Это о нем парижские газеты написали в свое время: “Во Францию приехал идеальный француз из России. Рост – 180 см, талия – 57”. Было это в 1958 году. И в 70 лет народный артист Советского Союза, Герой Соцтруда, многолетний депутат Верховного Совета бывшего СССР Махмуд ЭСАМБАЕВ статен и строен. Он живет в однокомнатной квартире на Пресненском валу, где ежедневно принимает гостей. Побывал в гостеприимном доме и я.
– Как видите, у меня нет особой роскоши. Один из моих жизненных принципов: чем скромнее живешь, тем лучше себя чувствуешь. Ко мне захаживало столько интересных и больших людей, что рамки квартиры как бы расширились. Например, здесь бывали все министры внутренних дел, начиная со Щелокова. И Федорчук, и Власов, и Бакатин, и Ерин…
Эсамбаев всегда был близок к властям предержащим, сохраняя при этом свою независимость.
Немало историй связано со знаменитой папахой Махмуда. Однажды на сессии Верховного Совета к артисту подошел главком Военно-морского флота Сергей Горшков: “Я вас очень уважаю, Махмуд, но меня удивляет, почему вы ходите в папахе? Или для вас Кремль – это не святое место?” Махмуд ответил: “Если с адмирала Горшкова снять мундир, он будет уже не адмирал, и Эсамбаев без шапки – это совсем другой образ”. Слышавшие разговор рассмеялись, особенно Виктор Куликов – большой друг Эсамбаева. Кстати, из всех военачальников особое предпочтение артист отдает именно Куликову – бывшему главкому Объединенных Вооруженных Сил государств Варшавского договора и Евгению Шапошникову – последнему министру обороны СССР.
Эсамбаева же очень любил Никита Сергеевич Хрущев. Впрочем, и многие другие руководители симпатизировали танцору.
С нынешним руководством Эсамбаев большой дружбы не водит. Позволяет себе критически отзываться о Ельцине и его “умении” дирижировать оркестром – как немецким духовым, так и российским политическим. А конфликт в Чечне поссорил Эсамбаева со многими политиками России, считающими Дудаева недостойным президентского поста. Махмуд уверен, что именно генерал Джохар способен обеспечить порядок в Чечне, а Хасбулатов ему не ровня. Как истинный чеченец, Махмуд Эсамбаев называет чеченцев… арийцами России. Он готов дать на отсечение обе руки, если через два года бывшие граждане СССР не будут жить в едином государстве (за исключением Прибалтики).
Независимость в суждениях порой мешает Эсамбаеву (после августовского путча его демонстративно открепили от 4-го Главного медицинского управления Минздрава). “Теперь я назло всем вообще не болею и не лечусь в Москве”, – утверждает артист.
Эсамбаев собирается танцевать и через двадцать лет, на своем девяностолетии. Человек, сосланный еще Сталиным в юном возрасте на урановые руды, с пятидесятых блиставший на сцене многих городов мира, любит повторять: “Лицо можно гримировать, а фигура у меня – что надо”. Секрет творческого долголетия не только в ежедневных репетициях и в соблюдении строгого режима. Помогают друзья. От них Махмуд заряжается энергией.
Кстати, дома артист, как ни странно, папаху все же снимает…
Андрей КНЯЗЕВ.
(“АиФ” – специально для “НВ”).