Политические букашки и коммерческие клопы. Схватка под ковром

Тришкин кафтан государственных дотаций мал для российской прессы. Однако это не мешает, а может быть, и помогает газетам и журналам приспособиться к жесnrим условиям рынка. Катастрофическое падение тиража после последней подписки не может рассматриваться как крах тех или иных изданий. Просто (любимое словечко наших реклам) космические характеристики популярности уже в прошлом. Пришло время особой направленности, “специализации” газет и журналов. Время, когда “скромные” двадцать – тридцать тысяч тиража выглядят не хуже тяжело ползущих к миллиону официальных тиражей некоторых изданий.

На этом фоне понятие “независимости” СМИ приобретает особый оттенок.

В силу стереотипов, оставшихся от той эпохи, когда вся пресса дула в одну партийно-государственную дуду, любая отстраненность того или иного издания от государственной политики автоматически воспринимается как проявление его свободы. Но в условиях рынка и многопартийности “освобожденная” пресса рано или поздно прибьется к тому или иному политическому, экономическому или национальному берегу. Это явление закономерное и вполне объяснимое. Это и есть “независимость” – независимость выбра. К примеру, “Правда” существует благодаря финансовой поддержке греческого предпринимателя. “Известия”, отвергнув притязания хасбулатовских народных депутатов, примкнули к “Демократическому выбору России”, подведя экономическую базу под свои политические взгляды: крупный пакет акций газеты куплен концерном “Олби”, президент которого Олег Бойко является одним из лидеров ДВР. Большинство изданий, сорвавшись с государственного крючка, находят поддержку “по интересам” – финансовую и политическую.

Кажется, Михаил Полторанин, размышляя о власти, капитале и печати, сказал: “Эти букашки (имея в виду политические партии) совокупляются с коммерческими клопами”. Метафора замечательная. Однако на деле процесс становления современной политической системы России, включая средства массовой информации, гораздо сложнее и гармоничнее. Дело не в том, что в природе букашки не вступают в противоестественную половую связь с клопами, а просто (!) пожирают последних. Скорее всего автор приведенной цитаты никак не может смириться с тем, что в обществе действуют объективные законы бытия, при которых проявление таких сложных гибридов (букашки и клопа) неизбежно.

Другой адепт теории жесткого контроля над прессой Борис Миронов пошел еще дальше. “Огосударствление СМИ – суровая необходимость”, – сказал он, и был снят президентом Ельциным с занимаемой должности. Со стороны руководителей государства это, разумеется, достаточно демократичный шаг. Но если бы безрассудные, с точки зрения Российской конституции, признания бывшего министра печати в собственном политическом выборе (“Если русский национализм – это фашизм, то я фашист”) не прозвучали, растиражированные прессой, на всю страну, мироновская работа по “оздоровлению” информационного пространства России могла бы и продолжиться – не так вызывающе, но в том же направлении.

Российским средствам массовой информации дан шанс. Они одержали маленькую победу. Отстояли свою независимость, свое право выбора – с кем им по пути. И если за логотипом того или иного издания маячит какая-то крупная коммерческая структура или политическая партия, то это, в общем-то, вопрос не зависимости – независимости, а скорее степени объективности. Те же “Известия”, попавшие в обойму политической партии, могут восприниматься уже не как “общенациональная газета”, а как партийный орган, рупор “Демократического выбора России”. И кто бы ни взял в руки номер этой газеты – министр-фашист или пахарь-либерал, – каждый вправе учитывать этот факт или игнорировать его. А газета остается по-своему свободной, ибо свобода – это способность к осмысленным действиям.

Андрей ВЕСЕЛАГО.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПРАВО НА ВОПРОС ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРАВО НА ОТВЕТ
ХОД ЗА КАРПОВЫМ
ЗА КУРТОМ ВСЕ ЕЩЕ УХОДЯТ…
ДМИТРИЙ МАЛИКОВ. Кумир
МММ: “АМЭН КАТАКТЫЦ МАЯГ”
МИХАИЛ КОЗАКОВ – ЕВРЕЙСКИЙ СЫН, ОТЕЦ ЕВРЕЯ
КУПИ СЕБЕ НЕМНОГО СТРЕЙЗАНД
КАК СТАРУХА ПРОДАВАЛА ТЫКВУ
СКОМОРОХИ
НЕВЕЗУЧИЕ ЗВЕЗДЫ
МУСОР НА ВЕС ЗОЛОТА
НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРУПА
НАОМИ КЭМПБЕЛЛ, ВОЗМОЖНО, СТАНЕТ ГЛАВНОЙ ЗВЕЗДОЙ ФЕСТИВАЛЯ НА КАНАРАХ
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ МЕРКЬЮРИ
Этикет. Улица и транспорт
“ОБЛАКО В ШТАНАХ”
В “СТОЛИЦУ” – НЕ ХОДОК!
БАРИ АЛИБАСОВ. Хит-парад
Тройка, семерка, туз
СЕРГЕЙ ЛЕМОХ. ТВ-парад
“ЖИВАЯ ВОДА”, ЖИВЫЕ МИФЫ
ОЧУМЕЛОВ-2


««« »»»