такое «Битлз», никто не знал наверняка, – говорит Максим Леонидов (я не называю его лидером, поскольку сами музыканты сплоченно отстаивают тезис о равноправии, это один из секретов их успешного сотрудничества). — И, наверное, уже никто не сможет однозначно расшифровать этот символ шестого десятилетия века. Но хочу подчеркнуть, что мы сами по себе, как кошка Киплинга. Мы не изучали на экранах видео мимику и пластику «битлов», не листали стенограммы их пресс-конференций и не штудировали многочисленные исследования и мемуары…

Пожалуй, на такой тщательный анализ творчества знаменитой ливерпульской четверки у создателей «Секрета» – Максима Леонидова и Николая Фоменко, в ту пору студентов театрального института, и времени не было. То, что студенты-актеры в конце концов состоялись и как музыканты, и как киноартисты, меня не удивляет, ведь полное название вуза, который они окончили, – Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. И все, за что они берутся – будь то написание песни, съемки в кино, исполнение своих и чужих композиций, – ребятам удается.

Впрочем, за кропотливый труд «Секрет» заслужил успех сторицей. В их родном городе по адресу Пушкинская, 32, с конца позапрошлого года работает, вернее, объединяет своих членов, фэн-клуб. За несколько дней до наступления года нынешнего открылся такой клуб и в столице, при ДК «Красный пролетарий», где собираются московские поклонники «Секрета». Их возраст от 14 до 30 лет. А средний возраст самих «секретов» – 27. Коллектив (в нынешнем составе) справит свое пятилетие через месяц, 20 апреля (это, напомню, текст 1988 года. – Е.Д.).

Максим Леонидов (вокал, ритм-гитара и пианино), Николай Фоменко (бас-гитара), Андрей Заблудовский (соло-гитара) и Алексей Мурашов (ударные) в жизни точно такие, какими видятся из зрительного зала. Ребята в столь настойчиво твердили о бесспорной своей неразлучности, что просто невозможно не уверовать: если один из четырех уйдет, ансамбль тут же распадется. Вместе они держатся на пять с плюсом. Пусть с них строго спрашивают как с инструменталистов («Мы не делаем того, что не умеем», — парирует Максим), пусть кто-то не принимает музыку, исполняемую ими, но не отдать должное высокому ремеслу диалога со зрителем было бы просто нечестно.

«Сейчас, спустя двадцать лет, пытаться возродить традиции ранних «Битлз»? Вернуть нам их состояние солнечной радости, столь нехарактерное для нервной мрачноватой рок-музыки наших дней? Не копируя, не заимствуя, донести до нас этот безоблачный дух? Возможно ли такое сегодня?» — спрашивает Андрей Макаревич, представляя первую пластинку «Секрета». Дюжина записанных на ней песен – двенадцать ответов. Мне эти мелодичные зарисовки импонируют реальной психологической ситуацией. Отсутствием красивостей. Что не мешает иным строчкам звучать просто-таки афористично.

Бывший басист «Секрета» (продолжающий сотрудничать с квартетом) Дима Рубин, на мой взгляд, особенно хорошо работает над текстами. Такие его удачи, как «Алиса», «Привет», «Именины у Кристины», отличаются печальным оптимизмом старых песен Булата Окуджавы, образной точностью баллад Андрея Макаревича и лаконизмом рок-новелл Михаила Науменко.

…Есть группы, теряющие в фонограммах добрую половину привлекательности, – «Браво», «Звуки My», «Бригада С», «Цемент». Не видеть их — значит не расслышать. Многим сцена, напротив, почти ничего не прибавляет к уже забетонировавшемуся в зрительском сознании имиджу – «Машина времени», «Рок-Отель», «Ария», «Кино», «Автограф», «Земляне», «Центр». Что лучше – не знаю. Но… послушав пластинку «Секрета», хочется сходить на концерт, а побывав на концерте – достать их новые записи…».


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Одевание пустот
Крутые парни
Коротко
Доигрались!
«Машина Времени» + «Подари жизнь»
Чтобы не расплескать
Новости. Площадь имени Стругацких
Побеждают доброта и дружба
Трудно быть не Богом, а Котом


««« »»»