Территория хаоса

Рубрики: [Кино]  [ММКФ]  [Рецензия]  

ОрлеанОдной из главных российских премьер 37-ого ММКФ по праву можно считать новую картину Андрея Прошкина «Орлеан». Работа обладателя статуэтки серебряного «Святого Георгия» за предыдущий фильм «Орда», заслуживает внимания по причине амбициозности попытки воплотить на экране гротескную фантасмагорию, созданную на страницах одноименного романа Юрия Арабова, что стало продолжением сотрудничества двух крупных талантов современного российского кинематографа, да еще и при поддержке сильнейшего актерского состава. Финальный результат этой коллаборации лучше всего охарактеризовать как неоднозначный: при всей оригинальности и необычности, фильм однако страдает от прямолинейности и несбалансированности.Место действия – вымышленный городок Орлеан (хотя у него существует прототип где-то в алтайских степях). В нем живет простая парикмахерша Лидка (Елена Лядова), живущая с раздражающим ее сыном и отбивающаяся на работе от романтически настроенного юноши Игоря (Павел Табаков). Она лежит в больнице после аборта, сделанного врачом-циником Рудиком (Олег Ягодин), который вполне мог бы быть отцом этого ребенка. Для Рудика демонстративно единственно важным в жизни является именно обольщение противоположного пола, нередко прямо во время приема, которые нередко случаются прямо у него в квартире. Не смущает его даже наличие в соседствующей комнате тяжелобольного отца, неспособного к самостоятельному выполнению даже простейших действий. Параллельно в городе следователь Неволин (Виталий Хаев) расследует убийство – главный подозреваемый циркач Борис Амаретто (Тимофей Трибунцев) , который под видом шоу-иллюзиона режет людей пополам на сцене по-настоящему. Но вся их жизнь начинает рушиться, когда в город прибывает загадочный экзекутор Павлючик А. Павлючек (Виктор Сухоруков), который неустанно напоминает героям о их прегрешениях и грозит неизбежной расправой.

«Орлеан» откровенно жанровая картина, совершенно не стесняющаяся своего происхождения. Фарс тут проглядывает едва ли не в каждой реплике. Но при всей своей внешней несерьезности, «Орлеан» кино морализаторское, назидательное, причем настолько, что в какой-то момент это стало причиной для разногласий с британской группой «The Tiger Lillies», чьи песни выступают тут основным саундтреком. Англичане в итоге потребовали указать в финальных титрах, что их мировоззренческая позиция с режиссерской не совпадает. Несмотря на, казалось бы, внешнюю близость творчества «The Tiger Lillies» к пронизывающей фильм эстетике вакхического абсурдизма и черного юмора, картина Прошкина демонстрирует мир людей, забывших или подавивших свою совесть, но при этом ее глас периодически в них просыпается, всегда оставляя таким образом надежду на искупление, в то время как  музыканты последовательно на протяжении двадцати пяти лет существования группы транслируют идею о мнимости любых норм, относительности морали и абсолютной свободы человека. Но важнее то, что музыка «The Tiger Lillies» легла на фильм исключительно удачно.

Орлеан это территория хаоса, где все пронизано грехом. Явление экзекутора словно пробуждает ото сна персонажей, утонувших в рутине ежедневного зла, которое давно уже никто не замечает. Единственный кому удается оставаться чистым, так это молодой парень Игорь, чьим движущим чувством является любовь, давно уже фактически нивелированное до исключительно плотского измерения другими персонажами. Лидка даже к собственному ребенку не испытывает ничего кроме раздражения, и сожалеет она скорее не о сделанных абортах, а об одном несделанном. Такое же пренебрежение к близким демонстрирует и Рудик, игнорирующий необходимость ухаживать за отцом и уже несколько лет откладывающий захоронение праха матери, находя время лишь для блуда. В каком-то смысле гиперболизированным воплощением их злодеяний является фокусник Борис, регулярно на радость публике умерщвляющий по человеку. Вроде бы вопиющий факт, на самом деле обыденность для жителей этого городка, каждый из которых ежедневно своими деяниями приносит ближним невыносимую боль. В таких условиях закон, представленный Неволиным, оказывается бессильным и, больше того, зараженным пороком и дискредитированным. Конечно, все их усилия в определенный момент сосредотачиваются на том, чтобы наконец избавиться от надоедливого экзекутора, но беда в том, что сам он является порождением их бессознательного. Состояние внутренней немоты, загоняющее героев в тупик нелепого, безыдейного существования, может разрешиться только через травматический опыт переосмысления себя, очищения и покаяния.

Отдельно необходимо подчеркнуть практически идеальную актёрскую игру всего ансамбля, создавшего целую плеяду ярких образов на экране. А вот реализацию сценария нельзя назвать безупречной, в какой-то момент эксцентрика «Орлеана» начинает утомлять и повторятся, хотя к финалу картина снова оживает. Сюжет дидактичен и прост, однако далеко не примитивен, а напротив, весьма точен и самодостаточен, успешно умещающий полемичные идеи в жанровых рамках, но все же его воплощение могло  быть более динамичным и изобретательным.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Хлебная точка
Радоваться всем аспектам бытия
Мацуев = музыкант
Анна Семенович, девушка с характером
Тотальная слежка
Невыносимая дорога


««« »»»