…УТВЕРДИЛИ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ

9 апреля 1998 г. состоялось заседание совета директоров нефтяной компании «Роснефть». Среди десятка вопросов на нем должно было обсуждаться и представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об устранении нарушений законодательства о сохранности государственной собственности». Оно подготовлено и направлено руководству компании по результатам проверки фактов незаконного использования средств «Роснефти» ее бывшими руководителями для улучшения своих квартирных и дачных условий.

Об этой истории «Новый Взгляд» писал еще в ноябре – декабре минувшего года. Тогда наши публикации, а также публикации «Новых известий» и «Делового мира» вызвали неудовольствие председателя совета директоров «Роснефти» Александра Путилова и члена этого совета, в ту пору первого заместителя министра топлива и энергетики Виктора Отта. Они даже заявляли о намерениях подать в суд на издания и журналистов, и только благодаря принципиальной позиции президента компании Юрия Беспалова эти намерения так и не были реализованы.

Публикации в средствах массовой информации привлекли внимание Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая решила провести проверку приведенных в них фактов. Проверка, начавшаяся в январе 1998 г., завершилась в конце февраля, а подготовленное по результатам ее представление было направлено во все заинтересованные инстанции, включая «Роснефть».

Основной вывод, сделанный Генеральной прокуратурой, – средства на строительство дач и покупку квартир в 1995 – 1996 гг. для группы руководящих работников «Роснефти» израсходованы незаконно. Поскольку компания была и пока остается в полной собственности государства, жилищный и дачный фонд, приобретенный и построенный на деньги компании, по закону является частью федеральной государственной собственности и не может быть отчужден без ведома и согласия полномочного представителя государства – ранее Государственного комитета по управлению государственным имуществом, ныне Мингосимущества России. Такое согласие у государства испрошено не было, чем, по заключению прокуратуры, нарушен п.15 постановления Верховного Совета Российской федерации от 27 декабря 1991 г. о разграничении государственной собственности на федеральную, собственность субъектов Федерации и муниципальную.

Да что там Госкомимущество – решение о выделении средств на покупку квартир, выделении руководителям компании суперльготных беспроцентных кредитов (со сроком погашения в 20 лет, начиная с 2001 года) и продаже построенных за счет компании дач принимало только правление «Роснефти», возглавляемое в ту пору Александром Путиловым. А по уставу компании такие решение обязательно должны утверждаться советом директоров. Так что, отмечает прокуратура, нарушен и устав компании.

Хотя в представлении Генпрокуратуры это не отмечено, подчеркнем: нарушены и нормы распределения, и предоставления жилья. Ведь никто из улучшивших свои жилищные условия по действующим в Москве правилам и нормам не имел никаких законных прав на это. Какие, например, основания для получения за счет компании новой квартиры были у ее бывшего вице-президента Виктора Отта, если он имел с семьей на трех человек трехкомнатную квартиру общей площадью 109 кв. метров в доме улучшенной планировки? Квартира эта была подарена ему предшественником «Роснефти» – государственным концерном «Роснефтегаз» и осталась в его собственности даже после того, как за счет «Роснефти» Отту были приобретены трех- и двухкомнатная квартиры в спецдоме по Скаковой улице. Вот так и жил он до марта 1997 г. в трех квартирах – собственной по адресу: 1-й Тружеников переулок (в марте она была продана) и двух соединенных на Скаковой площадью 191 кв. метр.

Конечно, в среде «новых русских» можно встретить и не такое. Но ведь это в мире частных компаний, обладающих самостоятельностью в расходовании своих доходов (естественно, после того, как заплатят налоги государству). А ведь «Роснефть» – это государственная компания. И по стандартам «новых русских» начал жить не частный собственник, а наемный служащий государства, первый замминистра топлива и энергетики, а ныне – исполняющий обязанности министра. Как такое объяснить, допустим, шахтерам или энергетикам, месяцами не получающим зарплату, – работникам той самой отрасли, которую сегодня возглавляет г-н Отт? Или московским очередникам, десятилетиями ждущих самую обычную квартиру?

Формально все эти шикарные квартиры и дачи чиновники «Роснефти» покупали у компании. Но фактически… Оплата квартир осуществлялась за счет льготного беспроцентного кредита на условиях, которые ни одни банк не предложит. А за дачные особняки, по заключению прокуратуры, их нынешние собственники заплатили государственной компании, а в ее лице – государству в два-три раза меньше, чем они в действительности стоят. В итоге, улучшая свои жилищные и дачные условия, бывшие руководители «Роснефти» нанесли компании ущерб на сумму 955 млрд. неденоминированных рублей. А это без малого одна пятая всех нынешних долгов «Роснефти».

Генеральная прокуратура потребовала от нового руководства компании принять меры по возмещению ущерба, а для этого прежде всего вынести представление об устранении нарушений законодательства о сохранности государственной собственности на рассмотрение совета директоров «Роснефти». А также – дать ответ до 25 марта 1998 года. Президент компании Юрий Беспалов, пользуясь своими уставными правами, попытался созвать для этого внеочередное заседание. Однако вначале это заседание дважды переносилось председателем совета директоров Александром Путиловым, на третий раз вдруг не оказалось кворума и вопрос был включен в повестку дня на 9 апреля.

В этот день совет директоров задним числом… утвердил все ранее принятые решения правления по квартирно-дачным делам. И таким образом, якобы снял один из пунктов представления Генеральной прокуратуры. Ведь юридические последствия этого решения ничтожны – обратной силы оно не имеет и не может иметь. К тому же, в силе остается главная претензия – п.15 упоминавшегося постановления Верховного Совета России от декабря 1991 года.

Зачем же понадобилось принимать это по сути бессмысленное решение? Скорее всего, потому что не хочется возмещать ущерб – это ведь десятки и сотни миллионов старых, неденоминированных рублей. Да и возвращать их, наверное, непросто. Ведь тот же Виктор Отт вернул причитавшиеся с него неполные два миллиарда рублей только после неоднократных напоминаний, воспользовавшись в течение 11 месяцев беспроцентным кредитом компании. Если с этой суммы платить нормальные проценты, то «Роснефти» должно причитаться около 800 млн. рублей…

И все же, видимо, главная причина в другом: признавать правоту прокуратуры не хотелось именно сейчас, накануне принятия решений о составе правительства. Ведь сегодня Виктор Отт исполняет обязанности министра топлива и энергетики. И, видимо, его бывшие сослуживцы надеются, что останется им без приставки «и.о.». Тут напоминание о квартирных и дачных историях крайне нежелательно – не спугнуть бы шанс.

Г-на Отта назначил и.о. министра кандидат в премьеры Сергей Кириенко. Похоже, это его первая кадровая ошибка. Все, кому Сергей Кириенко симпатичен, надеются, что ошибка эта случайная. И что Кириенко не будет на ней настаивать.

Евгений СЫРОМЯТНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗНАКОМЫЕ ИЗ СУБТРОПИКОВ
БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ: ЛИСТЬЕВА УБИЛ КОРЖАКОВ
ТРЕВОГИ ГРЯДУЩЕГО ВЕКА
ГОРОД – В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ?
ПЕСНЯ ДЭНА МЕРФИ В ПОРНОФИЛЬМЕ ПАМЕЛЫ АНДЕРСОН
ГАГАРИН И ГОТИЛОВ
ДВАЖДЫ ПЛАТИНОВЫЙ АЛЬБОМ МАДОННЫ
ФРАЗОЧКИ от Владимира МАЛЕШИНА из Мытищ
МОТИВЧИК ДЛЯ ЕВРОВИДЕНИЯ
АНАСТАСИЯ: Я НЕ ТЕРПЛЮ ЛЖИ
УИТНИ ХЬЮСТОН ПОЛЬЩЕНА
О Никасе
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЗАГОВОР
Никас
ЖАЖДУЩИЙ НИКАС


««« »»»