Демис Руссос о Греции & музыке

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

РуссоссЛегендарный греческий тенор ДЕМИС РУССОС скончался в одном из госпиталей Афин в ночь на воскресенье, 25 января. Первое сообщение о его кончине появилось 26 января – твит журналиста Никоса Алиагаса. Родственники певца вскоре подтвердили прессе информацию и объяснили, что просто не пожелали омрачать парламентские выборы, которые прошли в Греции 25 января, и поэтому не сообщили о смерти сразу. 12 марта 2015 года у Руссоса был запланирован концерт в Москве. Во время своего предыдущего визита в нашу столицу культовый исполнитель пообщался с ведущим программы «ПРАВДА-24» (канал «Москва 24») Евгением Додолевым. Предлагаем читателям «МП» текст этого интервью (полная версия на сайте www.newlookmedia.ru).

Джаз Vs блюз

– Рад видеть вас здесь, в Москве. По дороге я слушал кое-что, что сделано диджеем по имени Сирил (Кирилл) Руссос, вашим сыном. Это просто превосходная аранжировка вашей старой вещи «We Shall Dance».

– То есть, вы слышали ее, где?

– Я слышал это в сети. Могу вам продемонстрировать прямо сейчас.

– Ну, Сирил работал с некоторыми другими диджеями, его друзьями. Вы знаете, это особенный мир, мир диджеев. Они работали с некоторыми моими песнями. И они придумали очень интересные вещи. На самом деле, другие диджеи, также из Англии и Франции, были заинтересованы в работе с песнями, которые я написал. И это здорово.

Я имею в виду, что это еще раз является доказательством, что 60-70-ые были очень плодотворными десятилетиями. Поэтому, возможно, что нет на самом деле ничего нового в этих записях. Они берут старую тему, хорошую базу для того, чтобы добавить туда свое звучание. И это интересно, это хорошо, не только для меня, но и для всех артистов моего поколения.

– Говоря о поколениях, для моего поколения последний альбом (из трех) вашей группы «Дитя Афродиты» «666» 1972 года – это просто культовый альбом прогрессивного рока. Это просто потрясающая вещь.

– Да, «666» – это пророческий альбом. Посмотрите на то, что происходит вокруг сегодня, как раз это практически и происходит.

Вангелис (греч. Βαγγέλης, англ. Vangelis, полное имя Эвангелос Одиссеас Папафанасиу, (греч. Ευάγγελος Οδυσσέας Παπαθανασίου; 29 марта 1943, Волос) — греческий композитор, один из первых исполнителей электронной музыки, автор саундтреков ко многим известным фильмам.

Фашистский путч «чёрных полковников» (1967 г.) застал Вангелиса в Париже, где он со своими друзьями Демисом Руссосом и Лукасом Сидерасом учился в Сорбонне. Решение не возвращаться на родину было принято единогласно… Но оставшееся патриотами Греции трио решило вписать имя родной страны в историю музыки: так родилась новая группа, названная «Aphrodite’s Child» («Дитя Афродиты»). Вангелис взял на себя сочинение музыки и клавишный аккомпанемент, его голосистый друг Демис Руссос отвечал за вокал, а скромный Лукас ограничился ролью барабанщика. Первый же их сингл «Rain and Tears» («Дождь и слезы») принес им мировую популярность, и в дальнейшем все выпускаемые синглы на протяжении трёх лет неизменно занимали первое место в европейских чартах.

В 1971 году, увеличив инструментальные возможности включением в состав гитариста и ударника Силвера Кулуриса, они с явным лидерством Вангелиса записали на двойной альбом электронную ораторию «666 — Apocalypse of John». После выхода этого альбома друзья решают разойтись.

Следующие два года были, вероятно, не самыми лучшими в жизни композитора. Несколько дисков, вышедших за это время, были неудачными в коммерческом плане. Однако позже, в жизни Вангелиса наступает светлая полоса, он знакомится и начинает работать с французским режиссёром Фредериком Россифом (Frederic Rossif). В 1974 году Вангелис, ставший уже звездой мирового масштаба, перебирается из Парижа в Лондон, где его кандидатура всерьез рассматривается как возможная замена клавишника Рика Уэйкмана в группе «Yes». Однако, после двух недель репетиций, Вангелис покинул их, сказав, что его музыкальная концепция слишком далека от концепции группы. Именно за эти две недели он сдружился с солистом «Yes» Джоном Андерсоном, что обеспечило их последующее совместное творчество, продолжающееся и по наши дни.

В 1981 году выходит фильм «Chariots Of Fire» («Огненные колесницы») с музыкой Вангелиса. За эту музыку он удостоился премий «Оскар» и «Грэмми». Заглавный трек с альбома стал единственной греческой композицией в истории, возглавившей национальный хит-парад США.

Кроме этих работ, он выпускает альбом академической музыки «Invisible Connections» («Невидимые связи»), а в 1985 году — альбом симфонической и хоральной музыки «The Mask» («Маска»), в 1992 году он был номинирован на премию «Золотой глобус» по категории «Лучшая музыка к фильму» «1492: Завоевание рая».

В 1993-м году он сочиняет вокальную симфонию «Mythodea», которая в 2001-м становится официальной музыкой миссии НАСА «Марс Одиссей» и исполняется в Храме Зевса в Афинах в рамках «культурной Олимпиады» в преддверии Олимпиады-2004.

В 1996 Вангелис пишет саундтреки к одному из фильмов «Подводной Одиссеи» Жака Кусто, но тот, после прослушивания материала отказывается брать музыку к фильму со словами: «Никто не будет смотреть мой фильм, все будут слушать только твою музыку». Так появляется альбом «Oceanic».

В 2002 году Вангелис стал автором гимна чемпионата мира по футболу в Японии и Корее.

Вангелис вернулся после 20-летней эмиграции в Грецию. Ему было поручено создание музыки для самых знаменательных празднеств — таких, как открытие Олимпийских игр в Афинах. На сцене с успехом идут балеты Вангелиса, которые остаются недоступными для большинства его почитателей за пределами Греции.

 

– Как вы считаете, возможно ли как-то переиздать этот альбом в современной аранжировке, может быть, с помощью вашего сына или других диджеев?

– Нет, нет, это очень особая вещь. И я думаю, что она должна остаться, как есть.

– Вы имеете в виду психоделику?

– Да. Именно поэтому она считается культовой музыкой и поныне. Это предмет коллекционирования, культовая музыка «666». Это удивительный феномен, этот альбом.

– Я думаю, что все-таки он очень недооценен.

– Да, он недооценен, как и многие другие, например, Наполеон.

– Нет, ну, я не согласен.         Его именем назвали очень популярный торт в конце концов.

– С «666» происходит то же самое. Вы знаете, многие вещи недооценены. Я недавно прочел где-то в интернете, что у солиста «Оазиса» его любимым синглом был один из треков из альбома «666».

– Который именно?

– «Четыре всадника». Это, кстати, было хитом 80-х и на радио, и на дискотеках. Да, да, он сказал об этом недавно.

Я парень, который с самого раннего детства всегда был вовлечен в смешение разных стилей музыки. И делал это намерено. Потому что в Египте, где я родился у греческих родителей, я воспитывался египетской музыкой, которая звучала на улице. И американской, французской, итальянской, которая звучала по радио. В моей голове всегда были смешения музыкальных стилей.

Позднее я стал джазовым музыкантом.

Потом я стал рок-музыкантом.

Потом – певцом.

Потом я писал любовные песни.

Потом у меня был опыт с музыкой типа нью-эйдж, с этническими звучаниями.

Мой последний альбом, который называется «Демис» (май 2009 – Е.Д.), это блюз-рок, блюзовый альбом. Я сделал его с ребятами из Англии, которые любят это. И мой следующий проект, который я бы хотел реализовать, это альбом в стиле кантри. На самом деле, смешанный и с восточной тематикой. Мне нравятся миксы, смешения. Потому что у музыки нет границ, она никогда не заканчивается.

Египет Vs Франция

– Ну, у вас есть право так говорить. Вы родились в Египте, потом переехали в Грецию, потом эмигрировали во Францию.

– Да, у искусства нет границ. Важно знать, как это можно соединить. Это, как кухня. Нет плохих кухонь, есть плохие повара. Есть плохие музыканты, нет плохой музыки.

– Говоря о еде, ведь всем известно, что вы весили почти 150 килограммов. Потом потеряли вес, написали книжку об этом.

– Да, 150 килограмм. И потом я сбросил вес, потом снова набрал. И потом я написал книгу. Большим хитом даже в России было радиошоу, два человека, два актера. Мужчина и женщина. Они играли меня и Веронику Скавинска, которая написала книгу со мной. В общем, да, это был большой хит.

– Говорят, что вы начали терять вес после той ужасной истории, когда вы были заложником. И самолет, в котором вы со своей подружкой летели, был захвачен террористами.

14 июня 1985 года Руссос (вместе с будущей женой Памелой) волею случая оказался в плену у террористов. В этот день «Боинг-727» американской компании TWA (рейс 847 Афины — Рим) был захвачен двумя террористами Хезболлах, которые приказали лететь на Ближний Восток. Они также требовали освобождения 700 ливанских заключенных из израильских тюрем. Певец был одним из восьми греческих пассажиров, которых выпустили в обмен на то, что греческие власти отпускают их (террористов) третьего сообщника, задержанного ещё в аэропорту Афин. Руссос очень не любил вспоминать об этом кошмаре, ведь в заложниках пришлось пробыть несколько дней. Однако певец был весьма популярен и в арабских странах, а потому террористы отнеслись к нему доброжелательно, — содержали более-менее прилично и даже попросили автограф, однако в течение нескольких дней требовали петь для них.

 

– Нет, это было гораздо раньше. Угон самолета случился после этого. Я решил сбросить вес, потому что я хотел сбросить вес. Вы знаете, я был слишком большим. И я решил сбросить немного. Это заняло у меня год. И вы знаете, все виды диеты работают. Главное, следовать им и продолжать придерживаться их. А вот это трудно.

– Вообще-то один из моих приятелей, Саша Градский, который достаточно известен в нашей стране, утверждает, что, чем больше вес певца, тем у него больше легкие. И тем это лучше для голоса. Как вы думаете?

– Он оперный певец? Классический?

– Да, он и классический певец, можно сказать, пел как-то в Большом.

– Ну, вы знаете, это другой мир. Для классических певцов это действует. Но потом, опять же, есть такие люди, которые, например, как поздний Паваротти, который был полный и тут же Каррерас, который худой. Так что это бывает по-разному. Не всегда именно так. Но это правда, что, чем вы крупнее, тем больше у вас грудная клетка. Однако, повторю, это скорее относится к классическим певцам. Для рок-певцов и остальных самое важное – звучание голоса, и то, как вы подаете слова песни. Это очень важно.

– У вас есть какое-то любимое в русской кухне лакомство?

– Да, я знаю несколько блюд, возможно, не все. Например, борщ. Но, опять же, есть русский борщ, есть украинский борщ. Куда бы вы не шли, вас везде спрашивают: вы хотите украинский борщ или русский? Я просто хочу борщ.

Пельмени также являются таким блюдом.

Ну, разумеется, черная икра. Но ее очень сложно найти сейчас.

– Разве? По-моему, трудно найти деньги, чтобы купить икру.

– Возможно, сейчас это вообще нелегально, я не знаю. Я слышал разные истории.

– Не-не-не, все дело в деньгах. Трудно деньги найти.

– Я думаю, в этом главный вопрос, вы правы. Напишите, еще раз напишите об этом.

Деньги Vs демократия

– И, говоря о деньгах. Самый богатый из наших российских олигархов, Михаил Прохоров, однажды в телевизионном эфире пошутил, когда страна оказалась в кризисе. И он сказал, что просто можно тупо купить Грецию. Купить, как остров или бутылку «Метаксы».

– Купить? Ну, в этом вся суть. Купить Грецию? Давайте я расскажу вам об этом. Это очень тонкая и большая тема не только для Греции, потому что кризис не только в Греции.

Греция – это козел отпущения большого мастерского плана, который был выдуман группами людей и банками, которые правят нашей планетой. И результат этого, то, как я это интерпретирую, это разрушение того, что мы называем демократией. Потому что демократия – это результат того, что решают люди. Люди больше не решают. Другие решают. И потом говорят, что вам делать. МВФ решает. Центральный банк решает. Они разрушают демократию, хотя демократия красивая вещь.

Мы, греки изобрели демократию, но в конце концов было доказано, что она оказалась большим блефом. И Греция – это первый козел отпущения большого заговора, как я уже сказал.

И также не забывайте, что это, возможно, одно из самых красивых мест на земле. Поэтому, когда в конце концов кризис сделает цены низкими и какой-нибудь парень захочет купить ее, нет проблем.

Он легко может купить мой дом. У меня есть красивый дом, и он выставлен на продажу. Я сказал это на телевидении. Если вы хотите купить дом Демиса Руссоса, пожалуйста.

Гастроли Vs пенсия

– Да, кстати, а сколько стоит-то ваш дом?

– Я не скажу. У вас все равно не хватит денег.

– Да, но у меня есть друзья, которые могли бы купить.

– Хорошо. Мне нравится такой подход.

– Ну, вы же по-прежнему решаете, что вы поете, и что не поете?

– О, да, каждый грек решает, о чем думать. Не так просто подавить их. Наша история насчитывает пять тысяч лет. Мы проходили через дерьмо много раз.

– После сегодняшнего представления вы уедете из Москвы, да?

– Да.

– А потом в Узбекистан в начале октября? По приглашению дочери президента Узбекистана. Что вы будете делать в перерыве между этими выступлениями в течение двух недель?

– Вы знаете, я решил больше не работать так как прежде. Раньше я работал очень много. В настоящее время я очень избирателен в том, что я делаю. И вы знаете, между делом я наслаждаюсь жизнью в Греции в своей семье, моими друзьями. Я много плаваю. Я делаю много упражнений. Я наслаждаюсь жизнью. Это то, чем я собираюсь заняться, две недели – это совсем ничего, две недели.

– А плаваете-то вы в собственном бассейне или в море?

– У нас есть море, у нас есть красивое озеро. И вода там очень полезна для спины. У меня, как у многих людей, есть небольшие проблемы со спиной.

– А когда вы собираетесь выпустить ваш следующий альбом, который в стиле кантри?

– Это даже еще не началось, это просто план. Нет-нет, я не собираюсь писать новый материал. Я хочу взять хорошо известные, знаменитые кантри песни и записать их в Нэшвиле. Я хочу добавить некоторые греческие и арабские музыкальные инструменты.

– О, это будет прекрасно. Это, кстати, напоминает ваш проект «Reflection» 1984 года.

– Я уже говорил, я делал разные вещи. Например, любовные песни, такие, как «Souvenirs». Я сделал «Reflection», а также другие виды музыки. Я работал вместе с «Tangerine Dream», потом я записал…

– Вы работали с «Tangerine Dream»?! У меня нет никаких воспоминаний об этом проекте.

– Да, мы делали работу с одним из этих ребят. Она называется «Attitudes». Продюсером альбома был Рейнер Питш из «Tangerine Dream». Потом я записал альбом «Классическая опера», арии, итальянские арии, песни с японскими флейтами. Я люблю смешение звуков. Это то, что мне нравится.

«Goodbye My Love, Goodbye» Vs «Forever and Ever»

– Вы уехали из Египта в Грецию по какой причине?

– Потому что в 1961 году были большие беспорядки и массовые волнения в Египте, связанные с суэцкой проблемой. Все иностранцы уезжали. И мы, греки, также уехали.

– Но вы ведь были гражданами Египта, да?

– Нет, я гражданин Греции, рожден от греков, матери и отца. Мы были греческой прослойкой общества в Александрии, в Египте, которая была очень-очень сильной. Не забывайте, что Александрия была построена греками.

– Да, это изначально греческий город, конечно.

– Ну, это, конечно, история. Но греческая часть в Египте была очень сильной. Нет, мы стопроцентные греки, ортодоксальные христиане. И мы просто жили там.

– Вашу маму звали Ольга. Кстати, это очень распространенное у нас в России имя.

– Ну, не забывайте, первые имена – это религиозные имена. Ольга – это ортодоксальное имя. И мы, греки ортодоксальные, так же, как русские. Вот, почему ее зовут Ольга. Меня зовут Артем. Ну, тут зависит от религии. Что касается происхождения имен.

– Ваша первая команда была основана в Александрии?

– Нет, нет, нет. Это было в Греции. Все группы были созданы в Греции. Опять же, в то время не было дискотек, поэтому люди шли в ночные клубы, чтобы танцевать под музыку, которую играли группы. И мы играли много разной музыки. От рока до твиста. Медленная музыка и ча-ча-ча. Так что это была хорошая школа. Мы привыкли играть музыку многих стилей.

– Насколько я помню, ваш основной хит это «Goodbye My Love, Goodbye».

– «Forever and Ever».

– Вы считаете, что «Forever and Ever» ваш основной хит?

– Есть два нюанса. «Forever and Ever» был самый большой коммерческий хит. Было продано больше всего его записей. Но «Goodbye My Love, Goodbye» почему то значительно более известна. Я не знаю, почему. Это больше, как торговая марка.

– Да потому что это просто лучше!

– Может быть, я не знаю.

– Ведь изначально это стало хитом в Италии?

– «Goodbye My Love, Goodbye» – это немецкий хит.

О, действительно в Германии?

Aphrodite’s Child (рус. Дитя Афродиты) — греческая рок-группа, образованная во Франции. Возникла в 1968 и сразу привлекла к себе внимание европейской молодёжи, а несколько позднее — и американской. Эту знаменитую в 1970-х группу создали три студента-грека, учившиеся во Франции и отказавшиеся вернуться на родину, где в 1967 году власть захватила хунта чёрных полковников. В состав группы входили клавишник и композитор Вангелис Папатанасиу (полное имя — Эвангелос Одиссеос Папатанасиу), вокалист и басист Демис Руссос и ударник Лукас Сидерас.

Aphrodite’s Child предвосхитили появление арт-рока, и их первая пластинка «End Of The World» (второй вариант названия «Rain And Tears»), появившаяся в конце 1968 года, состояла из мелодичных баллад, жёстких, нервных композиций, и песен, выполненных в духе авангардного джаза; слова ко всем песням написал Борис Бергман.

Настоящая слава и признание у музыкальных критиков пришли к группе после выхода концептуального альбома в стиле прогрессивный рок 666 (The Apocalypse of John, 13/18), созданного под впечатлением от Откровения Иоанна Богослова и выпущенного в 1972 году. Работа над альбомом началась ещё в 1970 году. Основным автором музыки стал Вангелис Папатанасиу. Студийные сессии заняли много времени, и Вангелис Папатанасиу перестал участвовать в концертах Aphrodite’s Child, а Демис Руссос выпустил свой первый сольный альбом и начал собственную карьеру, поэтому к моменту выхода альбома в свет группа уже фактически распалась. Альбом высоко оценил художник-сюрреалист Сальвадор Дали. После этого музыканты пошли разными путями, изредка сотрудничая над совместными проектами. Демис Руссос стал эстрадным исполнителем (автором песен и клавишником на ряде его альбомов был Папатанасиу), Лукас Сидерас занялся наукой и долгое время преподавал античную литературу в Сорбонне, а Папатанасиу, сократив имя и фамилию до псевдонима «Вангелис» (Vangelis), стал работать в жанре электронной музыки. За саундтрек к британскому фильму «Огненные колесницы» ему была присуждена премия «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный саундтрек».

– Да, я сначала записал немецкую версию. Пел на немецком. И в Германии были миллионные продажи. Потом я сделал английскую версию. И она так же разошлась. В Италии был мой первый хит, как солиста Демиса Руссоса. Это был «We Shall Dance» (1971). Это был мой первый сингл, как сольного исполнителя, после распада группы «Aphrodite’s Child».

– Вы там пели и играли на бас-гитаре. И в это время вы ведь жили во Франции?

– Да.

– Будучи артистом, рожденным в Египте.

– Везде. Я жил в Америке. Только в России я пока еще не жил. Очень дорого здесь жить. Но я спрошу ваших друзей.

– Я, кстати, это устрою. Потому что мы будем счастливы, если вы к нам переедете на ПМЖ.

– Много раз я пел для русских людей, когда они праздновали свои годовщины и свадьбы за пределами России. Они едут в Италию или в Грецию. И они приглашают меня. У меня много друзей из России и Украины.

– Когда вы в первый раз приехали в Москву в 1986 году на три недели, было чертовски холодно. Ну, смотрите, сейчас вот мы организовали для вас бабье лето. Так что мы работаем в этом направлении. И надеемся, что когда-нибудь вы все-таки переедете к нам на постоянку.

– Когда я сейчас приезжаю в Москву, это, как, если бы я еду в Париж. Я даже выучил несколько слов. Мне нравится приезжать сюда. Я наслаждаюсь этим.

– А мы любим вас. И огромное вам спасибо за все, что вы сделали, за все, что вы делаете, и за все, что вы еще сделаете в будущем.

– Спасибо большое, спасибо вам.

– Увидимся еще раз.

– Еще увидимся, надеюсь.

PS Мы действительно увиделись еще раз, совершенно неожиданно, буквально через несколько дней в салоне «аэрофлотовского» лайнера по маршруту Москва-Афины: Руссос очень удивился и даже слегка напрягся, по-моему. А вот альбом кантри-музыки, про который мы говорили, певец так и не записал. Увы.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Дмитрию Маликову – 45
Коротко
Мат без мата
Пресыщенный Станислав Говорухин
«Игра в имитацию»: Машина или человек?
Жуткая женщина в черном
Вечер Muse
Окей, поехали!
«Бабадук»: Это подавление страха
Витасу вернули водительские права
«Джон Уик»: Настоящая русская подлость


««« »»»