НАМ ЛИ БЛОКА НЕ ПОНЯТЬ?

Редкая смелость: взять сегодня пьесу Блока, самую архаичную и забытую, в обозримом историческом интервале на сцене не появлявшуюся, и сделать из нее спектакль, лишенный какого-либо коммерческого налета, и тихо играть его в маленьком театре на самой окраине Москвы. Нет, вам, я уверена, не упомнить больше ни одной постановки “Песни судьбы”, которую даже Станиславский не рискнул поставить, хотя и загорелся поначалу такой идеей.

Так что же за смельчак выискался сегодня? А вот Михаил Мизюков, художественный руководитель Историко-Этнографического театра, стоящего близ станции “Лосиноостровская” Ярославской железной дороги. Конечно, смельчак, осуществивший очередную романтическую попытку освоения на сцене блоковской драмы. И столь же безумную, как и многие, многие другие, стремившиеся предать блоковские тексты театральной сцене. Ведь эти двое, Блок и сцена, были вечными антиподами, и на все происки сцены блоковские пьесы отвечали надменной непроницаемостью, упорно избегая театральной расшифровки.

Вот и “Песня судьбы” принадлежность литературы, но разве зрелища? Сия пьеса – это чистый стих в прозе и чистый символизм. Условные образы, мистика, вещие звуки и сны. Гигантские ремарки, живописующие картины природы и времен года, запахи ветра, горение звезд, призрачный свет и провидческие чувствования.

А сами герои? Герман, Мать, Елена, Друг, Монах, Фаина, Коробейник, Толпа – не есть ли они ходячие символы, обобщенные субстанции? Герман уходит из тихого белого дома, где он безмятежно жил с женой Еленой: “Слышите, – я должен был уйти из этого тихого дома, от этого безысходного счастья! Потому что ветер открыл окно, монах пришел, сны приснились, незнакомое ворвалось… Да, я ушел из дому, я понял приказание ветра, я увидал в окно весну, я услыхал песню судьбы!” Его манит роковая красавица Фаина, искус жизненной мятежной стихии: “Ты знаешь меня?” – “Не знаю”. – “Ты найдешь меня?” – “Найду”. И монах тоже твердит вслед: “Да разве можно живому человеку мирно жить?.. посмотрит вдаль – так и тянет его в эту даль…” И Герман, не принадлежащий никому, ни той, что ждет его в тихом доме, ни той, что зовет в неведомую даль, ни себе самому, человек, себя не знающий, застывает в центре снежной степи. “А куда тебе надо-то?” – вопрошает его Коробейник. – “А я сам не знаю”.

Тут вечное томление человеческого сердца как константа бытия. Между долгом и свободой, тишиной да бурей. “Ну, сердце, бледный фонарь, указывай путь!” Дьявольски сложно предать сей сюжет сцене и “вочеловечить” все эти страстные, трубные, полные тоски и метафизики речи, посылаемые героями прямиком в бесконечность.

Историко-Этнографический театр поставил эту пьесу честно и простодушно, в каноне романтического отношения к Блоку. Белое тревожное убранство сцены, тревожные тени кругом, тревожный дрожащий музыкальный фон и даже причудливые холмы под ногами актеров – все точно, аккуратно и трогательно рисует “символический” мир.

Собственная же тропа к пьесе обнаружилась в фольклорном элементе, неожиданно наполнившем эту декадентскую драму. Спектакль оказался любопытной смесью символистского пафоса и русской этнографической стихии. Обрядовый антураж сопровождал все блуждания Германа на его тревожном пути: девушки в народных костюмах крестили, пеленали, пели и благословляли его, являя собой белые домотканые видения редкостной красы. Вещие гадания Фаины происходили также при свечах и в сопровождение девушек в русских рубахах, которые потом надевали на нее белый венчальный венок с длинными лентами… Это странное сочетание символистской сюжетики с обрядовым действом отражало, собственно, сам способ мышления Историко-Этнографического театра. Подтверждая органичность и природность его собственной специфики.

Германа играл сам Михаил Мизюков – красивый и русоволосый, сошедший прямо с блоковских страниц, вылитый Герман. Владеющий свободно и нотами инфернальными, и нотами земными, сочетающий в себе слабость и силу, поэзию и безумие, смятение и покой. Его спутники были достойны и его, и всей блоковской драмы. Елена (Светлана Щеголькова), Мать (Ольга Ткачева), Друг (Дмитрий Колыго), Фаина (Наталья Михайлова), Монах (Владимир Абаньшин) вполне освоили специфику обитания этой пьесы, пребывая одновременно в двух ипостасях – поэтической и земной.

Ольга ИГНАТЮК.

На снимке: сцена из спектакля.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

SPICE GIRLS ГОТОВИТСЯ К СВАДЬБЕ С ГУСЕМ
У НАОМИ КЭМПБЕЛЛ НЕТ ВРЕМЕНИ НА МУЖА
ЖЕНЯ, ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ…
В РОСТОВЕ ПОДРАСТАЕТ АРИЯ ПЕТРОВНА
РАРИТЕТЫ НОЭЛА ГЭЛЛАХЕРА
НАВСТРЕЧУ ХI МЕЖДУНАРОДНОМУ
РОКСАНА БАБАЯН ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В АВТОПРОБЕГЕ
ЕВРЕИ ОБИДЕЛИСЬ НА РЭППЕРОВ
ШЕР НЕНАВИДИТ СТАРОСТЬ
ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
МЭРАЙЯ КЭРИ: ДЕБЮТ В ГОЛЛИВУДЕ
РАССТАЛСЯ ИЛИ НЕТ ЭЛТОН ДЖОН СО СВОИМ МЕНЕДЖЕРОМ?
ПРЕЗЕРВАТИВЫ ОТ МАДОННЫ
СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ СЕВЕРА
ТЭД НЮДЖЕНТ ЗАНЯЛСЯ ТОРГОВЛЕЙ ВЯЛЕНЫМ МЯСОМ
МАДОННА ИСКОВЕРКАЛА МОЛИТВУ
МЭРАЙЯ КЭРИ ЗАСТАВИЛА ЖДАТЬ ПРИНЦА АЛЬБЕРТА
ЛЮБОВЬ В “ЦАРИЦЫНЕ”
ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ – НАВСЕГДА В РОССИИ!
ВЭН КЛАЙБЕРН ПОТЕРЯЛ СОЗНАНИЕ ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ США ОСУДИЛИ ОТМЕНУ КОНЦЕРТОВ INDIGO GIRLS
АЛЛО, БАРЫШНЯ!
ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ КАННУ!
КЛАУДИЯ ШИФФЕР СНЯЛАСЬ В НАСТОЯЩЕЙ АВАРИИ
ДЖОРДЖ МАЙКЛ ЗАПЛАТИЛ $810 ЗА ОНАНИЗМ
“ОВАЦИЯ” ДОСТАЛАСЬ ЛУЧШИМ
ЭЛЬ МАКФЕРСОН – САМАЯ БОГАТАЯ СУПЕРМОДЕЛЬ В МИРЕ
ОЧЕРЕДЬ НА БОБА ДИЛАНА ДЛИНОЙ В 15 ЧАСОВ
Коротко 19-1998
МЕТALLICA ЖДЕТ ПРИБАВЛЕНИЯ В СЕМЕЙСТВЕ
ФИЛ КОЛЛИНЗ ТЕПЕРЬ НЕ ПОЕТ
ПОКЛОННИЦУ MARYLIN MANSON АРЕСТОВАЛИ ИЗ-ЗА МАЙКИ
SPICE GIRLS БУДУТ ПРОДАВАТЬ СВОЙ ФОТОАППАРАТ В США
ТРИ ТЕНОРА ГОТОВЯТСЯ К КОНЦЕРТУ В ПАРИЖЕ
РИНГО СТАРР И HANSON В ОДНОМ КЛИПЕ


««« »»»