Странствующий металлист

Рубрики: [Шоу-биз]  

Андрей КОВАЛЕВРок-музыкант, автор стихов и песен, байкер, бизнесмен, ех-депутат Мосгордумы, музыкальный продюсер, организатор рок-фестивалей, борец с пиратством и фанерой, все это – Андрей КОВАЛЕВ.

Лидер группы Пилигримрассказал корреспонденту МПоб истории своего музыкального коллектива, о своих разнообразных творческих экспериментах и о предстоящем концерте в поддержку нового альбома Марта.

Вы играли в группе “Пилигрим” еще в студенческие годы. Сохранились какие-нибудь записи тех времен?

– Нет, от того вокально-инструментального ансамбля “Пилигрим” ничего не осталось. Я был в том коллективе бас-гитаристом, а исполняли мы все больше музыку “Deep Purple”. Обновленному “Пилигриму” скоро исполнится пять лет, и мы готовим по этому случаю большой концерт. Была идея выступить старым составом, но я никого не смог отыскать, кроме гитариста, с которым мы все эти годы поддерживали отношения. Я попробовал было сам сыграть на бас-гитаре, но понял, что навыки утрачены навеки и восстановлению не подлежат…

5P3K8991

– Кто придумал название группы?

– Даже не знаю – я ведь тогда пришел в действующий ВИА. Наша собственная группа называлась “Крылья гнева”, позднее “Русь”. Практически на каждом фестивале у нас было новое имя, и так продолжалось до тех пор, пока я случайно не встретил того самого гитариста, который и предложил нам вернуть старое название “Пилигрим”. И я в этот же день написал песню “Пилигрим”.

Где-то через полгода зашел в интернет и обнаружил, что “Пилигримов” очень много. В одном “Пилигриме” играл Цой, из другого выросла группа “Ариэль”, а еще есть “Пилигрим”, который играет хасидский рок в Питере… И это все, не считая наших “тезок” в Белоруссии, в Украине, в Италии. Короче, помимо нашего, я насчитал около 20 “Пилигримов”, с которыми мы вполне мирно уживаемся.

– Вы перепробовали много музыкальных стилей…

– И продолжаю пробовать.

– …а почему именно “метал” стал для вас основным?

– Из-за энергетики. Я ведь начинал как исполнитель лирических песен – “Неба синь”, “Соль, текила, ломтик лайма”, дуэт с Дианой Гурцкая “Девять месяцев”. Но в какой-то момент принес ребятам очередную новую песню, а они послушали и предложили мне сделать ее “потяжелее”. Я согласился. Получилось неплохо, и мы записали еще шесть вещей в новой стилистике. Потом решили попробовать исполнить их на концерте. Я позвонил Хирургу, лидеру «Ночных волков» (первый в СССР и в России байкерский клуб. – Прим. ред.), и предложил ему, чтобы мы выступили на фестивале «Байк-шоу» в Пушкино. Он сказал: «Без проблем!». Порепетировали и спели нашу первую “тяжелую” песню “Русь”. Там такое творилось! Это был разительный контраст по сравнению с тем, к чему я привык. Ведь когда я исполнял лирику, зрители слушали, хлопали, цветочки дарили – все было культурно… А тут такая энергетика! И меня зацепило. В результате я становился все “тяжелее” и “тяжелее”, пока совсем не отошел от лирических песен. Кстати, наш новый альбом “Марта” – это, отчасти, возвращение к старым корням.

5P3K6731

– А какую музыку вы сами слушаете?

– Моя любимая группа “Metallica”, ее я слушаю постоянно. Но в целом мне интересны все новые альбомы в жанре хэви-метал, например, “Iron Maiden”, “Slipknot”, “Мастер”.

– Тяжело быть металлистом, бизнесменом и политиком одновременно?

– У меня действительно есть бизнес, который позволяет мне быть независимым. Поскольку он меня кормит, мне не надо подделываться под чьи-то вкусы, делать что-либо на потребу публике, играть на корпоративах. В творчестве я делаю только то, что хочу, играю ту музыку, которая мне нравится.

И я, конечно, не политик, хотя пробовал им стать. В бытность депутатом получил однажды такое письмо: “Андрей, мы вас тогда будем уважать и считать настоящим металлистом, когда вы уйдете из депутатов!”. Я ответил: “Ну хорошо, я уйду из депутатов…”. И написал в ответном письме, как в свое время помог одному очень известному гитаристу, который попал в непростую ситуацию и был осужден. К тому музыканту отнеслись крайне несправедливо, назначили чересчур жестокое наказание, а мне, как депутату, удалось серьезно улучшить условия его содержания. И подобных примеров было много – я в полной мере использовал возможности, которые дает “корочка”. Через некоторое время снова получаю письмо: “Действительно прикольно – депутат и наш брат металлист…”. Но политика – не мое.

IMG_2207

– Про “Пилигрим” ходят самые разные слухи. Например, говорят, что тур группы 2008 года был частью предвыборной компании Медведева, и что партия власти “заказывает” вам песни…

– Это забавная история. Действительно наш тур в поддержку альбома “Слава России” частично совпал с предвыборной компанией Медведева, и некоторые журналисты “догадались”, что мы проводим концерты в его поддержку. Только они почему-то не заметили, что когда Медведева уже избрали, наш тур все еще продолжался…

Легенд подобного рода про нас ходит много. Я сам читал в газете Daily Telegraph, что мы – любимая группа Путина. Говорили даже, что я то ли украл бюджетные деньги и создал на них “Пилигрим”, то ли получил их от “Единой России” в обмен на пиар-услуги. Только ни на наших афишах, ни на концертах не было ни слова про “Единую Россию”… В моих песнях нет и никогда не было никакой государственной политики.

– В клипах группы “Пилигрим” постоянно мелькают зарубежные звезды – Памела Андерсон, Дольф Лундгрен. Вы даже записали совместную песню с популярной финской группой Apocalyptica. Как складывалось сотрудничество с западными коллегами?

_AVR_4274

– С Памелой Андерсон я дружу давно. Даже песню написал о ней, раскрыв историю наших отношений. Последние две строчки там такие: “Если ты не вернешься в Москву, изменю тебе с Леди Гага”. Памела дважды была замужем, но ни разу не надевала подвенечное платье, и у нее не было ни одной настоящей свадьбы. Поэтому, когда она узнала, что ей предлагают сняться в свадебном платье – сразу согласилась поучаствовать. Кроме того, ей понравилась наша песня “Рев моторов”.

А Дольф Лундгрен сам на меня вышел. Позвонил, рассказал, что он снимает фильм “Command Performance” и хочет, чтобы мы там сыграли самих себя. Он выбрал одну из наших песен, которую мы и исполнили в фильме. Там по сюжету на музыкальном фестивале террористы захватили заложников, в числе которых оказался президент России – он в картине стреляет по бандитам из автомата… А свой клип мы сделали уже после съемок на основе кадров из фильма.

С Apocalyptica все было иначе: в песню “Иуда”, которую мы написали для нашего второго альбома, был изначально заложен струнный квартет. И мы сами обратились к Apocalyptica с предложением о сотрудничестве. Написали им письмо и в ответ вполне могли получить отказ или не получить никакого ответа вовсе. Но они отозвались, написали, что песня им понравилась, даже прислали огромное количество вариантов аранжировки! Я со временем понял, что чем большей звездой является артист, тем проще он в жизни. А самые “крутые” и “пафосные” – это выпускники “фабрики звезд” сразу после ее окончания.

– Группа “Пилигрим” знаменита своими клипами. Собираетесь снимать новые?

– Да, сейчас мы готовим сразу четыре новых клипа. Один из них – мультик 3D на песню “Лети”. Александр Солоха, наш режиссер, недавно показал мне маленький фрагмент этого мультика, и я был в шоке! Теперь думаю, что надо снимать полнометражный мультфильм, и я даже участвую в написании сценария. Действие разворачивается в XVIII веке, я главный персонаж – изобретатель. У меня будет паровой синтезатор и электрогитара, которая работает от белки в колесе. Саша очень креативный, творческий человек, и я рад, что наше сотрудничество с ним продолжится.

А еще мы сняли новый клип на песню “Марта”, где все такие яркие, кислотные, броские, молодежные… Можно ругать нашу музыку, вокал – но, скажу без ложной скромности, клипы у нас классные. Есть такой международный фестиваль Wacken – крупнейший мировой фестиваль тяжелой музыки, так вот у них на сайте постоянно идет голосование и публикуется рейтинг лучших клипов в нашем жанре. И там в первой двадцатке порядка восьми клипов группы “Пилигрим”.

lund1

– Вы известный противник фонограммы. Чем вам так не нравится “фанера”?

– Мне “фанера” параллельна: я всегда пою и буду петь вживую. Но если не поднимать эту тему, то болото российского шоу-бизнеса нас всех поглотит, и там не останется места для хороших молодых артистов. Кроме того, “фанерные” концерты портят зрителя. Люди привыкают к ровному и плоскому звучанию. И когда слышат живой звук, он уже кажется им чем-то неприятным.

Я не понимаю музыкантов, которые выступают под фонограмму – какое может быть удовольствие от этого! Когда идет запись на телевидении или съемки клипа, всем приходится петь под “фанеру”, но для меня это мучение. Ведь каждый день разное настроение и петь хочется по-разному. Ноты не меняются, но ритмически всегда можно что-то поменять, акценты по-другому расставить. Поэтому на концерте песня всегда звучит по-новому. Именно от этой новизны получаешь огромное удовольствие. А какой смысл выходить и просто открывать рот? Это неуважение не только по отношению к зрителям, но и по отношению к себе. Некоторые находят отговорки, жалуются на отсутствие технических условий. Но необходимая аппаратура уже есть везде, даже в глухой деревне. И чтобы спеть “под минус”, не нужны гитарные комбики, барабанные установки, подзвучки – нужна ровно такая же аппаратура, как и “под плюс”.

– В бытность депутатом, удалось ли вам изменить законодательство?

– Мы собирались ввести новый закон о фонограмме, но оказалось, что он уже давно существует, просто не соблюдается. В законе о защите прав потребителя есть действующая статья, в которой четко написано, что в случае использования фонограммы на концерте зрителей – то есть потребителей – должны заранее уведомить. Но как именно уведомить, не написано, нет четкого механизма оповещения. Не понятно, какого размера должны быть буквы на билете, сколько секунд должно отводиться этому в рекламе на телевидении. Вы хоть раз видели, чтобы на афише что-то писали про фонограмму? И не увидите. Никто этого не пишет. Но мы все же добились некоторых успехов: вышло постановление Лужкова, в котором говорится, что все московские концерты с использованием бюджетных средств должны проводиться только с использованием живого звука. Правда, московское постановление тоже не соблюдается, никто ведь не проверяет… А если бы проверяли, все бы работало. Российское Авторское Агентство, например, очень жестко следит за исполнением законодательства. Попробуйте провести концерт, не отчислив деньги РАО! Ничего не выйдет: все закроют, опечатают, будет колоссальная головная боль. Поэтому все отчисляют 5% от сбора с билетов РАО. И если бы хоть один раз организаторов “фанерного” концерта оштрафовали на всю сумму выручки или арестовали бы аппаратуру, которую используют для незаконного предпринимательства, проблема была бы решена. И не надо никаких новых законов – два, три случая исполнения старого, и “фанеры” бы в стране не стало, она бы умерла сама. Почему в Америке или в Германии никто не поет под фонограмму? Потому что, если кто-то и рискнет, то ко всему прочему он станет объектом жесточайших насмешек – западная пресса размазывает таких исполнителей по стенке. А у нас все не так.

– Некоторые музыканты утверждают, что не могут петь вживую, потому что много двигаются на сцене…

5P3K9746

– Это отговорки. Был известный случай с Мадонной и Элтоном Джоном: сэр Джон прислал поп-королеве письмо, в котором осудил ее за пение под “фанеру”. Она ответила, что, мол, много танцует, а потому использует в некоторых песнях фонограмму. Тогда сер Джон ответил ей, что деньги-то зрители платят не за то, чтобы посмотреть, как она танцует, а за то, чтобы послушать, как она поет! Солист группы Iron Maiden такое вытворяет на сцене – бегает, прыгает, и при этом поет. Я тоже тренируюсь, регулярно пою на беговой дорожке. Поэтому, если исполнитель хочет петь вживую, то он может и танцевать, и прыгать. Но если ему лень возиться или вокальные данные не позволяют, тогда остается фонограмма. Не секрет, что фонограмма зачастую несобственная – всем известно, например, что солисты группы Hi-Fi пели голосами музыкального продюсера и композитора…

– Вы еще борец и с пиратством. А вашу группу “Пилигрим” пиратируют?

– К счастью, да! Мне периодически присылают с разных концов страны фотографии наших сборников, которые мы никогда не издавали. Для меня это свидетельство популярности. Но в целом пиратство – серьезная проблема. Законы, опять же, есть, и милиция может эффективно бороться с этим злом, но получается это только в Питере да в Новосибирске, где есть энтузиасты. Поэтому там пиратской продукции продается гораздо меньше, чем в других городах, а в Москве уровень пиратства просто зашкаливает.

Все знают, что лицензионное DVD может появиться только через три недели после выхода фильма на экран. Все, что вышло до того – пиратство. Но такие диски открыто продаются. Когда на одном диске сразу пять фильмов, тоже ясно, что это нелицензионный диск. А лотки с такой продукцией стоят и у здания ФСБ, и у здания мэрии… Это безобразие. Поэтому я не раз подходил к таким развалам и ломал диски, то есть физически уничтожал продукцию. Все говорят: такая страшная мафия всем этим заправляет! Какая мафия?! Они стояли и краснели! Хоть бы кто-нибудь подошел, остановил меня…

– Музыка приносит вам доход?

5P3K5524

– Очень маленький. В нашем жанре много не заработаешь. Есть два очевидных лидера, которые могут давать концерты в “Олимпийском”, – это “Кипелов” и “Алиса”. Менее известные группы способны обеспечить себе финансовую самостоятельность, но в очень малых масштабах. В основном же музыканты вынуждены работать продавцами, грузчиками, заниматься мелким бизнесом, чтобы играть в группе. Заработать на жизнь этой музыкой в России невозможно. В Англии, Финляндии или Америке можно, у нас нет.

– Вы – организатор крупных рок-фестивалей “Слава России” и фестиваля молодых исполнителей тяжелой музыки “На взлет”. Почему вы начали этим заниматься?

– Такие фестивали очень нужны. Это дает возможность хорошим, но мало известным группам выступать на больших площадках. Чтобы пришло много народу, вход должен быть бесплатным. У нас тяжелую музыку слушают дети не самых богатых родителей, для которых 500 рублей – приличные деньги, а на наш фестиваль они могут прийти бесплатно. Таких концертов мы провели довольно много, и каждый из них был настоящим праздником, большой радостью и для музыкантов, и для зрителей.

Сейчас выход на сцену молодым группам практически закрыт. Если хочешь выступить в клубе, надо платить аренду или выкупить 100 билетов. Денег нет – выступать негде. Мне со всей страны пишут молодые музыканты, просят помочь им выступить в Москве, но единственный способ – это принять участие в нашем фестивале “На взлет”. Сейчас мы проводим ребрендинг этого фестиваля. Кроме того, мы открыли пять бесплатных репетиционных баз для молодых исполнителей.

– А как проводится отбор?

5P3K4990

– Есть жюри – ребята, которые любят тяжелую музыку, некоторые сами играют. Я тоже принимаю участие в отборе и получаю колоссальное удовольствие от этого процесса.

– Кого вам удалось вырастить?

– Например, группу Maniac Depression, которая стала победителем фестиваля «На взлет». Теперь она очень популярна. Но в нашем жанре тяжелой музыки не так много всем известных музыкантов. Если спросить случайного прохожего, то он скорее всего вспомнит «Кипелова», «Арию» или «Алису». А дальше – зона неизвестности. Есть и парадоксы – существуют группы, которые регулярно выступают на Западе, но про которые здесь вообще никто не слышал.

– Как появилась идея объединить “Пилигрим” и рэперов?

– Наше сотрудничество началось неожиданно – с предложения Лигалайза записать совместную песню. Мы пошли на этот эксперимент и вдруг – хотя трек был выложен только в интернете – мне начали писать другие рэп-музыканты, предлагая сделать совместную запись. Мы записали несколько таких треков, получилось, на мой взгляд, неплохо. Возникла идея сделать отдельный диск “Пилигрим ХХХ” (Хэви хип хоп), и этот альбом мы выпустим в апреле. Туда войдет шесть треков, которые запишут молодые рэперы – их выберут на конкурсной основе. Несколько песен будут сделаны с именитыми российскими рэперами, несколько мы сделаем сами, а две композиции запишем с американцами. Ищем сейчас молодого талантливого рэпера, который вошел бы в состав группы.

Самое интересное в музыке – это сочетание разных стилей. Чистый олдскульный хэви-метал уже не так интересен, время другое, сейчас не 90-е годы. Надо постоянно искать что-то новое, а рэп на данный момент является прогрессивным музыкальным течением, и я чувствую интерес аудитории к нашему новому альбому. Конечно, на чисто “металлических” сайтах наше сотрудничество с рэперами многие осуждают, зато со стороны самих рэперов идет позитив, им нравится. Они привыкли петь под свои однообразные дорожки, а тут живая группа, да еще с одними из лучших музыкантов в стране…

– Расскажите про новый альбом группы “Пилигрим”?

– Наш двойной альбом “Марта” выйдет 25 декабря, в нем примерно 27 треков. Первый диск – это лирические баллады, второй – тяжелая музыка. Туда войдет восемь песен, которые ранее исполнялись только на концертах, студийной записи не было. Поклонники группы давно просили меня записать эти хиты в хорошем качестве. В сборник также войдет песня памяти Егора Летова, творчество которого я всегда любил. Недавно был день его рождения, и мы сделали клип, где группы “Пилигрим” нет – в кадре только фотографии Егора и видео с ним.

А еще в альбом “Марта” войдут несколько треков, которые мы записали с Log Dog. Этот парень пишет классные тексты, ритмически очень интересные, да и видит он мир по-другому. И мне очень нравится сочетание мелодизма группы “Пилигрим” с его необычными текстами. Недавно была презентация нового альбома Log Dog. Мы сыграли там две совместные песни и одну собственную “Сумерки”. Я был очень тронут тем, как поклонники Log Dog тепло приняли группу “Пилигрим”.

Мы также готовим подарочное издание альбома, куда войдет большой буклет, отдельный третий диск с “минусами”, чтобы люди могли попеть у себя дома караоке, а также DVD со всеми клипами группы (в том числе и новыми), и с фрагментами наших концертов. Презентация альбома состоится в клубе “Пiпл”, где по этому случаю выступят все составы группы “Пилигрим”. Будет много сюрпризов, гостей, конкурсов и призов. Короче, это будет не просто концерт, а большое музыкальное событие.

– Вы следите за тем, что пишут о вас в сети?

– Да, и я всегда сам отвечаю на форумах и в социальных сетях. Сетевое общение мне безумно нравится, несмотря на то, что некоторые нас не любят. Но подавляющее большинство настроено позитивно. Как правило, люди пишут слова благодарности типа “Андрей, спасибо вам за ваши песни”. И для меня счастье, что моя музыка востребована. Я никогда не поверю, что артисту все равно, нравится аудитории его творчество или нет. Когда я написал свою первую песню, “Горькое счастье” (она тоже войдет в альбом “Марта”), я остро почувствовал, что очень хочу, чтобы нашлись люди, пусть их будет немного, которым будет близко то, что я делаю. И сейчас я с радостью вижу, что таких людей становится все больше и больше.

Беседовала Мария РАЗЛОГОВА.


Мария Разлогова


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Песни не постарели
Король театра
Легенды снова вместе!
Вот такая история
Малиновская зализывает раны
Безобидные монстры
Криминальный треугольник
Любовь и паровозы


««« »»»