«Девять»: Кто вернет вдохновение режиссеру?

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

8½Фильм «Девять» режиссера Роба Маршалла – это ироническая версия знаменитого «8½» Федерико Феллини и ремейк одноименного бродвейского мюзикла 1982 года. Роб сознательно снял кальку с шедевра Федерико, сохранив сюжетную линию, имена всех главных персонажей, передав дух, но избежав прямого подражания ему. «Девять» стал вторым киномюзиклом для Роба Маршалла, автора знаменитого «Чикаго», который открыл новые таланты у Ричарда Гира, Рене Зелвеггер. А Кэтрин Зете-Джонс он принес первого «Оскара» за «лучшую женскую роль второго плана».

Красавец и любимец женщин Гвидо Контини (Дэниел Дэй-Льюис), самый известный итальянский режиссер, мается от творческой импотенции в разгар подготовки съемок своей новой картины. Пиар-машина давно запущена, а нет даже сценария. Кто вернет режиссеру вдохновение и придаст новые силы? Гвидо ищет музу и в объятиях любовницы Карлы (Пенелопа Крус) и проститутки Саражины (Ферджи), черпает вдохновение в общении с кинозвездой Клаудией (Николь Кидман) и даже советуется с призраком-мамой (Софи Лорен). И призывает на кинопробы своего ангела-хранителя жену Луизу (Марион Котийяр), при этом постоянно обижая и изменяя ей.

Все как у Феллини. Почти все. Появился важный штрих – все герои запели. И сюжет ожил и перестал быть затянуто-занудным. Мюзикл, сойдя с подмостков и попав на экран, как будто дал новую жизнь старому шедевру. Но все равно мы ясно слышим за кадром – кинематограф умер, теперь можно только перепевать, переснимать, переписывать старые сценарии.

танец живота

Главный герой опустошен. Женщины, которые его вдохновляли и которых он любил, всего лишь персонажи, выдуманные, живут только в его воображении, они ничего не имеют общего с действительностью.

Не только «8½» лег в основу фильма. В картине есть сцена у фонтана, где Гвидо разговаривает со своей музой Клаудией. Эта сцена очень напоминает сцену из другого шедевра Феллини «Сладкая жизнь», где шикарная Анита Экберг купается в фонтане Треви. В «Девять» и фонтан поменьше-помельче, и Кидман не обладает ни пышными формами, ни шикарными волосами, которые она демонстративно отстегивает.

Все как-то обмельчало в мировом кинематографе, начиная с идей и заканчивая самими звездами. Тема лживости и иллюзорности, наверное, основная во всей этой странной истории. Вот гениальная реплика из Феллини: «Одинокий эгоист, который вращается вокруг себя и живет за счет себя, оканчивает свой путь или скорбным плачем, или гомерическим смехом, – это слова Стендаля, написанные им после посещения Италии. («Италия» так, кстати, называется и новый фильм режиссера Гвидо Контини, который он так и не начнет снимать). – Если бы мы читали цитаты на обертках шоколада, вместо того чтобы выбрасывать, мы могли бы избавить себя от многих иллюзий».

8½

Зачем что-то сочинять, выдумывать, когда есть старое доброе кино? Этот фильм – плевок в сторону всего мирового кинематографа, а особенно, конечно, американского. Все эти бесконечные скучные картины, сделанные по одному шаблону, наводнили кинотеатры. Искусственные звезды сегодняшнего дня, созданные усилиями стилистов и СМИ – все это лишь пародия на то, что уже было рождено когда-то Мастерами. Но жизнь продолжается. Толпа требует зрелищ и звезд, и режиссеру надо снимать кино и чтобы не сойти с ума, остается только вспоминать и возрождать в себе – маленького, впечатлительного выдумщика-ребенка, который живет где-то глубоко в сердце Гвидо Контини.

Исполнить роль Гвидо на разных стадиях предлагали и Бандерасу, и Хавьеру Бардему. Антонио отказался, под предлогом многократных выходов на подмостки в образе Контини в мюзикле еще в 2003 году в Театре Юджина О’Нила. Хавьер неожиданно вышел из проекта по причине морального истощения, взяв год на отдых от работы. После его отказа в проекте были заинтересованы Джонни Депп (с ним сейчас режиссер работает на четвертой части «Пиратов Карибского Моря») и Джордж Клуни, но Роб Маршалл отдал предпочтение элегантному Дэй-Льюису, получившему «Оскар» в 2008 году за роль в фильме «Нефть». Ради роли Дэй-Льюис даже выучил итальянский язык, чтобы приобрести акцент, с которым говорит его герой. На роль Клаудии была утверждена Кэтрин Зета-Джонс, однако, она потребовала расширения роли своей героини, в итоге выбор пал на Кидман, которая приняла участие в съемках всего спустя четыре недели после рождения своей дочери.

Вероятно, зритель оценит тонкий сарказм режиссера, и «Девять» сменит статус “провальный” на “успешный” в отличие от нерожденной «Италии».

В российский прокат фильм выходит спустя полтора года после американской премьеры, при этом все музыкальные номера не дублированы.


Екатерина Попова-Гамаюн

Художник и журналист, закончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Член Московского Союза художников, Член творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Член-корреспондент Международной академии Культуры и Искусства.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Наговорил на четыре “Оскара”
Отношения без отношений
«Бьютифул»: Обо всем позаботится Вселенная
Сто лет без старости
Коротко 4-2011
Сюрприз от Владимира Кузьмина
«Новая искренность» Алены Апиной
Проект СССР: Сотвори Солнце Своими Руками
Незабываемый подарок женщинам
Великая “старуха” Малого театра
Эмер умеет быть разной


««« »»»