ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ КАННУ!

Конец мая. Пора на юг. На юг, на юг, к Черному морю, в Сочи. Тем более, что в начале июня там в очередной раз, уже в девятый, начинает свою работу Российский кинофестиваль.

“Кинотавриада” обещает интересную программу: свои фильмы покажут В.Абдрашитов, Д.Астрахан, Р.Балаян, В.Грамматиков, И.Дыховичный, Т.Кеосаян, Д.Месхиев, К.Шахназаров... Можно будет увидеть итог восьмилетнего подвига по добыванию денег на любимое дело – фильм А.Германа “Хрусталев, машину!”. Если бы кто-нибудь догадался учредить международный конкурс фильмов, имевших самый длительный съемочный период, то фильм Германа, безусловно, оказался бы заслуженным призером.

Впрочем, не исключено, что все призовые места в таком абсурдном конкурсе могли бы достаться нашим многострадальным режиссерам, живущим в пресловутую эпоху перемен и перестроек. Закон о кино хоть и принят, но, как большинство наших законов, не действует. Нашему правительству все еще не до культуры, и так голова кругом идет от бесконечных рокировок. Но не надо о грустном! На то он и праздник, чтобы забыть о плохом…

Помимо фильмов тех режиссеров, которых с полным на то правом можно назвать маститыми, “Кинотавр” проводит конкурс дебютов, а это уже отрадно: значит, все-таки кино развивается несмотря ни на что, появляются новые имена, новые таланты. Здесь и фильм А.Баширова “Железная пята Олигархии”, получивший новое политическое звучание (в связи с небезызвестным заявлением Немцова), и фильм А.Лиепы “Возвращение Жар-Птицы”, и “Змеиный источник” Н.Лебедева, и “Сирота казанская” В.Машкова, и “Дикое поле” П.Луцика, и фильм с эротической окраской в названии – “Раздетые” К.Серебренникова, и фильм единственной в списке режиссеров женщины, которая значится сразу под двумя фамилиями – Л.Садилова (Сидорова), – “С днем рождения”, и фильм И.Макарова с длинным и странным названием – “Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь”.

Специальным событием кинофестиваля обещает стать вечер памяти Сергея Эйзенштейна с демонстрацией кинофильмов “Мексиканская фантазия” Олега Ковалева и “Тайна жены и зверя” Миры Тодоровской.

В рамках кинофестиваля будет показана коллекция Госфильмофонда “Белые столбы-98”: раритеты, находки, новые поступления, в том числе фильм Г.Козинцева и Л.Трауберга 1943 года “Юный фриц”, фильм А.Роома 1927 года “Третья Мещанская”. В рубрике “Премьера, которой не было” будет показан фильм Анатолия Эфроса “Двое в степи”, приговоренный к отлучению от экрана в 1961 году.

Информационная программа фестиваля включает в себя фильм Апасяна “Притяжение солнца”, в котором Иннокентий Смоктуновский сыграл свою последнюю роль.

В жюри Международного кинофестиваля, который пройдет на берегу Черного моря в пятый раз, войдут литовский кинорежиссер Шарунас Бартас, австрийский актер Хельмут Бергер и др. Международная конкурсная программа будет состоять из 14 картин, среди которых “Голубая рыбка” японского режиссера Йосуки Накагава, “Постигая Аду” американца Лина Хершмана Лисона, “Мертвый жук” чешского режиссера Павела Марека, “Песчаная невеста” финского режиссера Пиа Тикка и др. Будем надеяться, что самые интересные из этих фильмов появятся позднее в российском прокате. Внеконкурсная программа Международного кинофестиваля стремится представить различные аспекты мирового кинематографа. Будут показаны фильмы – призеры различных фестивалей, фильмы – фавориты кинокритики, самые кассовые картины и т.д.

Специальным событием V Международного кинофестиваля в Сочи обещает стать презентация британского кинематографа – “Киноренессанс Великобритании 90-х”, которая готовится при поддержке и непосредственном участии Британского Совета.

Справки по проведению фестиваля – по телефону 248-0911.

Перед тем, как московский десант высадится на сочинском побережье, мы беседуем с организатором и вдохновителем “Кинотавра” Марком РУДИНШТЕЙНОМ.

– Итак, Марк Григорьевич, мы с вами встречаемся накануне открытия Сочинского кинофестиваля. В правительстве между тем произошли серьезные изменения; раньше Черномырдин как бы “открывал” “Кинотавр”, а кто же теперь будет “официальным лицом”?

– На сегодняшний день я не готов ответить на ваш вопрос… Надеюсь, накануне открытия решение будет найдено. Знаем, что есть президентские призы, и они будут вручены Быстрицкой, Петренко, Тихонову и Яковлеву, а кто именно будет патронировать фестиваль, пока непонятно. Хотя в Сочи климат очень благоприятный… И Немцов, и Кириенко – оба из Сочи, они учились в одной школе. Короче говоря, сейчас в правительстве имеется “сочинская команда”. Но когда они оперятся и возьмутся за дело? Впрочем, нам от них ничего особенного не надо, важно сохранить престижность фестиваля. К новому кабинету министров мы относимся с симпатией, хотя и понимаем, что у более молодых – своя психология. “Старички” были более сентиментальны, а актеры для них были уважаемыми людьми, а новое поколение… оно холодное, прагматичное. Они воспитаны в той системе, где культура вторична, и я не думаю, что они кардинально изменили свое мировоззрение. Но все же мне хочется верить, что эти молодые ребята поймут, что культура – это первично. Только тогда у них все получится, когда они обратят внимание на культуру.

– Но если Немцов и Кириенко – сочинцы, значит, они знакомы в “Кинотавром”?

– Нет, когда “Кинотавр” появился, они уже были в Нижнем Новгороде. Впрочем, правительственная дача Кириенко находится рядом с Сочи, и будем надеяться, что он заглянет на фестиваль.

– Организация фестиваля требует весомых затрат. Как вам удалось в этом году справиться с материальными проблемами?

– Мы переживаем все те же проблемы, что и в прошлые годы. Ждем, когда же начнет действовать Закон о кино? (Он уже имеется, но до тех пор, пока не утвердят Налоговый кодекс, на результаты рассчитывать не приходится.) Когда его утвердят, то тогда, я думаю, ситуация в корне изменится…

Я не могу сказать, что мы находимся в бедственном положении. И президент Каннского, и президент Берлинского фестивалей скажут вам, что денег не хватает. Никогда!

– Но в прошлом году по этой причине вы даже опоздали на открытие!

– Это больше легенда. Я мог приехать, но просто я настолько устал, что решил немного отдохнуть. Так я впервые посмотрел на свою команду со стороны. И она не подвела. (Никто, кстати, не верит, но это действительно была первая попытка проверить мою команду, посмотреть, как они справятся с делом без моего присутствия.)

Пора уже заниматься другим делом, а фестиваль должен жить самостоятельно, должны им заниматься другие люди. Я спросил у руководства Каннского фестиваля, помнят ли они, кто организовал Каннский фестиваль? И никто не смог мне назвать фамилию основателя! Я бы искренне желал, чтобы лет через 10 – 15 никто не вспомнил, кто стоял у истоков Сочинского форума. Главное, чтобы фестиваль был, в этом и есть основная заслуга организаторов. Если я и в этом году не приеду, то ничего страшного не произойдет…

– Во главе фестиваля появилась фигура Сергея Лисовского. Это ваш преемник?

– Его появление вызвано тем, что к руководству на всех уровнях приходит новое поколение. Лисовский значительно моложе меня, у него совершенно другие взгляды на жизнь, другие представления. Все-таки, как я уже отметил, наше поколение отличает сентиментальность… Может быть, поэтому нам так трудно доставать деньги на фестиваль. У них – свой взгляд на эти вещи, жесткий, иногда нас не устраивающий, но мы понимаем, что они в чем-то правы, что наступило время не тратить, а считать деньги. А считают они лучше. Честно говоря, встреча с Сергеем для меня – возможность чему-то поучиться… С точки зрения финансового владения ситуацией.

У меня нет мании собственника, что вот это только мое и не подходите близко! Я создавал кинофестиваль в расчете на то, что им заинтересуется государство, поэтому если сейчас я потеряю у своей должности прилагательное “генеральный”, то ничего страшного не произойдет. Свою долю тщеславия я уже удовлетворил, у меня нет амбиций по поводу того, как называться. Величайте меня как угодно – это просто звук.

Я надеюсь на сотрудничество с Лисовским в перспективе. Надеюсь, что за год его команда освоится с делами по подготовке и проведению фестиваля и мы вместе будем учиться финансовому управлению империей под названием “Кинотавр”. Лисовский – талантливый организатор с финансовой точки зрения, я – больше администратор, а не финансовый бог.

– Появилась новая система продажи путевок на “Кинотавр” для привлечения большего числа гостей. Расскажите, что это за система?

– В этом году была организована мощная рекламная кампания. Я не могу утверждать, что эта система себя уже оправдала, но во всяком случае мы надеемся… В этом году мы “распечатали” новые гостиницы, народу будет побольше. Это коммерческая сторона – привлечение дополнительных зрителей в Сочи во время фестиваля. В первые годы мы за счет этого решали все свои финансовые проблемы, а когда случилась инфляция, мы попали в трудное положение. Так что это всего лишь возврат к старой системе. Продажей путевок на фестиваль занимается агентство “Инна-Тур” (тел. 212-4749). Есть желание, чтобы люди наконец поняли, что отдыхать можно в Сочи, а не только в Анталии или на Кипре. Причем в Сочи среди блистательных и любимых звезд отечественного и зарубежного кино, это обойдется отнюдь не дороже, чем банальный отпуск в Турции. (Путевки и аккредитации на кинофестиваль: тел. в Москве 742-1717; справки по проведению фестиваля 248-0911. – Ред.)

– Я слышала, что программа Сочинского кинофестиваля приглашена в конце лета в Канн.

– Да, но не вся программа, а то, что будет наиболее успешно и заметно, т.е. призеры “Кинотавра”. Примерно семь картин. Мероприятие запланировано с 23 августа по 1 сентября в Канне. Мы будем как бы закрывать Каннский киносезон. Само событие может оказаться очень интересным.

Во-первых, в Канне впервые будет демонстрироваться русское кино в таком объеме.

А во-вторых, мы покажем то российское кино, которое мы считаем нужным показать – это было одним из условий показа. Раньше всегда приезжали французские отборщики и решали, что мы там будем показывать. А на этот раз мы будем показывать то, что мы сами считаем нужным, представляя российское кино, а вы уж смотрите – нравится вам или не нравится.

Я не придаю этому событию огромного значения, для меня важнее, чтобы люди вернулись в кинотеатры в нашей стране; во Франции в кино пока еще ходят. Для меня что Канн, что Красноярск – это всего лишь площадки для показа отечественного кино. Кто-то пытается придать этому событию какое-то особенное значение, что вот, мол, нас признали! Я думаю, что это связано с тем, что во Франции уже достаточно много русских, которые там живут и работают, отдыхают на дачах, и каннские власти понимают, что для того, чтобы их стало еще больше (и чтобы они оставляли городу свои деньги), неплохо бы организовать фестиваль российского кино в конце сезона отдыха, чтобы немного его продлить. С точки зрения развития города – это мудрая политика: Каннский фестиваль открывает курортный сезон, а русский будет этот сезон продлевать.

– А каким обещает быть нынешний кинофестиваль в творческом плане?

– Я считаю, что наше кино наконец-то вышло из кризиса. Фестиваль показывает состояние кинопроцесса. Я не могу назвать фестивальную программу блестящей, но она симпатичная: нет чернухи, нет порнухи. Наши режиссеры наконец-то научились рассказывать истории, а не решать социальные проблемы. Поэтому мне кажется, что при всех перепадах в творческом отношении фестиваль будет интересным.

Другая проблема – как никого не обидеть. Главная задача фестиваля – это все-таки не раздача призов, а возможность открыть картине дорогу в прокат. Поэтому мы думаем, как обставить каждую премьеру так, чтобы она прозвучала. С фестиваля ежедневно утром и вечером будут сообщаться новости – то, чего не было раньше. Задача в том, чтобы максимально использовать все фестивальные возможности, чтобы режиссеры почувствовали, что участие в Сочинском фестивале – это дорога к пониманию твоей картины, это дорога к прокату.

Нам пришлось преодолеть сопротивление со стороны некоторых режиссеров, которые никак не могли понять, почему нельзя показывать картину в других местах. Так мы сняли с фестиваля картину Тодоровского “Страна глухих” за то, что она уже участвовала в другом фестивале. В конце концов и этот шум оказался полезен: сняли – значит, скандал, а раз скандал, значит, картину посмотрели. Это борьба, нормальная и естественная.

– Марк Григорьевич, а задумана ли в фестивальной программе какая-нибудь изюминка? Очень запомнился приезд на фестиваль Депардье, как он запросто гулял по пляжу и готовил еду для друзей.

– В этом угоду гостем фестиваля будет Чак Норрис. Возможно, приедет Ди Каприо – восходящая звезда, актер, который сыграл главную роль в “Титанике”. К закрытию фестиваля должен приехать Челентано, но он очень капризный – самолетом лететь не хочет, морем он тоже не путешествует, вот мы и решаем, каким маршрутом он может к нам попасть. Ждем знаменитого Бергера, который играл у Висконти. Но главное – чтобы были наши звезды.

Когда-то мы твердили, что у нас лучшие ракеты и лучший балет. Лучше бы мы сохранили это качество – чувство собственного достоинства и превосходства перед Западом и гордились тем, что у нас есть блестящие актеры и режиссеры, которые ничем не хуже (а во многих отношениях гораздо сильнее) западных. Фестиваль будет бороться за эту идею. Присутствие зарубежных звезд оправдано с точки зрения статуса Международного фестиваля, но гораздо приятнее, что мы не имеем проблем с отбором картин на Международный фестиваль.

Мы впервые вышли на тот уровень, когда ни одна картина, которая участвует в конкурсе фестиваля, не была показана ни на одном фестивале, даже в информационном просмотре, в этом отношении все картины – абсолютно девственны. Мы получили только новые картины – это уже успех, более того, если раньше мы платили деньги за то, чтобы нам привезли картины, то сейчас все борются за право участия в Сочинском фестивале.

Конечно, нам пока еще далеко до уровня картин Каннского фестиваля. Хотя… никто еще не знает, каков этот уровень и чей уровень в конце концов окажется выше. Конечно, пока еще самые знаменитые режиссеры смотрят в сторону Канна, но все понимают, что в Канне все стать победителями не могут, и многие режиссеры отдают нам хорошие картины. У нас сейчас складывается очень серьезный рынок, который в настоящий момент, как это ни странно, в России представляем только мы одни. А рынок в России необъятный, и через два-три года он заработает на полную мощность, и продюсеры задумаются, куда лучше везти картины – в Канн или в Сочи.

Раньше эти слова воспринимались как шутка, а теперь – подождите еще совсем немного! Нашему фестивалю еще только будет десять лет, а Каннскому уже пятьдесят исполнилось, так что мы молодые, у нас все впереди, а они стареют… Мы идем на встречных курсах, но рынок при этом у нас гораздо больше, чем у кого бы то ни было. Так что нарисованная картина – это лишь вопрос времени и терпения: год, два, три – и Клондайк, о котором я говорил когда-то, начнется здесь…

Елена ШАХМАТОВА, “Новый Взгляд”.

Фото А.КУБАНСКОГО, Е.ЛИСОВСКОГО & В.СКОКОВА.

Портреты гостей прошлогоднего “Кинотавра” – Александра Абдулова, Станислава Говорухина, Владимира Машкова – нарисованы гостем прошлогоднего “Кинотавра”, московской художницей Екатериной ПОПОВОЙ специально для ИД “Новый Взгляд”.

Подписи к фото (курсив) и пузыри:

1. Ирина Рубанова и Олег Янковский – большие люди большого фестиваля.

пузырь-мысль у Янковского: Все у нас получится.

2. Марк Рудинштейн жалуется Вере Глаголевой на досужих фотографов. Справа – Екатерина Семенова.

пузырь-речь Руди: Надо все время быть начеку.

3. Каждый год – как в первый раз. Каждый фестиваль – как последний… Так и надо.

пузырь-мысль у Р: Еще немного, еще чуть-чуть.

4. Голливудский стиль работы? Да!

пузырь-мысль: Все-таки Сочи – лучше Канна… Не говоря уже об Одессе.

5. “Мистер Кинотавр” смешит Евгения Додолева закулисными историями. Справа – затылок Евгения Лисовского.

пузырь-мысль у Л.: Такие несерьезные эти взрослые…


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В РОСТОВЕ ПОДРАСТАЕТ АРИЯ ПЕТРОВНА
РАРИТЕТЫ НОЭЛА ГЭЛЛАХЕРА
НАВСТРЕЧУ ХI МЕЖДУНАРОДНОМУ
ЕВРЕИ ОБИДЕЛИСЬ НА РЭППЕРОВ
ШЕР НЕНАВИДИТ СТАРОСТЬ
НАМ ЛИ БЛОКА НЕ ПОНЯТЬ?
РОКСАНА БАБАЯН ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В АВТОПРОБЕГЕ
РАССТАЛСЯ ИЛИ НЕТ ЭЛТОН ДЖОН СО СВОИМ МЕНЕДЖЕРОМ?
ПРЕЗЕРВАТИВЫ ОТ МАДОННЫ
ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
МЭРАЙЯ КЭРИ: ДЕБЮТ В ГОЛЛИВУДЕ
МАДОННА ИСКОВЕРКАЛА МОЛИТВУ
МЭРАЙЯ КЭРИ ЗАСТАВИЛА ЖДАТЬ ПРИНЦА АЛЬБЕРТА
СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ СЕВЕРА
ТЭД НЮДЖЕНТ ЗАНЯЛСЯ ТОРГОВЛЕЙ ВЯЛЕНЫМ МЯСОМ
ВЭН КЛАЙБЕРН ПОТЕРЯЛ СОЗНАНИЕ ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ США ОСУДИЛИ ОТМЕНУ КОНЦЕРТОВ INDIGO GIRLS
ЛЮБОВЬ В “ЦАРИЦЫНЕ”
ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ – НАВСЕГДА В РОССИИ!
КЛАУДИЯ ШИФФЕР СНЯЛАСЬ В НАСТОЯЩЕЙ АВАРИИ
ДЖОРДЖ МАЙКЛ ЗАПЛАТИЛ $810 ЗА ОНАНИЗМ
АЛЛО, БАРЫШНЯ!
“ОВАЦИЯ” ДОСТАЛАСЬ ЛУЧШИМ
ЭЛЬ МАКФЕРСОН – САМАЯ БОГАТАЯ СУПЕРМОДЕЛЬ В МИРЕ
ОЧЕРЕДЬ НА БОБА ДИЛАНА ДЛИНОЙ В 15 ЧАСОВ
Коротко 19-1998
МЕТALLICA ЖДЕТ ПРИБАВЛЕНИЯ В СЕМЕЙСТВЕ
ФИЛ КОЛЛИНЗ ТЕПЕРЬ НЕ ПОЕТ
ПОКЛОННИЦУ MARYLIN MANSON АРЕСТОВАЛИ ИЗ-ЗА МАЙКИ
SPICE GIRLS БУДУТ ПРОДАВАТЬ СВОЙ ФОТОАППАРАТ В США
ТРИ ТЕНОРА ГОТОВЯТСЯ К КОНЦЕРТУ В ПАРИЖЕ
РИНГО СТАРР И HANSON В ОДНОМ КЛИПЕ
УИТНИ ХЬЮСТОН ЛЮБИТ ПОКУРИТЬ В ТУАЛЕТЕ
ПОХОРОНЫ ФРЭНКА СИНАТРЫ
“СОЛЬФЕДЖИО” ИЛЬИ РЕЗНИКА


««« »»»