Иудейские войны-2

Новая волна

В России хватает конфликтов. Национальных, религиозных, политических. В основе одних – конкуренция или личные амбиции. Другие – итог противостояния групп и альянсов, число которых в огромной стране исчислению не поддается. Третьи отражают сложную и противоречивую историю государства. Об одном можно сказать с уверенностью: конфликты спровоцировать легко. Причем не только специально, но и вовсе того не желая. Гасить же их – чрезвычайно трудно, а обходятся они дорого. И, к сожалению, отнюдь не одним только их участникам. Особенно это касается сфер национальных и религиозных отношений. Вдвойне – отношений внутринациональных и внутриобщинных.

Нельзя не отметить, насколько мало головной боли причинял на общенациональном фоне длительный период времени руководству страны «еврейский вопрос». Долгая история приучила еврейские общины искать и находить компромиссы в спорах, не вовлекая в это власти и не делая их заложниками собственных проблем, точно так же, как и власти мудро дистанцировались, елико возможно, от еврейских «разборок».

Именно поэтому такое внимание прессы – и отечественной, и зарубежной – вызвал длившийся несколько лет конфликт между «главными московскими синагогами» – Большой Хоральной и хасидской, в Марьиной роще. Замять его без особого резонанса удалось во многом благодаря твердой позиции руководства ведущего светского еврейского объединения страны – Российского еврейского конгресса. Начинавшееся противостояние двух крупнейших еврейских религиозных объединений, ФЕОР и КЕРООР, затихло, а оба их руководителя – любимец отечественной интеллигенции раввин Шаевич и амбициозный талантливый менеджер раввин Лазар -– в полном соответствии с плюралистической еврейской традицией сохранили за собой титул главного раввина России. Какие подводные камни таились в этом конфликте, как именно его спровоцировал известный олигарх, чья политическая активность вскоре после начала «иудейских войн» вместе с ним переместилась в Лондон, и зачем ему это было нужно – вопросы, которые, казалось еще недавно, имеют исключительно историческое значение.

Активисты ФЕОР покинули Большую Хоральную синагогу после нашумевшего инцидента, окончившегося зимним купанием секретаря раввина Лазара в синагогальной микве. Их деятельность сосредоточилась на территории опекаемых объединением синагог и общинного центра в Марьиной роще. КЕРООР в свою очередь закончил реставрацию здания Хоральной синагоги к ее столетию и приступил к реализации проекта строительства собственного общинного центра на участке, выделенном городскими властями на другой стороне улицы, по соседству с участком, выделенным ими Российскому еврейскому конгрессу. Эти здания должны были составить единый общинный комплекс, куда, помимо них, вошли бы Хоральная синагога, здание РЕК и образовательный центр Еврейского Агентства.

Еврейская внутриобщинная жизнь российской столицы нормализовалась по принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Однако на днях ее мирное течение было нарушено самым неожиданным образом. В пятницу, 30 ноября, в Хоральной синагоге раввины и прихожане обсуждали ситуацию, грозящую буквально взорвать с трудом достигнутое равновесие и открыть новые «иудейские войны», еще более ожесточенные, чем прежние. Фонд «Ор-Авнер», монопольным «держателем акций» которого является известный израильский предприниматель Лев Леваев, объявил о претензиях на реализацию проектов общинных центров КЕРООР и РЕК. Речь, судя по информации, открыто расходящейся из Марьиной рощи, идет едва ли не об окончательном решении, принятом в пользу Леваева городскими властями.

В полной ли мере эта информация соответствует действительности, или речь идет о своеобразной «психологической атаке» в преддверии реальных шагов – не столь важно. Важнее то, что для прихожан Большой Хоральной синагоги возведенный напротив нее центр «Ор-Авнер», переводя ситуацию в термины, более привычные для отечественного читателя, мало чем отличается от католического костела в Кремле. Либо протестантской кирхи в Ватикане. Или, если угодно, синагоги, построенной напротив Большой Мечети в Мекке. Для Российского же еврейского конгресса, объединяющего не только элиту отечественной еврейской культурной и научной интеллигенции, общественных деятелей и руководителей общественных организаций, но и предпринимателей, имеющих мировую известность – это конец с огромным трудом достигнутого спокойствия на российской «еврейской улице» на долгие годы.

Раввинам и прихожанам Хоральной синагоги, обсуждавших на повышенных тонах ситуацию с очередным грядущим «пришествием хасидов», было ясно, что «отцы города» ни в коей мере не являются инициаторами очередной внутриобщинной войны и могут быть вовлечены в происходящее только невольно. В конце концов, аргументируя свои планы, израильский магнат вряд ли говорил о том, что ФЕОР является такой же его личной монополией, как и «Ор-Авнер». Еще менее вероятно, что он говорил о своих поистине грандиозных амбициях – реализованных и нереализованных. Зато о них помнят другие. Лев Леваев был не только одним из тех, кто организовывал Российский еврейский конгресс, но во времена Владимира Гусинского был у того вице-президентом. Был он и партнером действующего президента КЕРООР, Аркадия Гайдамака. Но не сработался ни с тем, ни с другим. Его не без основания считают мотором идеи «объединения еврейской общины России» под собственным патронажем, которая вызвала в недавнем прошлом волнения во всем еврейском мире. Мотором, но, повторим еще раз, – не инициатором. «Олигарх-изгнанник», стоявший у истоков этой идеи, как обычно в его практике, остался «за кадром», однако, его роль хорошо известна.

Случайно ли закладывается еврейская «мина замедленного действия» в преддверии парламентских и президентских выборов, действует ли Леваев по собственной инициативе или является очередным инструментом лондонского «делателя королей» – вопрос особый. Не следует забывать, что нет более громкого повода для международного скандала, чем проблемы еврейской общины. Тем более – общины религиозной. Точно так же, как не следует забывать, что если поводов для такого скандала в обычной жизни нет, то с точки зрения тех «друзей России», для кого «чем хуже, тем лучше», повод для скандала нужно создать. Сегодня руководство страны обвинить не в чем: борьба с ксенофобией является приоритетом властей, эмиграция евреев не ограничивается, как не ограничивается возвращение в Россию бывших эмигрантов, общинная и религиозная жизнь процветает, а отношения России с Израилем укрепляются, несмотря на большое число желающих их испортить. Но завтра – с того момента, как вместо Российского еврейского конгресса и КЕРООР общинный центр напротив Хоральной синагоги начнет строить Леваев – ситуация станет неконтролируемой, и взрыв будет так же неизбежен, как неизбежен он в пороховом погребе, куда брошен горящий факел.

Именно это понимали и понимают раввины и прихожане Большой Хоральной синагоги, обсуждая будущий конфликт, возникающий вокруг еще вчера спокойной ситуации. В ходе обсуждения была выдвинута и версия об обычной конкуренции: теоретически могло ведь оказаться, что небольшой участок земли на маленькой московской улице представляет для владельца международной строительной империи Леваева деловой интерес достаточно серьезный, чтобы он пошел на то, что в тысячелетней еврейской практике считается аналогом современного рейдерства. Увы, сторонников этой версии не нашлось даже среди самых наивных участников собрания. И, значит, остается ждать. Либо того, что власти примут решение в пользу Леваева и «иудейских войн». Либо сохранения «статус кво» и внутриобщинного мира.

Те, кто полагает, что вопрос о том, что именно, где именно и зачем именно строит та или иная еврейская организация – вопрос чисто хозяйственный, увы, ошибаются. Это не так. Далеко не так. И остается лишь надеяться на то, что в этой непростой ситуации руководство Москвы примет решение, которое уничтожит в зародыше саму возможность конфликта, который неизбежно выплеснется далеко за пределы города и страны. В конце концов, в аналогичных ситуациях «отцы города» не раз доказывали, что являются не только «хозяйственниками», но подлинными патриотами – и России, и ее столицы.

Виктор СМИРНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Картина, потерянная во времени
Пора бы и Запад завоевать
Богиня любви
Хочешь быть здоровым и красивым? Будь…
В глушь, в Саратов


««« »»»