Сто лет без старости

Сто лет назад в Москве появились афиши, извещавшие о том, что 17 февраля 1911 года состоится первый концерт известного исполнителя народных песен Митрофана ПЯТНИЦКОГО с хором крестьян.

Народу на том концерте собралось много. У артистов темные, в мозолях, натруженные руки. Одеты они были в торжественные костюмы ушедшей старины. Взял Пятницкий за руки старую Аринушку Колобаеву – ту, что из Воронежа привез, начал запевать, чтобы не оробели хористы. Аринушка стояла маленькая, строгая, в широкой сборчатой юбке и большом платке. Лицо у старой крестьянки было приятное, тонкое, а уж пела на диво хорошо. Непривычно было слышать в большом рабочем городе, где дымили трубы и гулко звенели под ногами каменные мостовые, простую деревенскую песню. И сразу будто будто ветерок принес в зал запах росных трав, вольного воздуха, деревенский дух.

Не всем пришлось по душе это пение. “Примитивное искусство” – говорили одни. Те же, кто увидел в этом подлинное искусство, услышал чаяния народные, писали Пятницкому: “Сегодня в Москве, среди тревог и суеты большого города, разливалась, звенела, смеялась и плакала старая русская песня. Она всколыхнула со дна души такие чувства, о которых и сказать не просто”. Так родился в России хор, в состав которого вошли крестьяне Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний.

После Октябрьской революции хор стал профессиональным коллективом. В сентябре 1918 года артистов пригласили в Кремль выступить перед курсантами военного училища. Все волновались. Когда открылся занавес, в первом ряду сразу же увидели Ленина с перевязанной рукой после ранения и Н.Крупскую. В тот вечер хор спел более тридцати песен. Успех был оглушительный. А на следующий день Владимир Ильич сказал Пятницкому: “Митрофан Ефимович, в случае, если что вам нужно будет, – напишите мне, я вам помогу”.

В 1927 году Пятницкого не стало. Но дело, начатое им, обрело сильные крылья и широко вошло в жизнь страны. О творчестве Митрофана Ефимовича в 80-е годы прошлого века кинорежиссер Василий Панин снял художественный фильм “Певучая Россия”, где главную роль сыграл Юрий Соломин.

Нет уголка в бывшем СССР, где бы не выступал хор. Сегодня коллектив известен во всем мире. С огромным успехом проходят гастроли коллектива в различных странах нашей планеты. Интерес к России и русской культуре огромен на всех континентах.

С самых первых дней своего существования хор имени Пятницкого оставался верен одному направлению, одному стилю, одному репертуару – народному. Народному русскому искусству. Традиционными становятся ежегодные фольклорные экспедиции, в которых участвуют руководители хора, его солисты. Они выезжают в самые различные края и области страны, встречаются с пожилыми людьми, записывают в их исполнении песни, частушки, а балетмейстеры хора изучают народную хореографию.

За прошедшие годы коллектив возглавляли разные люди, которые привносили что-то свое в творческую палитру хора. После смерти Пятницкого коллективом четыре года руководил его племянник, литературовед-фольклорист Петр Михайлович Казьмин. С осени 1931 года он привлек к работе по музыкальному руководству коллективом композитора Владимира Захарова. С именем Владимира Григорьевича в истории хора связана целая эпоха. Придя в коллектив, он не стал никому навязывать свои идеи и убеждения, а начал с того, что сам стал учеником, постигал у корифеев хора глубину, истинное понимание русской народной песни, ее природу, певческую манеру исполнения таких песен.

В 1962 году старейший в стране хор возглавил композитор Валентин Левашов. В годы его руководства в репертуаре коллектива было слишком много песен современных композиторов – самого В.Левашова, а также А.Новикова, А.Пахмутовой, С.Туликова. Но сегодня Государственный орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого вернулся к своим истокам. В этом несомненно большая заслуга его художественного руководителя, народной артистки России Александры Пермяковой.

Хор Пятницкого – народный хор. А народный хор – это своеобразный конгломерат, в котором все умеют делать всё. В репертуаре коллектива есть номера, когда весь хор танцует, а есть – когда весь балет поёт.

Одной из причин творческого здоровья коллектива, его неувядающей молодости является то, что песни, создавшие славу Хору имени Пятницкого, составившие его золотой фонд, не предаются забвению, а бережно передаются от одного поколения к другому. Звучание хора пленяет не только слаженностью, чистотой интонации, но и большой теплотой, разнообразием хоровых красок и динамических оттенков. Песни и танцы этого уникального творческого коллектива – живое отображение славянской души, потрясающее сочетание народного искусства и профессионального совершенства. В этом еще раз убедились те зрители, которые в первый день весны побывали на юбилейном концерте хора в Государственном Кремлевском дворце.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Наговорил на четыре “Оскара”
Отношения без отношений
«Бьютифул»: Обо всем позаботится Вселенная
Кто вернет вдохновение режиссеру?
Коротко 4-2011
Сюрприз от Владимира Кузьмина
«Новая искренность» Алены Апиной
Проект СССР: Сотвори Солнце Своими Руками
Незабываемый подарок женщинам
Великая “старуха” Малого театра
Эмер умеет быть разной


««« »»»