«Игра в имитацию»: Машина или человек?

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Игра в имитациюЖдёте с нетерпением фильм, где Бенедикт Камбербэтч исполняет роль выдающегося человека, не похожего на других и, разумеется, исключительно гениального? Что ж, тогда «Игра в имитацию» режиссёра Мортена Тильдума может показаться весьма интересной.

Фильм рассказывает о британском математике и криптографе Алане Тьюринге, который взломал код немецкой шифровальной машины «Энигма» во время Второй мировой войны. Этот исторический персонаж представлен человеком крайне странным, если так можно выразиться. Обычно в фильмах таким персонажам симпатизируют, ведь их образ кинематографисты доносят до зрителей в довольно-таки приятной форме, выставляют их в крайнем случае не понятой никем жертвой обстоятельств, и люди невольно начинают находить в подобных героях всё больше и больше положительных черт, тогда как всё отрицательное уходит на второй план и скорее кажется милой странностью, чем невоспитанностью, грубостью или даже пугающим нервозом. Однако когда этим же зрителям приходится встречаться с людьми такого типа в реальности, то они отнюдь не вызывают положительных эмоций. Кто знает, потому ли это, что реальные люди не обладают необычной и запоминающейся внешностью Бенедикта Камбербэтча, или потому, что в реальности таких людей нельзя однозначно охарактеризовать, как гениальных, ведь их внутренние миры гораздо шире, нежели у выдуманных персонажей. Реальные люди рано или поздно в чём-то разочаровывают и не могут всю жизнь вести себя так, как этого от них ожидают остальные. Как бы то ни было, Алан Тьюринг, как герой данного фильма, создан для того, чтобы собирать зрительские симпатии. Создатели фильма не пытаются действовать намёками, они прямо рассказывают о том, что он чуть ли не один из умнейших людей на всём земном шаре, но в детстве над ним издевались за совершенно невинные вещи (например, юный Алан терпеть не мог смешения цветов овощей и старательно разделял морковь и горох на своей тарелке потому, что первая – рыжая, а второй – зелёный), а кроме всего прочего он ещё и далёк от многих человеческих слабостей и недостатков: юмор ему просто непонятен, со случайными незнакомками не флиртует, а в довершение ко всему мистическим образом осведомлён о секретном правительственном проекте, участники которого пытаются расшифровать код «Энигмы». Когда у него появляется идея поучаствовать в этом процессе, он ведёт себя довольно безразлично и даже грубо на собеседовании, не выглядя человеком, желающим заполучить конкретную должность. Принимают его, в конце концов, как раз благодаря этой его осведомлённости. На самом деле можно предположить, что это скорее насторожило бы правительство и военных, ведь откуда бы простому, пускай и весьма сообразительному математику, знать о государственных военных тайнах?

Во время поиска путей решения проблемы он встречает неодобрение и неприятие со стороны своих коллег, но в дальнейшем благодаря некой девушке Джоан Кларк, роль которой исполнила Кира Найтли, он учится находить с людьми общий язык и вызывать у них симпатию.

Название фильма отсылает к эмпирическому тесту Тьюринга, с помощью которого ученый пытался понять, способна ли машина к мышлению. Суть его состояла в том, что человек задаёт какие-либо вопросы другому человеку и компьютеру, а исходя из ответов определяет, с машиной или живым человеческим созданием он говорит. Разумеется, у этого теста есть философские предпосылки, однако в фильме они в конце концов начинают искажаться, и вот уже появляется вопрос: а человек ли Тьюринг или же он машина? Затрагиваются темы правильных и неправильных выборов в пользу спасения одной или, напротив, тысяч жизней, темы принесения в жертву других людей, распоряжения их жизнями без особого на то права и хладнокровности, которой эти действия должны были сопровождаться. Сразу же вспоминается звёздная роль Камбербэтча – Шерлок Холмс. Насчёт его человечности окружающие тоже имели множество сомнений. В исполнении этого актёра Шерлок Холмс и Алан Тьюринг имеют множество схожих черт. Если в самом начале сходство кажется чересчур точным, то по ходу фильма бросаются в глаза детали, отличающие более эмоциональную натуру Алана от образа Шерлока в одноимённом сериале BBC. Например, Шерлок мог запросто пошутить над Джоном Ватсоном и другими персонажами, тогда как Тьюринг совсем не понимает шуток и не склонен к юмору, как будто в него не встроена функция, предполагающая способность распознавать моменты и фразы, над которыми надобно смеяться.

В целом фильм кажется картиной стоящей и скрывающей в себе изрядную долю внятного смысла, но несколько затянутой и не рассказывающей ничего принципиально нового. Огромный акцент сделан на гомосексуальных наклонностях профессора за которые он поплатился химической кастрацией. Есть версия, что именно по этой причине Тьюринг и свел счеты с жизнью в 41 год. Впрочем, о достоверности биографических фактов из жизни Алана Тьюринга нам судить не приходится, учитывая, в какой строжайшей тайне держались дела, касающиеся секретной МИ-6, но фильм посмотреть можно.


Алиса Алейникова

Косплеер, блогер, ищущий смысл в каждом произведении кинематографа, студентка Высшей Школы Экономики с 2016, востоковед.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Дмитрию Маликову – 45
Коротко
Мат без мата
Демис Руссос о Греции & музыке
Пресыщенный Станислав Говорухин
Жуткая женщина в черном
Вечер Muse
Окей, поехали!
«Бабадук»: Это подавление страха
Витасу вернули водительские права
«Джон Уик»: Настоящая русская подлость


««« »»»