МИХАИЛ КОЗАКОВ – ЕВРЕЙСКИЙ СЫН, ОТЕЦ ЕВРЕЯ

Михаил Козаков покинул Советский Союза за два месяца до его распада. В конце лета 94-го он приехал в Россию – изменившуюся и ставшую еще более непонятной, чем бывший СССР. Наверное, не случайно Козаков на протяжении всех десяти дней пребывания в России, говоря о ней, употреблял словосочетание “ваша страна” в разных склонениях. Козаков чувствует себя гражданином Израиля. Новую Россию он воспринимает как бывшую родину, продолжая любить ее по-прежнему: Ленинград, в котором родился и прожил около двадцати лет, Москву, где состоялся как актер и режиссер. Потому и приехал, что любит.

Михаил Козаков не вещал, не пугал апокалипсисом и не раздавал прогнозов, а вел просто диалог с публикой. Играл отрывки из спектаклей, сыгранных в Израиле и записанных на видеопленку, читал стихи поэтов XIX и первой половины XX веков. И рассказывал о своей нынешней жизни, сравнивая ее с прошлым.

Уезжая в Израиль, Козаков знал только два слова на иврите: “шолом” – “здравствуйте” и “бэкваша” – “пожалуйста”. Последнее запомнил лишь потому, что “есть такой артист – Кваша”. Иллюзии, что в Израиле можно жить, не говоря на иврите, развеялись уже в первые недели. Работы в русском театре было немного. Предложили играть в еврейском камерном театре. Согласился и – стал учить роли. Слова записывал так, как они звучат по-русски, стараясь хотя бы произносить их, словно истинный еврей. “Я понял, что если хочу нормально жить в Израиле, то должен, даже не умея плавать, нырнуть в воду, а вынырнув, доплыть до берега самостоятельно”, – признался Козаков. Смекалки и сил хватило. Подстегивало желание самоутвердиться в Израиле, но в еще большей степени обеспечить нормальную жизнь не только себе, но и своей семье – молодой жене и сыну – еврею по матери. Сам Козаков – еврей по отцу, что в Израиле в зачет не идет, поскольку там национальность устанавливают по материнской линии. Михаил привык при знакомстве представляться “папой еврея”.

Вместе с Козаковым в театре играют русские Валентин Никулин и Ирина Селезнева. Ирина стала исполнять роли на иврите гораздо раньше Михаила и даже помогала ему заучивать отдельные выражения, фразы из ролей Тригорина, Трефина в спектаклях “Чайка” и “Чествование”. Правда, книгу своих воспоминаний Козаков выпустил в Израиле на русском. Называется она “Рисунки на песке”, а помог Михаилу художественно оформить мысли его друг Станислав Рассадин. По словам Казакова, артисту из России в Израиле жить непросто. Уже и русский театр “Гешер” перешел на иврит. И все же приятно, что на спектакли – как русские, так и “ивритские” – приходит нормальный зритель – московский, санкт-петербургский, киевский. Эти люди, ставшие гражданами Израиля совсем недавно, спрашивали Козакова, когда он уезжал в отпуск в Москву: “Михаил, ты приедешь назад, ты вернешься?” Михаил Михайлович, будучи человеком сентиментальным, прослезился. Да, он без Израиля уже не мыслит свою жизнь. Лучше ли ему в Израиле? Козаков говорит, что лучше его сыну, молодой жене, а значит, и ему тоже. А вообще, “хорошо там, где нас нет, а мы – везде”, – цитирует он Жванецкого. Козакову очень неприятно, когда об Израиле говорят люди, никогда там не жившие. Сам он о многом до сих пор не хочет рассуждать, считая себя некомпетентным в этих вопросах. Например, об “израильской душе”. Уехал он на “землю обетованную” не из-за душевных порывов, а потому, что не стало денег на съемки фильмов, молчал телефон. Уверенности в себе уже не было. Михаил испугался, что в России он не сможет работать по профессии.

Мечта Козакова – работать и в Израиле, и в России. За три года он снялся в двух фильмах – “Роковые яйца” и “Красная Жизель”. Кроме театральных репетиций, занимается и репетиторством – обучает ивриту детей новой эмиграции.

Козаков уехал из России. И, кажется, не жалеет об этом.

Андрей КНЯЗЕВ

(“АиФ” – специально для “НВ”).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОЧУМЕЛОВ-2
ПРАВО НА ВОПРОС ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРАВО НА ОТВЕТ
ЗА КУРТОМ ВСЕ ЕЩЕ УХОДЯТ…
ХОД ЗА КАРПОВЫМ
МММ: “АМЭН КАТАКТЫЦ МАЯГ”
ДМИТРИЙ МАЛИКОВ. Кумир
КУПИ СЕБЕ НЕМНОГО СТРЕЙЗАНД
КАК СТАРУХА ПРОДАВАЛА ТЫКВУ
СКОМОРОХИ
НЕВЕЗУЧИЕ ЗВЕЗДЫ
МУСОР НА ВЕС ЗОЛОТА
НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРУПА
НАОМИ КЭМПБЕЛЛ, ВОЗМОЖНО, СТАНЕТ ГЛАВНОЙ ЗВЕЗДОЙ ФЕСТИВАЛЯ НА КАНАРАХ
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ МЕРКЬЮРИ
Этикет. Улица и транспорт
“ОБЛАКО В ШТАНАХ”
Политические букашки и коммерческие клопы. Схватка под ковром
В “СТОЛИЦУ” – НЕ ХОДОК!
БАРИ АЛИБАСОВ. Хит-парад
Тройка, семерка, туз
СЕРГЕЙ ЛЕМОХ. ТВ-парад
“ЖИВАЯ ВОДА”, ЖИВЫЕ МИФЫ


««« »»»