«Бьютифул»: Обо всем позаботится Вселенная

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Бьютифул»Название нового фильма мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бьютифул» появилось то ли с целью озадачить зрителя поиском смысловых ассоциаций, то ли изначально было задумано как грустная усмешка разума, наблюдающего за распадом современного общества. Это даже не мелодрама о любви.

Мало кто из туристов, приезжающих каждый год в Барселону ради красивых фотографий, догадывается о теневой стороне жизни этого города – об ужасных судьбах нелегальных эмигрантов, населяющих многочисленные подвалы, наркоторговцах и прочей нечисти, за которой день и ночь гоняется полиция. Сами полицейские уже настолько одичали от своей работы, что не особенно разбираются, кто прав, кто виноват. Частенько от них достается совсем не тем, кому надо, и вообще можно случайно попасть под дубинку. Так что гулять по живописным улочкам спальных районов без особой необходимости не стоит. Одним словом, ничего такого «прекрасного» в фильме нет.

Хавьеру Бардему, ранее снявшемуся в красивом фильме Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», выпал шанс познакомиться с другой стороной этого города, далекой от архитектурных красот.

Как и у всех городов, у Барселоны есть светлая и темная сторона – без одной не было бы другой, и наоборот, - замечает он. – Я слышал об этом, но до съемок в «Бьютифул» не бывал на подпольных заводах в иммигрантских районах. Раньше мне казалось, что тут все и так понятно – «нелегалов» то и дело показывают в «Новостях», каждую неделю проводятся полицейские рейды… Но оказалось, что в реальной жизни все куда сложнее.

Уксбаль (Хавьер Бардем) – с одной стороны свой человек в теневом бизнесе, помогающий найти работу китайцам и африканцам, с другой – обладает какими-то аномальными способностями, позволяющими ему слышать голоса умерших. При этом его собственная личная жизнь – сплошная нерешенная проблема. Бывшая жена Уксбаля, Марамбра (Марисель Альварес) имеет серьезные подвижки в психике, периодически отлеживается в соответствующих медзаведениях, пока отец растит двоих детей и, судя по всему, давно лишена родительских прав, как социально опасный элемент. Его способ зарабатывать на жизнь тоже оставляет желать лучшего. В довершение этой «прекрасной» картины, Уксбаль узнает, что неизлечимо болен и жить ему осталось не более двух месяцев. Вот что будет делать человек в такой безнадежной ситуации, если не сойдет с ума, избавив себя от всех проблем и сразу? Об этом, собственно, фильм…

Иньяритту так высказался о своем замысле:

Современное общество страдает тяжелой формой танатофобии. По этой причине я осознаю всю противоречивость ситуации, когда снимаешь поэму о просветленном человеке, погружающемся в тьму смерти, где его поджидает неизвестность.

Фильм действительно очень противоречивый. Зло, существующее в таких объемах, не помещается в голове нормального человека, и никто не объясняет, что с этим делать и во что вообще верить. Остается только удивляться людям, которые продолжают жить ТАМ, улыбаются детям и радуются каждому дню. Бардему гениально удалось передать в своем герое целую гамму эмоций, трудно поддающихся описанию, и сложить образ личности, достигшей высшей степени смирения. До последней минуты он жил полноценной жизнью, улаживая все дела, которые вообще возможно уладить. Совет старой подруги и учительницы Уксбаля заключался в том, что беспокоиться не нужно, так как для этого существует Вселенная. Она должна позаботиться о детях и обо всем остальном. Правда его вопрос «А будет ли Вселенная платить за квартиру?» так и остался без ответа.

Большинство ролей в фильме исполнили непрофессиональные актеры. Актрису Диарьяту Дафф, сыгравшую роль Иге, – сенегальской иммигрантки, нашли случайно в парикмахерской недалеко от Барселоны. Она уроженка Сенегала и уехала за границу, чтобы найти работу. История Иге оказалась ее реальной историей, и из 1200 кандидатур выбор пал на нее.

Картина, конечно, тяжелая. Но философия отношения к жизни впечатляет, Хавьер Бардем прекрасен, а ход творческой мысли Алехандро Гонсалеса Иньярриту имеет какую-то свою уникальную природу и ни на что другое не похож.


Александра Лайт

Дизайнер, фотограф, журналист.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Наговорил на четыре “Оскара”
Отношения без отношений
«Девять»: Кто вернет вдохновение режиссеру?
Сто лет без старости
Коротко 4-2011
Сюрприз от Владимира Кузьмина
«Новая искренность» Алены Апиной
Проект СССР: Сотвори Солнце Своими Руками
Незабываемый подарок женщинам
Великая “старуха” Малого театра
Эмер умеет быть разной


««« »»»