Павел Сурков: «Есть у нас один «Секрет»…» ****

Рубрики: [Книги]  [Рецензия]  

Книга о бит-квартете «Секрет» вышла к 30-летию коллектива и впервые продавалась на юбилейных концертах группы в апреле 2013 года. Это хорошо, что издание успело к юбилею – но на самом деле не так уж и хорошо. Дело в том, что автор, очевидно, слишком хотел выдать эту ложку к обеду, поэтому книжка получилась преступно тонкой, да и не книжкой вовсе, а 62-страничной брошюркой – что-то вроде расширенной версии статьи из журнала «Караван историй». Даже столь скромный объем откроет для поклонников музыки «Секрета» пару-тройку неизвестных им фактов, однако каким бы кладезем могла стать эта книга, будь в ней хотя бы 300 страниц… У Максима Леонидова и Николая Фоменко – о чем свидетельствует их любое парное появление в публичном пространстве – в запасе есть истории, которых хватило бы на несколько суток. Часть из них изложена в книге Леонидова «Я оглянулся посмотреть», часть передается фанатами «Секрета» из уст в уста, а в книгу Павла Суркова вошел лишь мизерный процент. К тому же из-за спешки в издании много опечаток, причем к финалу их становится больше.

Историю «Секрета» в книге рассказывает четверка участников группы. Максим Леонидов, Николай Фоменко, Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов фигурируют здесь как Макс, Фома, Забл и Мура (не из экономии ли места?) и в очередной раз проявляют себя отменными рассказчиками. Особенно прекрасно выглядят моменты, когда одни и те же события музыкантам запомнились по-разному. В принципе, тот же метод применяли Максим Семеляк в «Музыке для мужика» про группу «Ленинград» и Михаил Марголис в «Затяжном повороте» о «Машине времени»: прямая речь участников составляет львиную долю повествования, и из нее складывается полная и объемная картина. Павел Сурков и «секретовцы» затрагивают все главные вехи биографии бит-квартета, но уж как-то слишком «галопом по Европам». Самая длинная глава занимает шесть страниц, а так большинство глав умещаются в две-три странички. Не успеете вы с улыбкой прочитать про первые неудачные гастроли «Секрета» и знакомство с профессиональным директором, как группу накроет всесоюзная слава. Но сопряженные с ней веселые истории в книжку в основном не поместились (здесь самое время опять отослать вас к мемуарам Максима Леонидова), и слава как-то прискорбно быстро для читателя закончится вместе с повествованием. На всё про всё у вас уйдет не более часа – и это, конечно, слишком мало, чтобы испытать от книги настоящее удовольствие.

В финале Сурков сообщает сенсацию с намеком на продолжение: «На свое 30-летие группа «Секрет» официально объявила о воссоединении и начале работы над новыми песнями. Наверняка вы их уже услышали – во всяком случае сейчас, когда я дописываю эти строчки, вся четверка вместе пишет новый материал. А в том, что он будет достоин того, что ребята сделали раньше, никто не сомневается». Да, мы слышали, и материал достоин – хотя бы потому, что Максим Леонидов фигни не сочинит. Однако прежнего куража в новых песнях не слышно, так что успеха «Алисы» и «Привета» они не повторят. И в продолжении своей книги о «Секрете» Павел, я надеюсь, сосредоточится не на жизни после воссоединения, а на существенном расширении информации о «золотом» периоде. Ох, там ведь столько всего можно рассказать – и о загулах Мурашова, и о похождениях любвеобильных звезд, и о столкновениях с идиотизмом советской цензуры. И, например, о том, кто из музыкантов группы все эти годы работал под псевдонимом. Ну и фотографии неплохо бы подписать.

Алексей Мажаев.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»