Невыносимая дорога

Рубрики: [Кино]  [ММКФ]  [Рецензия]  

ДорогаВ рамках конкурсной программы 37-ого Московского международного кинофестиваля была показана дебютная полнометражная работа выпускницы Ливанской академии изящных искусств Раны Салем  «Дорога». К сожалению, как для нее, так и для зрителей, фильм получился крайне разочаровывающим и невнятным.

Главная героиня Рана (Рана Салем) в один прекрасный день внезапно увольняется с работы. В чем причина такого резкого решения и общего депрессивного ее состояния остается неизвестным. Ее муж Ги (Ги Чартуни), успешно совмещающий роль фермера и модного бейрутского ди-джея,  чтобы развеяться предлагает супруге поездку в горы, удаленные деревни, в одной из которых прошло детство Ги. В пути они оба погружаются в смутные воспоминания о прошлом, которые, конечно же, тесно сплетаются с реальностью.

Примерно о том же сообщает и официальный синопсис картины, и, по сути дела, он ничего не упускает. В «Дороге» ничего кроме вышеописанного не происходит. Судя по всему, автор местами пыталась переизобрести то Джейлана, то всех на перебор известных иранских режиссеров. Но в результате представленное на экране действо выглядит просто унылой безмолвной тягомотиной, испытывающей зрителя на способности сопротивления ко сну. Три четверти времени фильма занимают сцены семейного быта и кадры потерянной Раны, молча глядящей в одну точку, сидящей/лежащей/стоящей (нужное подчеркнуть) в сменяющихся декорациях. Передать внутреннее состояние героини режиссеру совсем не удается, словно Рана Салем решила, что достаточно просто исключить из фильма любой намек на жизненность и максимально замедлить все происходящее, дабы реалистично и метко передать фрустрацию персонажей. В каком-то смысле она преуспевает, ибо не приуныть при просмотре «Дороги» категорически невозможно.

Странно смотрятся и флешбэки, отсылающие поочередно к умирающей матери Ги и счастливым годам Раны. В конечном счете, нельзя сказать, что они складываются в нечто цельное и осмысленное.  Какими-никакими координатами в пространстве фильма служат сначала сцена вечеринки, апофеозом которой становится выступление Ги,  потом секс супругов, затем их отъезд и нахождение сначала старой церкви, а потом и дома, кульминации достигают их воспоминания, Рана делится с мужем странным сном, в котором она остаётся одна посреди ночного шоссе в то время как навстречу к ней движется гора, а сзади настигает море. После Ги и Рана возвращаются в Бейрут вроде как частично разрешившие свой экзистенциальный кризис, но перечисленных событий на почти сто минут фильма банально мало, хотя, безусловно, дело не в количестве, а в качестве, так как режиссер не предлагает никакой метафизики или скрепившей бы фильм идеи.

Рана Салем оставляет зрителя наедине с голым скелетом своего замысла, не прикрытого даже, например, красивой картинкой пейзажей Ливана. Камера то и дело подергивается и как будто пытается подобрать хороший ракурс, но останавливается все время где то на полпути к этой цели, так что вопросы есть и к оператору Надин Саомоа. В итоге «Дорога» выглядит как вещь в себе, доступная для восприятия только самим автором в качестве, возможно, терапевтического опыта для нее, но невозможной и невыносимой для всех остальных.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Один комментарий

  • Лариса Лариса :

    Фильм оставил в душе недоумение и депрессивно-гнетущее впечатление. Много раз порывалась закончить просмотр, но останавливало надежда на какое-то осмысленное действие. К сожалению она не оправдалась. После рассказа героини своего сна (который наконец-то объяснил ее душевное состояние, думала, что сейчас будет какой-то прогресс ( действие, эмоции,объяснение, скандал, наконец)! Ничего не произошло. Фильм без слов, эмоций. Он не понятен зрителям. Работа оператора предполагает, что фильм снимал дилетант. В итого жалко времени и не оправданных надежд.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Хлебная точка
Радоваться всем аспектам бытия
Мацуев = музыкант
Анна Семенович, девушка с характером
Тотальная слежка
Территория хаоса


«««
»»»