НАРУШАЯ ПРАВИЛА ИГРЫ

Бог, говорят, любит троицу. В третий и последний раз сегодня, в нарушение традиции, под рубрикой “КГ” выступит экс-студентка. (Этим выступлением мы заканчиваем сериал фрагментов дипломной работы, посвященной “НВ”.) Впрочем, когда она станет главным редактором какого-либо издания, то возвращение ей гарантировано. Потому что ни одному главному редактору (нынешнему, бывшему, будущему) любого журнала (газеты, бюллетеня, листовки) дорога сюда не заказана. На здоровье… Только, пожалуйста, вытирайте ноги.

Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.

Господин главный редактор.

НАРУШАЯ ПРАВИЛА ИГРЫ

Расстановка материалов в «Новом Взгляде» – образ жизни газеты. Привлечение большими гонорарами с возможностью подурачиться, столкнуть лбами, но не пререкаясь, а тут же, на страницах. Додолев может себе это позволить. Да, оттенить свою размеренность и рассудительность эмоциями, например, Новодворской, которая и здесь выступает в роли “рыжего”.

«НВ» умудряется сочетать и плохое, и хорошее. В этом плохом привлекает симптоматичность, неслучайность представленного, возможность разглядеть в нем содержание и направление нынешнего движения, как не разглядишь его только в хорошем.

В “Литературной газете” от 2 декабря 1965 года приводится фрагмент пресс-конференции советских и иностранных журналистов, который стал в прямом смысле хрестоматийным: “Отвечая тем зарубежным критикам, которые говорят, будто бы в Советском Союзе нет свободы творчества, М.Шолохов заявил: “Главное – писать честно, но весь вопрос в том, как писать, честно глядеть в глаза своей власти, а не завоевывать популярность, публикуя свои произведения за рубежом”.

Опустим комментарии. Эти слова мною приведены для того, чтобы оценить современную ситуацию свободы творчества (объединяя в это понятие и журналистику). Власть переменилась. Поддерживать, а тем более “глядеть в глаза своей власти” считается хорошим тоном только в специфических, узких кругах политизированной печати. Как это видно из исследований Михаила Глобачева: “Одновременно активно воплощается в жизнь модель квазипартийной литературы: формально независимая газета с постоянным кругом политически ангажированных авторов обслуживает широкие круги единомышленников. Это не только неподражаемая “партия духовной оппозиции”, но и “Экспресс-хроника” – “партия либеральных правозащитников”, и просто “Хроника”, ностальгическая боевитая газетка, тяготеющая к “партии исполнительной вертикали”. Есть свой орган и у “партии Руслан Имраныча”: тяжеловесная “Российская газета”, обласканная миллиардными дотациями Верховного Совета.

Возможно, не совсем внятно, но я пытаюсь сформулировать понятие журналистской честности сегодня. Это “преданность” своему изданию. Честное следование концепции. Честность в «НВ» – это способность раздражать. Честно, самоотверженно вкладывать в материал все, что может раздразнить. “Дразнят” почти все пишущие в «НВ».

Если “патриошизики”, как заметил Глобачев, “утюжат читательские мозги лошадиными дозами мрачной напыщенности”, то «НВ» объединил людей, способных “взъерошивать”, используя имя, личность. Разные эмоции и суждения вызывает это стремление «НВ» у коллег.

Но все же надо учитывать, что пресса распалась по глубине цели подачи информации. Нет причин трагедизировать. Без сомнения, коллективы, делающие газеты, разнятся своими представлениями о подаче материалов. Уже нет никакой возможности “поднять” или “опустить” прессу на один уровень, свести под стандарт. Не хочу проводить аналогии цветов западной прессы. Потому что параллели можно найти и с “бульварной”, “желтой” прессой. Не в патриотизме дело, а в различиях аудиторий, социальных слоев, запросов и т.д.

На страницах «НВ» культивируется вопрос проблем прессы. Так, Додолев в знаменитом интервью “Коротич предвещает Час Жлоба” отводит целую главку под “Маленький пресс-парад”.

У каждой газеты определенные правила игры, если даже она играет в свободу и независимость. У “МК” – своя, у «НВ» – своя, в обоих вариантах шокирующая лексика, только «НВ» тут выглядит явно старше, наоборот, раздвигая круг читателей огрубевшим русским языком. Который подкупает своей реалистичностью, благо у всех есть возможность сравнивать. Жест пишущего заключается в рамки, которые только и придают ему смысл. Важно, чтобы жест возникал в результате научения, а не отказа или иного импульса.

Радзиховский по этому поводу отмечает: “Очень трудно писать, сохраняя хоть малую долю правды”. И все пишущие люди знают эти унылые правила игры. Знаю их, конечно, и я, но по какой-то врожденной вредности так и тянет иногда их нарушить. …Вот поэтому, наверное, я с удовольствием сотрудничаю с «НВ». Мне далеко не все близко в этой газете. Но я в ней ценю то, что могу писать, что думаю, нарушая правила игры.

…«НВ» стремится быть газетой для всех, и уж никаких возрастных рамок не подразумевается. Сыграла свою роль примитивная арифметика. Бесплатное приложение к “МП”. Семья – минимум два поколения. Что-то шокирующе интересное передавалось из рук в руки, вскоре пришла потребность в издании коммерческих сборных 8-полосных выпусков, продающихся с осени 92-го только в розницу, аудитория выросла.

Обобщая, следует сказать, что «НВ» не ориентируется на вынужденную аудиторию “МП”, она оказалась для издания только рассчитанной ступенькой роста.

“Для «Нового Взгляда» правила не писаны”. Постоянно повторяется этот постулат редколлегией газеты. Аудитория читающая, свободна и от политических или национальных принципов, нет ничего предосудительного ни для кого. Как есть это у читателей, например, “Нашего современника” или газеты “День”.

“Считайте, что у нас врожденный дальтонизм, мы не различаем цвета и оттенки: что коричневый, что голубой, что красный – все едино. Главное для «НВ» – человек”.

Итак, раздразнить, раздражать – всех. Радовать, поддерживать – всех. Быть стыком между, чтобы все дороги вели в «НВ». Возможность делать именно так, как мы это видим сегодня, пришла не сразу. Даже мудрая додолевская арифметика популярности прошла через тернии. Немаловажно обратить внимание на подводные камни, сконструированные традициями нашего общества. Не все гладко даже сегодня. Вернее, и сегодня не все просто. Не имею возможности привести мнение телекомпании ВИД – стороны, задетой Додолевым. Но его манера расстановки сил уже сама по себе интересна.

Но все же как спорны ни были бы средства, цель достигнута. Успех.

В разные эпохи, в разных странах существовал, да и сейчас существует интереснейший праздник – карнавал. Где-то он длится три дня, где-то две недели. И на весь этот срок обычные законы поведения уступают место законам карнавальным. Что весь год нельзя – в дни карнавала можно. Все в масках, все на “ты”. Знакомиться на улицах, танцевать на площадях, горланить песни и ходить обнявшись не только прилично, но и прекрасно. Люди раскованны, свободны, каждый в городе – хозяин.

Собственно, карнавал – это всеобщая разрядка, после которой легче вновь поднять на плечи многочисленные обязанности будней.

Думается, что для большей части читательской аудитории «НВ» несет ощущение разрядки. Все на “ты”, свободно выражают свои мысли, дурачатся, не зная правил.

Анна ШАРИК,

выпускница МГУ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Мантры, рекомендуемые для пробуждения прорицательского дара:
ЭДИТА ПЬЕХА. Меню
НОВЫЕ МЕТОДЫ В КРИМИНАЛИСТИКЕ
Не отдадим наше право налево!
СТУКАЧИ И ОБВИНЯЕМЫЕ
НИЧЬЯ КАК ОБЩИЙ КАЙФ
ШОКОЛАД И ТАЧКИ КАК МЕЧТА
ЖАКЕТ ОТ МОНТАНА
“Я БЫЛ ПОД ОБСТРЕЛОМ В ЧИСТОМ ПОЛЕ”
НАРОД ВСЕ ПОНЯЛ
Я НЕ АНТИСЕМИТ!
ТОРГОВЛЯ ЖИВЫМ ТОВАРОМ


««« »»»