Любовь и паровозы

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

'Край'23-го сентября выходит в прокат новая киноработа Алексея Учителя «Край». Фильм относится к новому поколению «наших» фильмов, которые явно стремятся взять лучшее от западного кино (спецэффекты, каскадерские трюки, напряженный экшн) и при этом оставить что-то исключительно родное, российское. С технической стороной дела все хорошо – красивые кадры и эффектные заставки отлично получаются, напряженность натуральная. Но вот с загадочной русской душой… Увы. Возникает такое ощущение, что вся территория России населена исключительно зеками и медведями.
КрайВремя, конечно, тяжелое было – расцвет послевоенного сталинизма, место действия – таежная станция, где единственное занятие для мужчин и женщин – лес валить, питание государственной похлебкой, а из массовых развлечений только баня и водка. Понятно, что выживать в таких условиях могут только сильные люди с притупившимися чувствами и разумом, но все ж таки… Не хватает им благородства. Словарного запаса тоже сильно не хватает, почему собственно главный герой Игнат (В. Машков) заменяет большую часть слов ударом в морду без предупреждения. Объяснять ему долго, и наверно, сложно… А так – раз и все поняли с кем имеют дело. В общем, грустно видеть на месте мудрого и справедливого Ильи Муромца этого контуженного параноика. Приехал человек работать по распределению. Тут же послал начальство куда подальше, устраивает свои порядки. Молча отобрал у машиниста Степана (В. Крикунов) паровоз, потом так же молча отобрал у него жену Софью (Ю. Пересильд). Герой, одним словом. Вспомнилась классическая фраза: «В СССР секса нет». Оказывается, секс как раз был, причем в самом худшем понимании этого слова, а любили мы только Сталина. Что-то тут недодумано, мне кажется. Если строить образ человека по газетным вырезкам, то теперь мы наверно все пьем пепси-колу, слушаем попсу и мечтаем о дорогих машинах.
пилорамы «Мурка»Теперь о том, что понравилось. Сам по себе сюжет очень интересный. Война хитро перепутала судьбы разных людей, которые в принципе не могли и не должны были встретиться. Молодая немка Эльза (Аньорка Штрехель) чудом спаслась от русских пуль, потеряв на той же станции «Край» всех родных и укрылась в тайге. Как она жила там четыре года в заброшенном паровозе, к сожалению осталось за кадром. Одичавшая девушка когда-то имела хорошее образование и мечтала стать инженером. Мечты эти давно пришлось похоронить под обломками советской технической мысли, покрывшимися мхом и ржавчиной. И тут, откуда ни возьмись, появляется Игнат – такой же дикарь, машинист, любитель паровозов и просто быстрой езды. Он говорит только по-русски, а она – только по-немецки, что не мешает им затеять совместный подвиг и буквально голыми руками сначала оживить вросший в землю паровоз, а потом достроить недостающую часть моста через реку. Все это, конечно, слишком сказочно и маловероятно, но красиво. Ничего не могу сказать. От летящего через реку паровоза осталась в восторге.
Хороший, хотя и мрачный юмор как-то оживляет картину, а музыка, написанная североирландским музыкантом Дэвидом Холмсом просто идеально вписалась в русскую обстановку. Любовь в фильме тоже есть, но немного условная, на втором плане. Основная кульминация – это, конечно, гонки на паровозах. Плохой паровоз – против хорошего. Черный дым – против белого. Очень эффектно. Финал тоже приятный и неожиданно романтичный. Русская песенка «Миленький ты мой» с немецким акцентом как-то примиряет всех со всеми и оставляет надежду на лучшее будущее.


Александра Лайт

Дизайнер, фотограф, журналист.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Странствующий металлист
Коротко
Песни не постарели
Король театра
Легенды снова вместе!
Вот такая история
Малиновская зализывает раны
Безобидные монстры
Криминальный треугольник


««« »»»