В “СТОЛИЦУ” – НЕ ХОДОК!

Чтобы снять квартиру, нужны деньги. Хватает в лучшем случае на комнату, и то надо писать больше, чем нужно для того, чтобы писать хорошо. Дабы заниматься развратом, приходится начинать с проституирования Музы.

Д.Быков.

В 21-м номере еженедельника “Столица” опубликован рассказ Гайто Газданова “Водопад”. Рассказу предпослано предисловие, текст которого не подписан ничьим именем. К глубокому сожалению, я вынужден публично уточнить, что автором анонимного предисловия к этому замечательному, пронизанному тонкой иронией и прозрачной грустью, изящно выстроенному на игре парадоксов газдановскому рассказу – поистине одному из лучших образцов его прозы – является заведующий отделом литературы “Столицы” Дмитрий Быков, который является еще кем-то в еженедельнике “Собеседник” и еще кем-то, кажется, на ТВ.

В чем, собственно, дело?

Дело не в том, что в “столичной” публикации не указано, кто принес в редакцию подготовленный материал. (Это не первая моя публикация по теме, равно как и не первая собственно авторская публикация, как в России, так и за ее пределами. Извините, конечно, за невольную саморекламу.) Дело не в том, что из серии фотографий, предложенных для коллажа, была выбрана только одна, и при этом не указано, откуда она взята, и то, что публикуется она в России впервые. Дело, наконец, не в том, что Быков, представивший рассказ Газданова главному редактору “Столицы” А.Мальгину вообще без предисловия, выслушав замечание о необходимости такового, написал потом свое. Плохо то, что Быков не подписал свой труд своим именем.

Как любит спрашивать американский проповедник Билли Грэм: почему?

Плохо это потому, что на пространстве меньше чем в одну машинописную страницу автор умудрился допустить целый ряд несуразных неточностей и просто грубых фактических ошибок. Например:

“Всю свою эмигрантскую жизнь Газданов работал таксистом”.

Нет. Около двух десятилетий в конце жизни он работал на “Радио Свобода”, где с самого начала, по свидетельству Фатимы Салказановой, познакомившейся и подружившейся с ним позднее, стоял – вместе с В.Вейдле, Г.Адамовичем, М.Слонимом и другими своими современниками – у истоков создания Русской редакции. Благодаря этой работе он получил возможность полностью посвятить себя литературному творчеству и жить по-человечески: в этом возрасте у него была уже, наконец, собственная квартира в Париже и “Мерседес”.

После такого предисловия вряд ли есть смысл удивляться тому, что рассказ, состоявший из пяти отдельных скетчей-набросков (зачем-то ведь отделенных Газдановым друг от друга, правда?), оказывается составленным из трех частей, причем второй и третий фрагменты (авторские) так соединены озабоченным завлитом, что монолог персонажа из второго вдруг переходит в монолог нарратора-повествователя из третьего. Давай, давай: долбай-вороти!..

Нет смысла удивляться – перефразируя Газданова – “своеобразному текстологическому идиотизму”, выразившемуся в том, что некоторые характерные синтаксические особенности авторского текста подвергнуты “редактуре”, “на редкость адекватной” школьному учебнику грамматики (как, впрочем, и “нашему безумному столетию”).

На фото Газданов что-то читает, как будто свою новую публикацию… И выражение лица его кажется омраченным сдержанным гневом и презрением.

Сергей КАБАЛОТИ,

Санкт-Петербург.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПРАВО НА ВОПРОС ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРАВО НА ОТВЕТ
ХОД ЗА КАРПОВЫМ
ЗА КУРТОМ ВСЕ ЕЩЕ УХОДЯТ…
ДМИТРИЙ МАЛИКОВ. Кумир
МММ: “АМЭН КАТАКТЫЦ МАЯГ”
МИХАИЛ КОЗАКОВ – ЕВРЕЙСКИЙ СЫН, ОТЕЦ ЕВРЕЯ
КУПИ СЕБЕ НЕМНОГО СТРЕЙЗАНД
КАК СТАРУХА ПРОДАВАЛА ТЫКВУ
СКОМОРОХИ
НЕВЕЗУЧИЕ ЗВЕЗДЫ
МУСОР НА ВЕС ЗОЛОТА
НОВАЯ ЖИЗНЬ ТРУПА
НАОМИ КЭМПБЕЛЛ, ВОЗМОЖНО, СТАНЕТ ГЛАВНОЙ ЗВЕЗДОЙ ФЕСТИВАЛЯ НА КАНАРАХ
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ МЕРКЬЮРИ
Этикет. Улица и транспорт
“ОБЛАКО В ШТАНАХ”
Политические букашки и коммерческие клопы. Схватка под ковром
БАРИ АЛИБАСОВ. Хит-парад
Тройка, семерка, туз
СЕРГЕЙ ЛЕМОХ. ТВ-парад
“ЖИВАЯ ВОДА”, ЖИВЫЕ МИФЫ
ОЧУМЕЛОВ-2


««« »»»