Задним умом

Выбор американских киноакадемиков на недавно прошедшей церемонии «Оскара» с блеском подтвердил диагноз, который я поставил современному кинопроцессу около 20 лет назад – с момента самораспада социализма в мировом кино победили идеология и эстетика социалистического реализма. Триумф программно социального кино был очевиден. Монтаж голливудской киноклассики, которую у нас называли «критическим реализмом», не случайно предшествовал появлению в сцене Президента Американской киноакадемии Сида Гэниса.

А победителем в главной категории «лучший фильм» неожиданно для большинства наблюдателей стал малобюджетный фильм «Столкновение» о расовых конфликтах в США. Какой-то наш критик не без оснований посетовал, что работа эта несколько старомодна, что то же самое – только лучше – давно уже делал чернокожий гений Снайк Ли, не принятый истеблишментом и обделенный «Оскарами». Но теперь академики задним умом осознали его величие…

Так случилось, что накануне прямой телевизионной трансляции «оскаровской церемонии» из Лос-Анджелеса я смотрел отечественную документальную картину «Мир после Освенцима», созданную по заказу «Всемирного фонда памяти холокоста» и посвященную Международному форуму «Жизнь народу моему», прошедшему в январе 2005 года в Кракове. В нем принимали участие главы многих государств, в том числе и Владимир Владимирович Путин. Позднее (опять-таки задним умом) я понял, что лента эта и ее авторы и вдохновители вполне могли найти достойное место на голливудской церемонии. Картина по замыслу, безусловно, благородна. Она напоминает человеку (и человечеству) о чудовищных преступлениях германского фашизма, о том, к чему ведет сознательная политика геноцида. Бабий Яр и Освенцим соединяются в эпической фреске уничтожения миллионов людей. Голоса выживших свидетелей звучат не менее ярко и убедительно, чем выступления глав государств и правительств. Невзирая на некоторую помпезность и тавтологию дикторского текста кадры хроники производят неизгладимое впечатление.

Конечно, «Мир после Освенцима» – далеко не первый фильм, сталкивающий между собой мирную повседневность дня сегодняшнего с катастрофами недавнего прошлого, которые так хотелось бы забыть. Да и многие документальные кадры (в частности, горы трупов, эпизоды освобождения узников Освенцима Красной армией, и др.) были известны ранее и переходили из фильма в фильм, начиная с первопроходческой ленты Алена Ренэ «Ночь и туман», созданной еще в середине 50-х годов минувшего века.

И тогда и сейчас остается открытым вопрос: «Почему мы сильны задним умом и где мы были раньше, когда большинство современников не могло поверить, что такое возможно?».

Ведь и сегодня на планете продолжает литься кровь невинных и творятся неописуемые безобразия, по жестокости и бесчеловечности не уступающие печально знаменитым предшественникам. И речь идет не о вылазках террористов, а о сознательной государственной политике (в той же Руанде, например), вдохновляющей население на уничтожение «чужих» – другого племени, вероисповедания или достатка. Экран кино и ТВ регулярно показывает нам подобные сюжеты, но они воспринимаются как зрелище, как нечто, происходящее… «где-то там», чуть ли не в воображении.

Авторов нашего фильма о концлагерях и организаторов и вдохновителей голливудской церемонии парадоксально сближает стремление достучаться до нас с вами, увлеченных погоней за богатством и наслаждениями, и напомнить о подлинной иерархии, где человеческая жизнь, ее назначение и смысл самоценны и абсолютны, как абсолютно злодейство тех, кто сознательно обрекает на смерть целые народы.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №09 (405) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Оттянутая пружина
Парадный вход
Билан едет в Афины
DVD-обзор
Паркер-07-2006
Встреча была прекрасной


««« »»»