Я слышу зов корней своих…

        Сергей ЗАЙЦЕВ – кинорежиссер, член-корреспондент Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, директор и художественный руководитель киностудии «Русский путь», Президент Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье». Предлагаем вашему вниманию беседу нашего корреспондента с человеком, творческий путь которого тернист, но необыкновенно плодотворен.

– Сергей Леонидович, у вас первое образование музыкальное. Вы композитор?

– Да, было такое в моей жизни.

– И вдруг вы резко развернулись, пошли учиться на Высшие режиссерские курсы. Чем это вызвано?

– В Гнесинское училище меня занесло увлечение популярной музыкой. Когда я посмотрел фильм «АВВА», шедший в нашем прокате в 1981 или 1982 годах, то так «заболел» ими, что пошел учиться игре на фортепиано. Параллельно закончил школу по тромбону, играл на бас-гитаре, на балалайке, на ударных… Но учась в Гнесинке, я вспоминал про кино все чаще и чаще. Вот как захватил он меня с детства – советский наш великий кинематограф, представленный замечательно во всех жанрах, так это, видимо, во мне и сидело. Уже после Гнесинки я постигал науки сначала на сценарных курсах при ВГИКе, а затем на Высших режиссерских курсах. Человек в итоге делает то, что он хочет. Мы живем так, как мы хотим – это мое глубокое убеждение. То, что имеем, того и заслуживаем. Это все наших рук дело: то, что вокруг нас, то, чем себя окружили, чего добились во всех смыслах – и хорошего, и плохого.

– Вы сказали как «мы живем», а как вы лично живете?

– Я стараюсь не жаловаться на жизнь. У меня, как и у всех, есть проблемы, иногда и горькие мысли посещают. Периодически возникает в душе паникообразное состояние: как я все успею! Обычно получается так: либо все успеваешь, либо не успеваешь то, что не надо. Вообще Господь удивительно жизнь нашу устроил: человек может успеть абсолютно все, что он хочет в своей жизни! Средняя продолжительность жизни совсем не мала для этого.

– Тогда следующий вопрос, почему именно документальное кино?

– Документальное кино получилось совершенно неожиданно. Я закончил мастерскую игрового кино и документальное не собирался снимать. Но это интересный жанр. А сейчас-то документальное кино гораздо интереснее, чем игровое. Это не значит, что я не хочу сделать игровое кино – вернуться к своему изначальному предназначению. Но документальное кино гораздо многограннее. Это же не придуманное! Вот в чем его прелесть. Вот в чем мой интерес к нему заключается. Не придуманное! Подлинное!

– Документ жизни… Именно это притягивает?

– Да. Я человек, который зов корней своих слышит совершенно отчетливо. Конечно, я не пришел в документальное кино по щелчку пальцев. Просто в середине 90-х кинематограф был абсолютно разрушен в России, и снимать было нечего и не на что. А снимать очень хотелось хоть что-нибудь. Документальное кино, безусловно, снять проще.

– Но, наверное, и судьба его сложнее?

– Конечно. Я вообще считаю, что документальное кино у нас сейчас в катастрофическом положении находится. Жанр погублен. Настоящего авторского документального кино попросту нет. Его можно увидеть только на каких-то специальных фестивалях. Но ведь в залы эти, как правило, ходят истинные любители, а это очень маленький процент от населения того или иного города. Поэтому массовый зритель документальное кино не может посмотреть.

– А что может дать толчок к развитию документального кино?

– Авторское телевидение. Но телевидение сейчас не будет этого делать: оно сейчас к другому приучило нашего зрителя – не думать над какими-то серьезными проблемами, просто пережевывать информацию.

– Что заставляет вас продолжать снимать документальное кино, несмотря на трудности, связанные с ним?

– Не знаю – меня просто влечет к нему. Кроме того я не хочу заниматься производством однодневного продукта – то, чем все телевидение, все каналы занимаются. Сняли, посмотрели, забыли, стерли кассеты. Я хочу, чтобы то, о чем я говорю, оставалось, доходило до людей. Пусть не сразу, пусть через пять, через десять лет. Надо пытаться говорить о вечном. Один мой приятель – писатель вывел такую формулу: люди переживают испытание: кто-то – смертью, кто-то временем, кто-то вечностью. Высоцкий пережил испытание смертью. Его помнят двадцать пять – тридцать лет после смерти. Гумилев пережил испытание временем, а Шекспир – испытание вечностью. Кинематографу вообще отроду сто лет. И за сто лет он трансформировался колоссально. Кинопродукт быстро устаревает. Но есть произведения, которые люди всегда смотрят. Чарли Чаплин, например. Мне хочется к этому стремиться. А иначе я делал бы какую-нибудь передачу на телевидении и зарабатывал деньги. Но ведь не в этом смысл жизни.

– А в чем, можете сказать?

– Я человек верующий, поэтому считаю себя человеком грешным. Грехи свои пытаюсь осознавать. О профессии же могу сказать следующее: я заметил в последнее время, что произведение искусства, в котором нет Бога, меня не интересует. Зачем такое произведение вообще нужно? Ведь иначе получается, что это показ каких-то пороков, желаний, разыгрывание сиюминутных ситуаций, страстей. Все это не пища для души, ума и сердца. Выпускать такие произведения – богопротивное дело. Это то, чем в основном занимается наше телевидение, кинематограф, литература современная… Тенденции печальны. Конечно, они во многом продиктованы новыми рыночными условиями, в которые погрузилась страна. Но что делать? Если ты считаешь себя художником, то надо оставаться честным и думать о Боге. В этом отчасти и есть смысл жизни, который до конца не дано постичь.

– За фильм «Погибли за Францию» вы получили «Золотого орла»

– «Погибли за Францию» я сделал в 2003 году (до него я снял уже три фильма), просто он был отмечен разными наградами, и до сих пор продолжает получать. В прошлом году из Можайска я привез Гран-при с фестиваля документальных фильмов «Бородинская осень». Людям нравится эта картина. Хотя я не считаю ее лучшей своей работой. Для меня лучшим фильмом является картина «Чаша» из дилогии о красноярском художнике Андрее Поздееве.

– А какова прокатная ситуация с вашими фильмами?

– Ну, на судьбу ленты «Погибли за Францию» я не жалуюсь. Его показала масса региональных компаний, РТР, французский канал «Одиссея», для двух показов фильм закупает наш канал «Культура». Что касается других картин, то их постигает та же участь, что и основное количество документальных картин моих коллег – российских документалистов – их смотрят на фестивалях, на разовых встречах со зрителями.

– На что же тогда живет документалист?

– На деньги, которые он получает в качестве гонорара от своей конкретной работы. Министерство культуры и Комитет по телекоммуникациям финансирует авторское документальное кино, другое дело, что эти фильмы не берет к показу телевидение. Поэтому нет этого мостика от заказчика к зрителю. Фильмы делаются и кладутся на полку, их не смотрят – вот в чем катастрофа! Мы видим документальное кино лишь то, которое производит сам телевизионный канал. Но это часто нельзя даже считать документальным кино, потому что оно форматное, а не авторское.

Я смотрю, просто быть режиссером документального кино вам мало. Вы возглавили киностудию «Русский путь». Там снимается не только ваше кино, но и фильмы ваших собратьев по документальному творчеству. Создали киноклуб, где проходят сеансы документального кино. Возникает фестиваль «Русское Зарубежье», вы учреждаете медаль имени Михаила Чехова, которую уже получили Джоанна Мерлин, актриса и педагог, последняя прямая ученица Михаила Александровича, Никита Михалков, Сергей Юрский, Марина Влади, выдающийся итальянский драматург Тонино Гуэрра. Вы постоянно расширяетесь…

– Я не то, чтобы расширяюсь, я не люблю упираться в потолок. Отвечу словами героя моего фильма Андрея Поздеева: «Вот говорят, что выше потолка не прыгнешь, а я все прыгаю и не знаю, где этот потолок». Помимо студии, которая занимается производством кино, мы еще создали архив аудиовизуальных документов русской эмиграции в Доме «Русского Зарубежья» имени Солженицына. Наш фестиваль «Русское Зарубежье» посвящен проблемам русской эмиграции всех периодов. Безусловно, все эти дела требуют моего пристального внимания и кропотливого труда, но это, как говорится, уже поставлено на рельсы и работает без каких-либо сбоев. Поэтому мне хочется заняться еще чем-то. Думаю, это снова будет кино.

– А что происходит с вашим мюзиклом «Левша»?

– К сожалению, на мюзикл у нас пока нет денег. Работа приостановлена. Пресловутый кризис. Хотя я думаю, что мы сейчас доделаем саундтрек – выпустим пластинку мюзикла «Левша». Это в высшей степени талантливый материал Саши Шевцова, композитора и автора текстов.

– Вы гостили в Америке, смотрели их мюзиклы. Что вы вынесли из этой поездки, что поняли?

– Мне действительно было любопытно увидеть продукцию Бродвея, в частности, мюзиклы «Отверженные» по Гюго и «Мэри Поппинс». Конечно, это блестяще сделано с точки зрения технической, но некая механистичность все же присутствует. Я сделал главный вывод – мы ничуть не хуже. У нас есть прекрасные композиторы, замечательные режиссеры-постановщики, великолепные актеры… Единственно, культура производства у нас подкачала.

– Что сейчас стоит на очереди в вашей работе?

– В моих ближайших планах два фильма: одна картина о русских военных эмигрантах двадцатых – тридцатых годов, другой фильм о русско-французском сотрудничестве в годы Второй мировой войны. Рассчитываю обе ленты сделать к шестидесятилетию Победы.

– Как вы все успеваете?

– Главное – не сидеть на лавочке и сетовать на трудную жизнь, жалеть себя и других, а трудиться, работать, не покладая рук.

Галина ПЕРЕВЕРЗЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Военные игры Дианы Арбениной
Алый король, или 20 лет спустя
В Москву Z.I.M.A пришла
Юбилей легендарного фестиваля
Сати Казанова напоила Дайнеко
Кама собирает гостей
Страйк на вечере памяти Михея
Сказка про то, как Иван Каменную Княжну спасал
Коротко. Концерт памяти Муслима Магомаева…


««« »»»