Проект СССР: Сотвори Солнце Своими Руками

Владимир КАЙФАДЖЯНМы сидим в кафе и беседуем – напротив меня строитель Владимир КАЙФАДЖЯН. О его проекте я узнал месяц назад, когда по работе познакомился с ним. Тогда я, честно говоря, поймал себя на мысли, что подобную идею мог бы предложить креативщик зарубежного концерна или опытный политтехнолог.

Но это правда, Кайфаджян строитель, и за простым казалось бы желанием – дать молодежи и ветеранам доступное жилье, основываясь на своем уникальном ноу-хау «умных домов», «домов будущего», с неожиданной легкостью, как вехи вдоль дороги, выстраиваются идеи, которые полностью характеризуют современную молодежную политику в России. «У меня и название для проекта есть: «Сотвори Солнце Своими Руками» – улыбается Владимир. – «Как у Кампанеллы…» – «Да, пожалуй! А еще знаете что – мы с вами сейчас, как те парни из гаража, про которых я в 1970-х прочитал в журнале «Америка», те, что придумали новую компьютерную технологию». – «Персональный компьютер?» – «Нет, это все было до них, а эти ребята создали Apple Macintosh».

– Любая теория без практики мертва, а любая идеология ничто без технологии. В основе проекта, как я понимаю, все-таки не идеология, а технология?

– Совершенно верно. Сотвори Солнце Своими Руками – возможность в кратчайшие сроки и без затрат на обучение и строительную технику возводить комфортное жилье для тех кто в нем нуждается.

– О ноу–хау мы еще поговорим. СССР – неожиданное, но запоминающееся название для проекта. Насколько я знаю, им заинтересовались чиновники, реализующие государственную молодежную политику? В чем его суть?

– С их точки зрения суть этого проекта в том, что он удовлетворяет сразу нескольким направлениям молодежной политики. Начинаю загибать пальцы: во-первых – это уникальные научные технологии, разрабатываемые молодыми учеными – Кулибиными из технических вузов, возможность их самореализации, во-вторых – обеспечение молодежи и ветеранов жильем, в-третьих – создание для молодежи новых рабочих мест плюс возрождение идеи ЖКХ, здесь же создание молодых семей (не секрет, что отсутствие жилья у молодых семей является одной из основных демографических проблем), в-четвертых – возможность задействовать студенческие строительные отряды и, в отдельных случаях, когда речь идет о строительстве жилья для ветеранов, волонтерские организации. В-пятых – это уникальная спортивная медицина, основанная на наших ноу-хау в области реабилитации спортсменов и укрепления здоровья для всех желающих. В-шестых – это экологически чистый проект. Это мой любимый конек – о нем я расскажу подробнее позже. Ну и напоследок – это неплохой медийный проект – он легко укладывается в формат, который неизменно вызывает интерес у телезрителей – строительство и оформление собственного дома. Но мне бы хотелось, чтобы он стал площадкой, где бы общалось два поколения: люди из СССР, построившие, защитившие, прославившие эту страну, и современная молодежь – самая разная, такая, как есть – от талантливых молодых ученых до ребят в трудной жизненной ситуации – беспризорников и несовершеннолетних преступников. Можно продолжить счет, но, наверное, для начала достаточно. Ведь это составляющие, с точки зрения ответственных за молодежь в нашей стране.

– Ну а с вашей точки зрения?

– А с моей точки зрения все просто – мы делаем нужное дело, которое поможет пусть хотя бы пяти тысячам ветеранов получить многократно заслуженное ими жилье. А десяти тысячам молодых парней и девушек создать пять тысяч семейных пар, где будет не по одному ребенку. А еще пятидесяти тысячам молодых людей получить рабочие места. И если это количество будет не на всю страну, а на регион и хотя бы 30-40 регионов из 86 примут в этом участие, значит, задуманное осуществилось.

– Какие на данном этапе существуют сложности, помимо идеологической поддержки. Как я понимаю, это вопросы финансирования?

– Думаю, тут вопросы финансирования отсутствуют. Этот проект действительно инновационный и социально ориентированный. Нужна политическая воля. Если мы можем показать это на какой-то площадке, это будет наглядным пособием для полного понимания окружающих в лице руководства и потенциальных обладателей этого продукта.

– Расскажите, что эта технология строительства представляет собой технически. И как появилась сама идея?

– Сама идея появилась на основе вопросов, касающихся высотного строительства монолитных сооружений. Мы предполагали заменить традиционные этапы работы по кирпичной кладке, фасадным работам на более облегченные конструкции и искали технологии, которые позволят оптимизировать время и качество работы. Поэтому мы и начали заниматься вопросами подбора технологий, которые смогут отвечать этим требованиям. Опытным путем мы разработали эту технологию. Я выступил в качестве автора идеи, а моими соавторами по созданию этой технологии стали декан факультета теплоэнергетического строительства МГСУ, профессор А.П.Пустовгар и возглавляющий научно-производственное объединение ВЕФТ П.А.Ефимов.

Представленная нашей компанией инновационная технология позволяет оптимизировать затраты на строительство за счет сокращения сроков строительства и механизации основных технологических процессов при производстве работ. В свою очередь, унификация сборных элементов, а также их высокая заводская готовность позволяют упростить процессы сборки каркаса и снизить расходы на монтажные и отделочные работы. Я немного углублюсь в технологию – это будет интересно для специалистов. Основой технологии является совместное использование металлического каркаса из легких тонкостенных стальных конструкций (ЛСТК), несъемной опалубки GB3 из щепкоцементных плит и монолитного модифицированного быстротвердеющего гипсопенобетона. Металлический каркас из ЛСТК используется как для стен, так и для перекрытий. Унификация сборных элементов ЛСТК и оптимизация их размеров позволяют исключить из технологического процесса монтажа применение грузоподъемной техники. Сборка элементов каркаса осуществляется с использованием самонарезающихся винтов или болтов. Применяемая в качестве несъемной опалубки плита GB3 обеспечивает хорошие прочностные показатели стеновых конструкций, в том числе и на вырыв анкера. Использование монолитного модифицированного быстротвердеющего пеногипсобетона в качестве теплоизоляционного материала наружных стен позволяет снизить потери тепла через ограждающие конструкции, повысить их энергоэффективность и в несколько раз сократить сроки возведения ограждающих конструкций перекрытий и перегородок. То есть это можно без преувеличения назвать революционной технологией строительства.

– Я так понимаю, эти конструкции пожаростойки и применялись, в том числе, при строительстве объектов в пожароопасных зонах?

– Стальная конструкция находится в сердечнике и заполнена пеногипсобетоном, что является пожарной защитой металла от воздействия огня. Также есть несъемная опалубка в виде цементной плиты, тоже имеющей хорошие показатели по пожарной безопасности. Это дает дополнительную защиту сооружения от воздействия огня. Как я и сказал, это еще и дополнительные показатели по теплопроводности и звукоизоляции – проще говоря, эффект термоса. Обычно летом необходимо применять системы вентиляции для того, чтобы охлаждать помещение летом, а зимой согревать. Мы сохраняем необходимую температуру внутри помещения и летом, и зимой. То есть, в том числе решается вопрос энергосбережения. Эта технология может быть реализована как при возведении новых объектов, так и при реконструкции и модернизации жилищного фонда в кратчайшие сроки. В частности эти технологии мы успешно применяли в строительстве жилья для военнослужащих и программ переселения из ветхого фонда жилья.

– Получается во многом революционное решение жилищного вопроса. Пожаростойкие, теплые, экологически чистые, легко возводимые дома. Это идеальный вариант для всех, кто нуждается в жилье.

– Мы достигаем результата развития программы по секторам. Это жилой и нежилой секторы. Жилой – по программе малоэтажного жилья, где данная технология позволяет строить здания до трех этажей. Для Минобороны мы можем предоставить проект казарм. Можем строить инфраструктурные проекты: детсады, поликлиники, школы, соблюдая все требования. Получается, что мы строим также нежилой сектор, в зависимости от технического проекта.

– Насколько я знаю, к проекту есть интерес со стороны иностранных инвесторов?

– Инвесторы из Европы и Китая проявляют живой интерес. Мы общались с ними, но подробностей не раскрывали. Их интересовала в первую очередь экологическая составляющая. У нас на этот счет есть интересные направления в области инновационных технологий, которые могут быть внедрены. Эти технологии для поддержки программы по энергоэффективности разрабатывают молодые перспективные инструктора-изобретатели. Им, как и европейцам и китайцам, очевидно, что даже новейшие инженерные разработки, которые на сегодняшний день используются, требуют определенной модернизации. Потому что на сегодняшний день мы получаем убытки по потерям энергии, тепла, воды, газа. И если посчитать это в цифрах, то это немыслимые потери. Это не значит, что нужно глобально менять всю систему, но если мы будет последовательно применять созданные этими ребятами системы, они будут давать результат. На следующем этапе, если это будет одобрено всеми необходимыми инстанциями, то у нас есть возможность сохранить энергоресуры, а значит, существенно позаботиться об экологии. Есть ряд молодых изобретателей, которые уже сейчас готовы показать результат этой работы. У нас есть системы по модернизации тепла, автономным сетям по обеспечению электроэнергии, водой, систем водоподготовки, приборов учета тепла, систем солнечных батарей и т.д.

– То есть действительно Сотвори Солнце Своими Руками?

– Да, буквально. Причем это все отечественные разработки наших молодых изобретателей, которые готовы с нами сотрудничать и вести научное сопровождение. Если это будет одобрено, есть возможность создать дополнительные рабочие места и организовать мини-заводы по производству этих опытных продуктов. Не для того, чтобы организовать конвейерную продукцию, а чтобы была возможность использовать их в наших проектах. Мы планируем сегментами строить по регионам малочисленные, по 5 тысяч жителей, компактные поселки, включая все эти инновации. То есть дома проекта СССР можно вполне назвать «умными домами», по крайней мере они будут давать оптимальные результаты по энергосбережению.

– Насколько я знаю, вы находите этих молодых ученых непосредственно в технических вузах?

– Да, у нас много ребят из МГСУ, есть Кулибины из МГТУ им. Баумана, из МИФИ. Столько талантов, которые зажаты политической ситуацией! Они не могут найти той возможности, той финансовой и политической поддержки, чтобы это могло работать. А идей очень много. Не теоретических, а практических. Которые можно хоть сейчас брать. И будет возможность стимулировать их труд и желание работать в этом направлении, а пока они зажаты. Много специалистов из технических вузов сидит без работы.

– Это правда. Но существуют же программы поддержки для талантливых молодых ученых, различные гранты и премии на поддержку научных разработок, советы молодых ученых и специалистов, которые отбирают эти проекты для поддержки.

– Да, но все равно не все они услышаны. Ежегодно только пять научных коллективов получают премии президента, а их же в стране огромное количество. Советы молодых ученых и специалистов привязаны к руководству вузов и не самостоятельны в своих решениях. Ну и самое главное – молодые ученые не должны искать инвесторов – ездить на форумы и конвенты с их многоступенчатым и не всегда объективным отбором, это инвесторы вроде меня должны искать молодых ученых. На сегодняшний день я стараюсь поддерживать наиболее интересные для меня проекты, но я не могу поддержать все. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы обратили внимание на те разработки ребят, которые уже получили свою технологию. Это передовое перспективное направление, российское ноу-хау, которое реализуется молодыми и на этапе разработки, и на этапе строительства.

В дальнейшем мы хотим в комплексе внедрить все новации инженерного обеспечения «умного дома» по электроэнергии, теплу, воде и сделать все без исключения системы обеспечения энергоэффективными. Тогда это будет настоящее жилье будущего.

– У меня на руках документ еще об одном ноу-хау: лечебно-оздоровительном комплексе, который поможет и в спорте высших достижений для реабилитации спортсменов, и подготовки к соревнованиям, и в программе здорового образа жизни, которая сейчас реализуется на территории Российской Федерации…

– Специалисты ВОЗ определили, какие факторы влияют на здоровье человека. Как выяснилось, здоровье человека зависит на 8% от медицины, на 15% от наследственности, на 10% от социальных условий, на 7% от климата и на 60% от образа жизни. Вот этим 60% и будет посвящена программа нашего лечебно-оздоровительного комплекса. Он позволит за короткое время, которого так нам всем не хватает, восстановить силы и получить заряд жизненной энергии. Отличительной особенностью данного проекта является многофункциональность комплекса, включающая в себя грязевые, йодобромные, минеральные, солевые, гейзерные и морские бассейны. Основной составляющей ценностью комплекса является возможность сочетания технологии искусственного подогрева с природными лечебными составляющими российского происхождения, превосходящими зарубежные аналоги. В конечном итоге, это отдых, профилактика здоровья, доступность для каждого – то есть забота о гражданах России.

– Подобные комплексы могут строиться рядом с молодежными лагерями. Вот лагерь «Селигер» сейчас будет реализовываться на Кавказе. Построить там такую молодежную деревню…

– Можно разделить на сегменты, выбрать объединяющий комплекс. Если мы говорим о центральной полосе – это может быть в Твери, Костроме. Если мы говорим о Северном Кавказе – Краснодар, Ставрополь. Будем называть это поясами. Если это Северный федеральный округ – под Питером. Это будут города-спутники, которые между собой связаны передовыми инновационными технологиями, что позволяет им общаться между собой.

– Подобный городок можно сделать рядом со Сколково, чтобы для тех, кто туда из других регионов приезжает, была возможность там жить.

– Для молодых ученых, которые работают в этом инновационном центре. А также, если мы хотим развивать международную составляющую. В прошлом году, например, в лагере на Селигере ребята, которые приезжали из других стран, были удивлены, что приходится жить в палатках. Они могли бы поучаствовать непосредственно в строительстве жилья, ежегодно туда приезжать, жить, учиться.

– Это может быть и ведомственное жилье…

– Мы с вами разгружаем сложность, связанную с тем, что сейчас мы хотим аккумулировать все те молодые мозги, которые у нас сейчас есть, но физически это невыполнимо. Но чтобы не обделять те таланты, которые не вписались в формат или не попали в это количество, они могут находиться за счет этой возможности в регионах. Они будут знать, что входят в холдинг головной Сколково, но им не нужно будет приезжать в Сколково, они могут быть в технопарке в Сарове или на других инновационных площадках, но они будут знать, что не обделены вниманием.

На базе таких научно-образовательных центров мы сразу же строим такое жилье и не будет миграции молодых талантов и специалистов. Если мы говорим о продвижении тех продуктов, которые будут давать реализацию программы энерогоэффективности, можно будет создавать мини-заводы по производству их на месте и внедрять в системе ЖКХ. Мы сами создаем рабочие места, потому что этот сектор у нас имеет очень слабую сторону.

– Ведя речь о проекте СССР, мы говорим о поддержке молодежи, нуждающейся в жилье, о молодых талантливых ученых…

– Я хотел бы добавить, что мы рассматриваем направление талантов не только как инноваторов-технарей и спортивные надежды, но и людей искусства и нетехнических наук. Это могут быть талантливые музыканты, конструктора, архитекторы, проектировщики, строители, химики. Несмотря на проекты, реализуемые «Селигером» и другими форумами, очень много невостребованных талантов, которые для начала должны быть стимулированы хотя бы пониманием того, что о них знают и что они востребованы государством. Кроме того, мы не должны забывать о молодежи, которая находится в трудной жизненной ситуации. Я говорю и о беспризорниках, и о тех, кто находится в колониях для несовершеннолетних и, выйдя из них, станет бездомным. Таким ребятам будет куда приложить свои силы – начать строить жилье для себя. У нас в планах с представителями РПЦ проект построения по нашей технологии часовен и небольших церквей в исправительных колониях для молодых преступников. Надеюсь, что те ребята, которые примут участие в построении храмов, выйдут на свободу, не только зная технологию передового строительства, но и с желанием построить жилье для себя.

– Вы еще говорили о помощи ветеранам. В том числе ветеранам спорта. Я знаю, что молодые, но уже известные спортсмены готовы участвовать в построении домов по этому проекту для ветеранов спорта…

– Знаете, мне настолько больно смотреть на забытых стариков. Это совершенно особые люди, подлинное национальное богатство нашей страны, которые должны получить хоть что-то на остаток жизни. Я говорю не только о ветеранах войны, которых по пальцам пересчитать, но и о ветеранах труда. Строить нужно не дома престарелых, а дома, где они получат радость. Чтобы каждый гражданин, который считает себя патриотом, не только поздравлял словесно ветеранов с Днем Победы, но взял и пришел бы как волонтер и внес бы маленькую лепту в заботу о ветеранах. Чтобы эти люди понимали, что они услышаны той страной, которой они посвятили свою жизнь.

Я бы спроектировал первый поселок с нашими уникальными домами в виде звезды – где в пяти сегментах дома для: 1) ветеранов Великой Отечественной войны и труда, 2) заслуженных деятелей науки, 3) заслуженных деятелей спорта, 4) заслуженных деятелей культуры и искусства, 5) молодых талантов. Вдоль «лучей звезды» – дорожек я бы сделал каналы – как в Петербурге или Венеции, соединил их пешеходными мостиками. А в центре этой звезды я бы установил «Цветной фонтан Дружбы народов», как на ВВЦ (смеется). Мне кажется, что если бы такой проект был нами построен и с помощью телевидения и Интернета о нем бы узнали по всей России, – это стало бы прекрасным олицетворением Города Солнца, будущего нашей великой страны.

– Будем надеяться, что руководство страны окажет особое внимание этому проекту.

– Очень грубый пример, но можно сравнить наш проект с кашей из топора. Для того, чтобы каша получилась, – топору нужны все ингредиенты. Наша технология и является этим топором. И если к нему присовокупить все направления, все ингредиенты, то этот топор разрубит плотный канат непонимания.

Михаил ТРУБЕЦКОЙ.

P.S. Гонорар за эту статью после уплаты налогов автор попросил перечислить на счет одного из благотворительных проектов, помогающих беспризорным подросткам.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Наговорил на четыре “Оскара”
Отношения без отношений
«Бьютифул»: Обо всем позаботится Вселенная
«Девять»: Кто вернет вдохновение режиссеру?
Сто лет без старости
Коротко 4-2011
Сюрприз от Владимира Кузьмина
«Новая искренность» Алены Апиной
Незабываемый подарок женщинам
Великая “старуха” Малого театра
Эмер умеет быть разной


««« »»»