Немногие помнят спектакль “Зачем я до свадьбы не умер во сне?”, поскольку в театре “На Красной Пресне ОКОЛО дома Станиславского” он прошел всего шесть раз. Появление во владениях Ю.Погребничко такой работы было более чем неожиданным – слишком отличалась ее стилистика от режиссерского кредо знаменитого театрального маргинала. Актеры будто проснулись от магического полусна, в который погрузил их художественный руководитель. Открытые эмоции, безудержное озорство, бурный темпоритм – такого Малый зал “Красной Пресни” не видел уже лет десять. “Погребничной” стихии соответствовало разве что длинное название.
И вот недавно это изящное создание режиссера и актрисы Елены Салейковой под новым названием возродилось в театре “Царицыно”. Его главный режиссер А.Каневский верно почувствовал созвучность проекта духу царицынской сцены. “Рита, или Любовь в Венеции” – веселое представление по мотивам одноименной оперы Г.Доницетти и комедии К.Гольдони “Слуга двух господ”. Сюжетные линии произведений двух прославленных итальянцев переплелись вполне органично: все события происходят под крышей гостиницы, романтические взаимоотношения героев предстают во всех ипостасях. Первое свидание и роковая разлука. Жених, стремящийся к своей невесте, и муж, мечтающий “слинять” от возлюбленной супруги. А уж параллель Риты, оказавшейся женой двух мужей, и Труффальдино, разрывающегося меж двумя хозяевами, окончательно разъясняет возникновение именно такой сценической композиции, родившейся на основе клавира маленькой оперы. Итак, бушующие страсти, звон шпаг, пощечины, объятия – все как положено в “комедии дель арте”. К тому же под сладчайшую и зажигательную музыку, весьма удачно аранжированную Л.Ханиной в ритмичной шлягерной манере.
Трудно было преодолеть предубеждение против новых исполнителей этого заведомо симпатичного спектакля, слишком ярким было впечатление от той первой постановки. А известие, что и собственную роль Риты виртуозная актриса Салейкова кому-то уступила, сосредоточившись только на режиссуре, – и вовсе повергало в уныние. Но актерский ансамбль покорил зрителей уже с первых сцен. Так обаятельны чертенята Смеральдина (О.Гревцова) и Труффальдино (К.Будыкин), так колоритны и изящно ироничны Беатриче (Т.Николайчик) и Флориндо (В.Ермаков), так хорош пират Гаспар (П.Комаров) и его ненаглядная Жанет (Т.Покроева). И уж совсем великолепны Рита (Ю.Голубева) и ее забитый супруг Беппо (Ю.Синякин) с их сочетанием замечательного вокала и тонкой актерской игры.
Одним словом – полтора часа удовольствия. Разве что из желания придраться заметим, что графичная черно-белая гамма костюмов как-то выпадает из общей атмосферы карнавального веселья. И еще одно замечание, точнее – предостережение, адресуемое не только молодым актерам, но и руководству театра. Музыкальный жанр, в данном случае это опера-буфф с ее строгим соподчинением звучащей фонограммы и актерского пения, требует постоянного тренажа, периодических репетиций и после премьеры тоже. Только тогда сохранится наработанная блестящая форма спектакля. В “Рите” эффектные танцевальные номера (балетмейстер Н.Федорова) чередуются с ариями, дуэтами и музыкальными ансамблями – приблизительность здесь исключается. В драме актер (кто не без греха?) может слегка переврать прозаический текст без особого ущерба для спектакля, а опытные профессионалы даже и стихотворный ухитряются при печальной необходимости сымпровизировать так, что зритель не всегда заметит их уловку. Но в музыкальном спектакле от одной оплошности может посыпаться целая сцена, как карточный домик. И тогда успех будет смазан, все труды постановщиков пойдут насмарку. Хочется верить, что такая опасность “Рите” не грозит, и ее зрителей ждет прекрасно проведенный вечер.
Константин ГОРЯЧЕВ.